Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:38, доклад

Краткое описание

Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.
В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.

Файлы: 1 файл

литература.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

Становление поэтического дарования Некрасова закончилось  в середине 40-х годов, далее можно  говорить уже о развитии вполне зрелого  самобытного поэта. Об этом свидетельствует  группа стихотворений, напечатанных Некрасовым в разных изданиях этих лет: «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть…», «Пьяница», «Когда из мрака заблуждения», «Огородник».

Уже в этих произведениях  раскрывалось то замечательное качество некрасовской поэзии. Прежде всего  был необычным сам предмет  изображения во многих некрасовских стихотворениях. Жизнь мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, старухи, бедный интеллигент, богатый ханжа-барин, все  они обрели в поэзии Некрасова свой голос.

Неизгладимый  след в русской поэзии оставил  Некрасов. Его пламенные слова, переходя от поколения к поколению, зажигали юные умы и сердца. Поэзия Некрасова, исполнения страстной любви к  родине, звали идти и в огонь  за честь отчизны, за убеждения, за любовь, утверждала веру в прекрасную свободную жизнь.

«Необъятно-безмерная  любовь поэта к родному народу, уверенность в светлом будущем  Родины стали причиной особого внимания Некрасова к юному поколению.

Воспитанию ребенка  правдой Некрасова страстно пропагандирует в посвященной к детям поэме  «Железная дорога», Пытливый и умный  Ваня задает вопрос: «Кто строит эту  дорогу?» Высокопоставленный царский  сановник называет в качестве графа  Келейишихеля. Отвергая лживые утверждения  генерала, поэта рассказывает мальчику о подлинных строителях дороги. И  Некрасов призывает детей любить мужика и принять у него «привычку к труду благородному»

Картины «Бедствия  народных» в «Железной дороге»  порождали у молодого поколения  страстный протест против сущестьвющего строя и жажду борьбы с ним.

Дети - герои  многих произведений Некрасова - это  не только маленькие роботы, лишенные радости детства изнемогающих от непосильного труда. Дети из среды народа появляются, например, на страницах  произведений поэта и как герои, которые тянутся к свету и  знаниям. Одного из них Некрасов изображает в стихотворении «Школьник» - в  лохмотьях, с едва прикрытой грудью, но с книжкой в котомке.

Поэт предсказывает  ему такой же славный путь, какой  прошел «разумный и великий архангельский мужик» Ломоносов.

Живая и многоголосая галерея образов крестьянских детей  создана Некрасовым в «Крестьянских  детях». По силе художественного изображения  маленьких героев его произведения является непревзойденным в русской классической поэзии Х!Х века.

Вот мелькнула  из щели сарая, куда забрел после охоты  усталый поэт, вереница детских внимательных глаз. И он увидел в них столько  покоя, свободы и ласки, столько  святой добры. Влюбленный в родную природу, Некрасов сравнивает детей «с стаей  воробьев», в глаза ребятишек  с многоцветием поля («Все серые  карие синеглазки - смешались как  в поле цветки») дети изображены в  произведениях в играх, в заботах, в повседневных делах. В результате получается необычно яркая, живая, поражающая своей правдой, по истине классическая картина жизни и быта деревенской  детворы, картина, которую превосходно  знает любой школьник.

На ряду с  «Железной дорогой» и «Школьником» адресованными юному читателю, Некрасов создает в 1860-1870 -х годах специальный  цикл «Стихотворений, посвященных русским  детям» сюда вошли стихотворения  «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Дедушка Мазай  и зайцы», «Соловьи». Они так же стали произведениями, полюбившимися  детьми. В центре внимания поэта  здесь уже не образ детей, а  картины крестьянской жизни.

Некрасов приходит к мысли, что передовое, гражданское  содержание в поэзии для детей  не исчерпается только идейно-тематической направленностью. Для воплощения этого  содержания нужны и особые формы  выражения. Богатейшие возможности  для выражения своих чувств поэт находит в фольклоре. Источниками  стихотворений для детей становятся мудрые притчи, анекдоты, поговорки, прибаутки, песенки, все то, что дети особенно любят, что всегда неотразимо действует  на них.

Так стихотворение  «Дедушка Мазай» Некрасов пишет на основе веселых охотничьих анекдотов  своего друга дедушки Мазая.

Но из веселых  охотничьих небылиц деда Мазая, из его  отношений к природе, миропонимания, «вырисовывается» яркий и много  гранитный образ народного героя  в поэзии для детей Некрасов наделял  его неистощимым жизнелюбием  высокой гуманностью, трудолюбием, влюбленность в поэзию народного  быта и родной природы, тонким эстетическим вкусом.

В отличии от стихотворений, где Некрасов утверждает лучшие качества народного характера  «Генерал Топтыгин» - сатирическое произведение. Используя народную сказку «Медведь на возу», поэт колоритно изображает мирную картину русского быта своего времени. Сатирически остро обнажая  рассказ о признании медведя  «генералом Топтыгином» не только перепуганным смотрителем, но и народом всего  села: «Генерал в санях ревет, как  медведь в берлоге».

Любовь к русскому народу, к родной земле и природе  сливались у Некрасова в одно чувство Вечно милыми казалось скудное  поле, кудрявые березы, студеные зимы, жаркое лето.

Осень и зима, весна и лето, русские леса, поля и реки поэтически отражены изображения  зеленного весеннего шума: «Шумят повеселенные сосны леса», новую  песню лепечет березонька», «как молоком облитые, стоят сады вишневые».

Зима предстает  в образе сказочного героя - могучего мороза - «воевода», которому покорны  метели, снега и туманы. Жаркое лето и славная осень и «несжатая  полоса на поле» весенние разливы  рек - все находили поэтическое и  эмоциональное выражение в произведениях  Некрасова.

Многие строфы, отрывки с поэтическим изображением природы давно вошли в школьные хрестоматии, в сборники для детского чтения.

Историко-литературное значение творчества Некрасова для  детей исключительно велико Он создал произведения подлинного поэтического и вместе с тем боевого искусства, выполнив этим заветы. Поэт доказал, что  содержание произведений для детей  богатейший познавательный мир, богатство  родного языка. Следуя Некрасову, многие поэты - современники его - начали создавать  произведения для детей.

Традицией Некрасова  является и одно из самых плодотворных традиций советской поэзии для детей. Творчески развивая и обновляя ее, создавали для детей высоко найденный  и высокохудожественные произведения Маяковский, Маршак и другие. 

Информация о работе Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский