Компьютерная зависимость школьников и пути её преодоления
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 14:28, курсовая работа
Краткое описание
Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: разработать программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Задачи исследования: 1. Проанализировать научно–методическую литературу по проблеме. 2. Составить программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков. 3. Выявить место компьютера в жизнедеятельности современных детей и подростков. 4. Разработать рекомендации для родителей и детей по профилактике компьютерной зависимости.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Компьютерные технологии в современном обществе………...…5 1.1 Социализация детей и подростков через компьютерные игры……………5 1.2 Специфика компьютерных игр.......................................................................6 1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченности компьютером….9 Выводы по первой главе………………………………………………………12 Глава 2. Детский досуг, его роль в развитии школьников и профилактика компьютерной зависимости…………………………….….13 2.1 Особенности детского досуга, его содержание............................................13 2.2 Компьютерные клубы, как современная форма досуговой деятельности.17 2.3 Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости……………………18 Выводы по второй главе………………………………………………………23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……28
Исследование места компьютерных
технологий в структуре досуга детей и
подростков.
Задачи исследования:
Изучение структуры досуга детей и подростков.
Разработка воспитательной
программы профилактики компьютерной
зависимости среди детей и подростков.
Реализация программы профилактических
мероприятий воспитательной программы.
Разработка методических рекомендаций
для родителей по профилактике компьютерной
зависимости детей и подростков.
2.3. Разработка программы
воспитательных мероприятий для детей
и их родителей по профилактике компьютерной
зависимости
Пояснительная записка
Мы живем в эпоху бурного развития
средств массовой информации, появились
новые информационные технологии, люди
все активнее пользуются персональными
компьютерами и системой Интернет.
Компьютеризация всех сфер
общественной жизни человека – одно из
самых впечатляющих событий последней
четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой
частью современной жизни, захватывая
своим влиянием современных детей и подростков.
Изучению специфики взаимодействия детей
и подростков с компьютерами посвящено
множество исследований (М. Коул, С. Пейперт,
А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и
др.).
Сегодня информационные технологии
в целом, и компьютерные технологии в частности,
оказывают огромное влияние, как на общественное
сознание, так и на формирование индивидуальности
каждого человека. В настоящий момент
увеличивается количество детей и подростков
умеющих работать с компьютерными программами,
в том числе и играть в компьютерные игры.
Вместе с тем несомненным положительным
значением компьютеризации следует отметить
негативные последствия этого процесса,
влияющего на социально – психологическое
здоровье детей и подростков.
В последнее время участились
случаи обращения родителей к специалистам
по поводу детского воровства, агрессивности
детей, их подавленного настроения, повышенной
тревожности, пропусков занятий в школе
и бродяжничества. В процессе изучения
проблем данных семей выявляется причина
такого отклоняющегося поведения - это
новый вид зависимости – компьютерный.
Родители жалуются на то, что компьютерные
игры стали основным интересом детей,
подчиняющим поведение, заполняющим всё
свободное время и блокирующим развитие
других интересов.
В связи с актуальностью данной
проблемы мы предлагаем воспитательную
программу профилактики компьютерной
зависимости среди детей и подростков
в общеобразовательной школе.
Цель данной программы: профилактика
компьютерной зависимости среди детей
и подростков; повышение интереса к различным
сферам современного досуга.
Задачи программы:
Подготовить сознание детей
и подростков к противодействию негативным
воздействиям компьютерных игр;
Помочь осознать детям их образовательные
потребности способы их удовлетворения
с помощью компьютера (развлечение, снятие
стресса, познание и др.);
Проинформировать детей и подростков
о воспитательных возможностях школы
и внешкольных учреждениях;
Проведение анкетирования среди школьников на тему «Место компьютера и
телевидения в жизни современных детей
и подростков».
Предлагаемая программа предназначена
для детей и подростков, а также для их
родителей.
Программа состоит из двух направлений
работы:
Работа с детьми и подростками
Работа с родителями школьников
Первое направление предусматривает
проведение бесед, дискуссий, демонстрацию
фильма, участие в акции. Второе направление
также предусматривает проведение бесед
с родителями, проведение круглого стола,
дискуссий.
Результатами проделанной работы
должны стать:
Информированность детей и
их родителей в области влияния компьютерных
технологий на досуговую, учебную и профессиональную
деятельность человека;
Увеличение интереса детей
к различным сферам досуговой деятельности;
Уменьшение процента детей,
в наибольшей степени увлеченных компьютерными
играми;
Осознание детьми и их родителями
влияния компьютерных игр на структуру
досуга, а также на социально-психологическое
здоровье.
Предлагаемая программа профилактики
рассчитана на один месяц обучения в средней
общеобразовательной школе, занятия будут
проходить один раз в неделю с родителями
учащихся и по два раза в неделю с учащимися.
Время занятий от 30 минут до 1 часа, время
может варьироваться в зависимости от
желания детей или родителей. (Таблица
3)
Таблица 3: Воспитательная программа
профилактики компьютерной зависимости
среди детей и подростков. План воспитательных
мероприятий.
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Работа с родителями школьников
4 ч 30 мин
1.1
Просветительская беседа на
тему «Компьютер и дети»
1 час
1.2
Проведение беседы на тему:
«Компьютерная зависимость и как с ней
бороться»
1 час
1.3
Демонстрация фильма «Виртуальная
агрессия»
30 минут
1.4
Дискуссия по фильму «Виртуальная
агрессия»
1 час
1.5
Рекомендации родителям по
профилактике компьютерной зависимости
1 час
2
Просветительская работа с
детьми
5 ч 30 мин
2.1
Проведение классного часа
на тему: «Роль компьютера в твоей жизни»
1 час
2.2
Демонстрация фильма «Виртуальная
агрессия»
30 минут
2.3
Проведение дискуссии по фильму
«Виртуальная агрессия»
1 час
2.4
Проведение диспута «Компьютерные
игры в моей жизни»
1 час
2.5
Итоговое занятие «Суд над компьютерными
играми»
2 часа
Содержание программы:
1. Работа с родителями школьников:
Просветительская беседа на тему «Компьютер и дети» - роль компьютера в жизни ребенка, влияние компьютера на структуру досуга детей и подростков.
Проведение беседы на тему «Компьютерная
зависимость и как с ней бороться?» - разъяснение
понятия «компьютерная зависимость»,
определение причин ее возникновения,
признаков проявления и способов борьбы.
Демонстрация фильма «Виртуальная
агрессия» - фильм рассказывает о том,
что такое негативное информационное
воздействие? Что такое 25-й кадр и что в
нем изображено? Как влияет на развитие
ребенка пристрастие его к компьютеру?
Ученые расскажут, почему развитие мозга
австралийских аборигенов теперь опережает
развитие мозга современных детей из цивилизованного
мира.
Что происходит с душой ребенка
под влиянием страсти и азарта компьютерных
игр?
Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия» - обсуждение вопросов, затронутых в фильме.
Рекомендации родителям по
профилактике компьютерной зависимости
- определение конкретных рекомендаций
по профилактике компьютерной зависимости,
закрепление ранее полученных знаний.
2. Работа с детьми и подростками:
Проведение классного часа
на тему: «Роль компьютера в твоей жизни»
В начале классного часа проведение
анкетирования на тему «Место современных
информационных технологий в твоей жизни»
- обсуждение с детьми таких вопросов как: какое место компьютер занимает в твоей жизни? Представляешь ли ты свою жизнь без компьютера? Для чего тебе нужен компьютер?
Демонстрация фильма «Виртуальная
агрессия»
Проведение дискуссии по фильму
«Виртуальная агрессия»
Проведение диспута «Компьютерные
игры в моей жизни» - обсуждение с детьми
различных жанров компьютерных игр («стрелялки», квесты, стратегии, RPG). В какие игры
предпочитают играть? Что привлекает в
том или ином жанре игр?
Итоговое занятие «Суд над компьютерными
играми»
Выводы по второй
главе:
Многие родители избегают лёгких
путей и пытаются изощриться в методах
борьбы с компьютерной зависимостью у
ребёнка, которые, ни к чему хорошему не
приводят.
Для начала, нужно перестать
кричать на ребёнка. Перестать кричать
вообще и за чрезмерное увлечение компьютером
в частности. Повторяя раз от разу голосовой
напор, вы скоро станете для ребёнка обычным
шумовым фоном. Ваши слова не будут услышаны,
ребёнок будет просто пережидать тираду,
как пережидают внезапный дождь под крышей,
ведь от него никуда не деться. Да и вообще
крик не конструктивный метод – он лишь
подчёркивает противоборство и укрепляет
в сознании ребёнка идею о том, что вы его
не понимаете и вообще вы не на его стороне.
Пойдите на хитрость,
при этом, не забывая об искренности.
Попросите ребёнка показать ему
любимую игру, рассказать об основных
принципах игры. Возможно, ваше чадо
удивится, но вряд ли откажется
выполнить просьбу. Постарайтесь
вникнуть в интерес ребёнка, понять,
чего ему не хватает в реальности
и что заменяет ему игра. Проявите
свою увлечённость и ни в
коем случае не ругайте выбор
ребёнка. Наоборот, похвалив его, проявив
интерес, вы повышаете его самооценку
и идёте на контакт. Но затем
выберите момент и пригласите
ребёнка на спортплощадку, на
теннисный матч, на ипподром или
в аквапарк. Вариантов много, главное,
чтобы ребёнок видел, что вы
вместе с ним, что вам тоже
это интересно.
Здесь стоит помнить, что нельзя
бороться с одной утехой, пользуясь другой
утехой. Вы пригласили ребёнка отдохнуть
или побывать в интересном месте, но всякий
раз делать это будет трудно. Не сможете
же вы каждый день куда-то выбираться.
Следующий шаг – приобщение к труду. На
волне установленного контакта, доверительных
тёплых отношений, попросите ребёнка помочь
вам в прополке грядок, мелкому ремонту
или ухаживании за комнатными цветами.
Хвалите действия ребёнка, хвастайтесь
перед домашними его маленькими успехами.
Затем как-нибудь невзначай предложите
ему продолжить начатое: если ребёнок
уже несколько раз ухаживал за цветами,
он будет чувствовать свою ответственность
за это и будет горд новыми обязанностями
и тем, что он за что-то отвечает. А родители
при этом не забывают о похвале и не скупятся
на подпитку нового увлечения: возможно,
ребёнку понадобится справочник по уходу
за растениями или специальные инструменты.
Начните с себя. Как бы вы не
уставали, не позволяйте себе, придя с
работы, падать на диван и тянуться к пульту
от телевизора. Кстати, вам самим новое
хобби на руку – оно привнесёт новые краски
в жизнь и разнообразит привычный будничный
уклад.
Педагоги не должны стоять в
стороне и лекционно восклицать о вреде
компьютеров. Общаться, доверительно и
грамотно об этой проблеме нужно – и с
самими учениками, и с их родителями. Только
сообща можно добиться результата и дать
увидеть ребёнку все прелести реальной
жизни.
Заключение
Проблема организации детского
и подросткового досуга особенно остро
стоит в настоящее время, поскольку современный
ребенок, подросток взрослеет, развивается
в напряженной социальной обстановке.
Свободное, внеучебное время учащихся,
подчас даже вне их желания, заполняется
отрицательными моментами, такими как,
например, посещение компьютерных клубов
или игра на домашнем компьютере, а также
сложностями в отношениях с родителями
или неблагополучием семьи, влиянием молодежной
субкультуры, средств массовой информации,
отсутствием материального достатка в
семье и т. д. Следовательно, ребенок организует
свое свободное время в связи со своими
интересами, потребностями и возможностями.
В ходе нашего исследования
мы выяснили следующее.
Изучив структуру досуга детей
и подростков, можно прийти к следующим
выводам.
Стремительное развитие компьютерных
технологий существенно перестраивают
практику повседневной жизни. Сегодня
ребенок живет уже в мире отличном от того,
в котором выросли его родители.
В нашем обществе дети и подростки
в значительной мере усваивают роли и
правила поведения из сюжетов компьютерных
игр, телевизионных передач, фильмов и
других средств массовой коммуникации.
Символическое содержание, представленное
в этих медиа, оказывает глубокое воздействие
на процесс социализации, способствуя
формированию определенных ценностей
и образцов поведения. Некоторые исследователи
считают, что воздействие компьютерных
игр на процесс социализации почти также
велико, как влияние родителей.
Виртуальная реальность - это
нематериальность воздействия, условность
параметров и эфемерность, - это не есть
жизнь, это лишь вторичная часть жизни,
это параллельный, но не основной процесс.
Нет смысла игнорировать компьютерные
возможности, необходимо их использовать
по мере необходимости, а развлечения
в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать
с реальными активными действиями в реальном
мире.
Досуг является благоприятной
почвой для испытания детьми и подростками
фундаментальных человеческих потребностей.
В процессе досуга ребенку гораздо проще
формировать уважительное отношение к
себе, даже личные недостатки можно преодолеть
посредством досуговой активности. Досуг
в существенной степени ответственен
в части формирования характера ребенка,
в частности таких качеств как инициативность,
уверенность в себе, сдержанность, мужественность,
выносливость, настойчивость, искренность,
честность и др.
Проблема организации детского
и подросткового досуга особенно остро
стоит в настоящее время, поскольку современный
ребенок, подросток взрослеет, развивается
в напряженной социальной обстановке.
Свободное, внеучебное время учащихся,
подчас даже вне их желания, заполняется
отрицательными моментами, такими как,
например, посещение компьютерных клубов
или игра на домашнем компьютере, а также
сложностями в отношениях с родителями
или неблагополучием семьи, влиянием молодежной
субкультуры, средств массовой информации,
отсутствием материального достатка в
семье и т. д. Следовательно, ребенок организует
свое свободное время в связи со своими
интересами, потребностями и возможностями.