Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:38, доклад
Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.
В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.
Мамин - Сибиряком написаны для детей публицистические и художественные очерки («Славен город Великий Новгород», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»), социально бытовые рассказы и повести («Вертел», «Под землей», «Под домной», «Кормилец»), рассказы о животных («Медведко», пейзажные этюды («Зеленые горы»), сатиристические, этюдные и волшебные сказки («Сказка про царя Гороха», «Постойко», «Лесная сказка»)
Произведения писателя для детей противостояли детским книгам реакционных писателей того времени, которые скрывали от детей социальные противоречия современного общества, внушали ему наивную веру в промысел божий и в филантропию.
Писатель часто
умышленно строил свои рассказы на
мотиве неожиданной встречи
Рассказы Мамин-Сибиряка о маленьких мастеровых носят антинароднический характер. Писатель развенчивает иллюзию либеральных народников о спасительной силе деревенской жизни.
Но он не скрывает и ужасного положения детей в условиях города. в ««Каменном колодце» перед читателем проходит галерея забитых, озлобленных, отупевших от непосильного труда ребят. Поразительно убог их кругозор. Они не видели и не знают ни чего, кроме своего двора, улицы, не могут даже представить себе, как растет хлеб, однако и жизнь крестьянских детей не лучше.
Писатель всегда изображает героя-ребенка в потоке народной жизни, в обстановке производственного, семейного и общественного быта рабочих.
Рабочий коллектив обрисован автором так же реально, как и маленький герой, которого мы видим то в окружении рудокопов, то ремесленников. В центре повествования всегда стоит ребенок, но читатель надолго запомнит и многие образы взрослых: доменного мастера, старателя Рукобитова и др.
Мамин-Сибиряк был и большим мастером литературной сказки. Его научные сказки (сборник «Светлячки», «Лесная сказка», «Зеленая война» и др.) по существу открывают ту замечательную традицию русской природоведческой сказки, которая получила такое широкое распространение в творчестве писателя ХХ века Пришвина, Бианки, Чарушина.
Лучший сборник произведений для детей - «Аленушкины сказки».
Писатель показал себя здесь не только прекрасным знатоком детской психологии, но и умным воспитателем и в аллегорических сказках писатель сохраняет в образе животных, птиц и насекомых их естественные природные качества.
Ёж в сказке «Умнее всех» не только олицетворяет народные добродетели. Из спора обитателей птичьего двора ребенок получает и полное представление об их образе жизни, повадках.
Сказки Мамин-Сибиряка
- классический образец веселой детской
книжки, богатой образным сюжетом. С
изумительным понимание естественных
побуждений, вызывающих у ребенка
игровые эмоции, рисует он ход игры,
ее неповторимое импульсивное движение.
Лучшие произведения
Мамин-Сибиряка известны далеко за рубежом.
Глубоко, правдиво и всесторонне
изображая жизнь, пропагандируя
нравственные принципы, детские книги
писателя и сегодня достойно выполняют
благородную миссию воспитания подрастающего
поколения.
ВЛАДИМР ГАЛАКТИОНОВИЧ КОРОЛЕНКО (1853-1921)
Короленко Владимир Галактионович - прозаик, публицист. Родился в семье уездной судьи, происходившего из старинного рода украинских казаков.Короленко начал учиться в польском пансионе , затем в Жиомирской гимназии, а заканчивал ровенскую реальную гимназию.В 1871 году окончил гимназию с серебряной медалью и поступил в петербургский технологический институт в надежде через год перейти в университет, но нужда, хроническое голодание, за первый год студенческой жизни пришлось пообедать только пять раз вынудили Короленко оставить учение.С января 1873 года он добывает средства к существованию, занимаясь раскрашиванием атласов, чертежей и корректорской работой. В 1874г по свету земляков-ровенцов Короленко переезжает в Москву и поступает в петровскую земледельческую и лесную академию. Увлечен лекциями КА Темирязова.В 1876 году за подачу написанного им коллективного протеста студентов против действий администрации в связи с арестом одного из студентов Короленко исключают из академии на один год. В восстановлении академии через од, было отказано, и в августе 1877 года Короленко в третий раз становится студентом, на этот раз Петербургского горного института. Однако проучиться пришлось лишь восемь месяцев; от учебы отвлекали материальная необеспеченность, необходимость зарабатывать для семьи. В эти годы он писал впоследствии, «померкла даже моя давняя мечта стать писателем».В мате 1879 г. по доносу разоблаченного им агента Ш отделения Короленко арестован. Последующие 6 лет, проведенных в тюрьмах, на этапах в ссылках, стали его «хождением в народ».В августе 1881 г. за отказ подписать особую присягу на верность подданства царю Александру Ш (которое требовало правительство от части политических ссыльных после убийства Александра П), Короленко сослали в Восточную Сибирь. Три года он прожил в свободе Амге, в 275 верстах от Якутии.С 1885 года ему было разрешено возвращение из ссылки. Следующие 11 лет, проведенные Короленко в провинции, - годы расцвета его творчества, активной общественной деятельности, семейного счастья.
«Человек создан для счастья, как птица для полёта»-этот афоризм был лозунгом творческой и общественной деятельности Короленко. Всю свою жизнь посвятил он борьбе за счастье человека. Кристальная честность, неподкупная искренность и правдивость во всём: в мыслях, делах, в отношении к людям - были его жизненными компасом. С особым вниманием писатель относился к обездоленным, угнетёнными людям и стремился внушить им убеждённость в торжестве справедливости и свободы. С большой чуткостью Короленко относился к детям. Из далёкой ссылки он просил друзей и родных прислать книги для того, чтобы читать их детям, - сказки Пушкина, стихи Лермонтова, «Конёк Горбунок» Ершова и другие.В своих произведениях Короленко часто изображал детей. Особенной известностью пользовалась его повесть «В дурном обществе», напечатанная в журнале «русская мысль» в 1885 год а затем в переработанном виде под названием «Дети подземелья» - в журнале «Родник» (1886 г.) В этой повести он рассказал об участи детей - нищих, голодающих, больных, живущих в подземелье на городском кладбище. Знакомство и дружба с этими детьми - первый серьёзный урок мальчика Васи, сына местного судьи. Он начинает понимать, что бездушные законы так называемого «порядочного общества противоречат номам человечности и любви».
Глубоким знанием
психологии ребёнка проникнута повесть
Короленко «Слепой музыкант», которая
в сокращении издавалась и для
детей. Слепой от рождения мальчик Пётр
Попельский ценой упорного труда
побеждает свой физический недуг
и, казалось бы, добивается в жизни
счастья: становится знаменитым музыкантом
и женится нам любимой девушке-
Однако это лишь иллюзия счастья. Подлинное счастье слепой музыкант находит тогда, когда он по настоящему приобщается к страданиям, думам, , чаяниям народным, когда начинает чувствовать себя нужным и полезным людям.В детское чтение вошли так же главы о детских годах Короленко их «Истории моего современника», рассказы «Чудная «, «Сое Макра», «Огоньки» и многие другие, произведения. Писателя
Короленко утверждает свое понимание счастья. Показательна в этом отношении повесть «Слепой музыкант». Он наделил своего героя, Петра Попельского, тем, что хорошо знал по собственному внутреннему опыту. Это - врожденное стремление к свету, к полноте жизни, преодолении преград на пути к свету, путь героя, как и путь автора, лежал чрез познание народа, погружение в его жизнь; и главное счастье утверждается в повести как ощущение полноты жизни посредством служения другим, «напоминания счастливым о несчастливых»
Отношение Короленко
к романтизму раскрывается в рассказе
«Мороз» (1901). Здесь его персонаж
поляк Игнатович, воспитанный на
поэзии романтизма, романтик по натуре,
по взгляду на жизнь и на людей,
впадающий то в восторг, и обожествление
человека, то в презрение к роду
человеческому, к «подлой» человеческой
природе. О гибели таких людей, как
Игнатович, можно только скорбеть.
Он -реалист, которого неизменно привлекают проявления романтики в жизни, размышляющий о судьбах романтического, суровой, отнюдь не романтической действительности. У Короленко немало героев (начиная с «Чудной»), чей духовный накал, само сжигающая безответственность приподнимает их над тупой, сонной действительностью, служат напоминанием о «высшей красоте человеческого духа». Но не менее важно для Короленко заметить под толстой, грубой корой обыденности живое движение, порой один миг пробуждения (как у перевозчика Тюлина). «У каждого из нас есть свой выдающийся период в жизни», замечал писатель в «Марусиной заимке», рассказывая о вечном пахаре Тимохе. Свой героический час, даже мгновение есть у охотника Степана, и у Тыбурция, и у «соколинца», даже в жандармерме из «Чудной», в старосте из «Мороза» не все погибло.
Писателю дороги эти незаметные и мгновенные огоньки, в них опора его гуманизма, основа его исторического оптимизма.
«… открыть
значение личности на почве значения
массы» - так формулировал задачу литературы
Короленко еще в 1887г. Это требование,
осуществленное в творчестве самого
Короленко, тесно связывает его
с литературой последующей
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ- ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ И ДЕТЯМ
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в украинском местечке Немирове. Там служил тогда его отец, вскоре вышедший в отставку и поселившийся в своем Ярославском селе Грешневе.
Ранние впечатления во многом определили тот факт, то, даже сделавшись великим всероссийским поэтом, Некрасов остался певцом Волги и русского севера. Многое из того, что будет содержанием его стихов, прошло через собственный опыт еще маленького Некрасова и прежде всего - людские муки. Страдания дворовых, крестьян, бурлаков сливались с ощущением страдания самого близкого существа - матери, человека большой души и высокой культуры, много терпевшей от самодура - мужа и рано умерший.
Так общее страдание воспринималось и как личное, свое, рождая ненависть к источнику - крепостному праву и к его носителям - крепостникам. А ненависть взывала к борьбе.
Очень рано началась жестокая и беспощадная за право на самостоятельность,. После пяти лет учения Некрасова в Ярославской гимназии, отец решил отдать сына в военную школу - Дворянский полк. Но в Петербурге Юноша, нарушив волю родителя, стал готовиться в университет. Разгневанный отец лишил его какой-либо поддержки. Будущий великий поэт, опытный издатель, руководитель крупнейшего и популярного журнала России начал свою петербургскую жизнь без денег. Без связи, голодной и полураздетой бродягой. Такова была расплата за отказ идти обычным путем. За желание стать писателем.
Но стать писателем оказалось трудно И духовная , внутренняя борьба становление поэта стоило в своем роде борьбу с внешними обстоятельствами. В 1840 году ему удалось издать первую книжку стихов «Мечты и звуки».
Сейчас трудно поверить, то она написана Некрасовым. Уже название сборника довольно точно выражает суть этих романтических стихов, далеких от жизни и вторичных, написанных под влиянием разных поэтов.
В те же годы приходит осознание того, что писать нужно о жизни, как она есть, что реальная действительность рвется в литературу, требует своего места в ней. Вряд ли стоит преувеличивать художественные достоинства произведений Некрасова, созданные в это время. И все же в его творчестве совершается поворот. Происходит переориентация на массового демократического читателя и зрителя, особенно в таких довольно тесно связанных в творчестве Некрасова жанрах, как стихотворный фельетон и водевиль. Эти жанры, прежде всего фельетон, приучали внимать «злобе дне» и оперативно на не откликаться. Драматургия, водевиль выводили к непосредственному ощущению массы, толпы и вооружали специфической литературной техникой.
Вообще литературную
деятельность Некрасов уже в начале
отмечает необычное многообразие жанров.
В борьбе с жизнью, в упорном
сопротивлении обстоятельствам
складывается характер не только писателя,
поэта, но и одного из руководителей
литературного процесса, организатора
передовых литературных сил. В середине
40-х годов Некрасов уже издатель
нескольких альманахов Два из них
– «Физиология Петербурга» и
«Петербургский сборник» - объединяли
лучших представителей гоголевского направления.
С 1847 года по 1866 поэт издает и редактирует
журнал «Современник», а с 1868 года и
до самой смерти - журнал «Отечественные
записки».
Важной составной
частью литературного наследия Некрасова
являются письма. Они представляют
ценность не только для биографии
и комментаторов. Еще в начале
ХХ века один критик писал, что обычно
самое интересное у писателя письма
- все интересное отдано творчеству.
Реальная картина однако, достаточно
сложна. У Некрасова не мало писем
поразительной силы. Но это не только
яркие документы биографии
Информация о работе Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский