Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:38, доклад

Краткое описание

Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.
В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.

Файлы: 1 файл

литература.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

Излюбленным автором  Ушинского, вслед за Пушкином, является Крылов. Во вторую книгу он поместил семь его басен. Большинство басен  даётся в сокращённом виде, без  моральных концовок и вступлений.

При таком подходе  социальная сущность стихотворений  нередко затушевались. И несмотря на всё это, Ушинский сделал значительный шаг вперёд, поместив в своих книгах стихи Некрасова, Пушкина, Никитина, Кольцова и многих других поэтов.«Родное слово», несмотря на его недостатки, занимает одно из первых мест среди книг для детей XIX века.Ушинский открыл школьные двери для современной русской литературы, народного творчества и естественных наук. Он знакомил детей с русской природой, русским народным творчеством и создавшим его народом.Успех книги Ушинского был торжеством новой, более передовой педагогики, основанной на доверии к ребёнку, учёте его интересов и способностей. Она помогла воспитывать целые поколения русских людей, учила их мыслить, интересоваться окружающим, любить родину, родной язык и народ, создавший его.Ушинский сыграл значительную роль в истории русской литературы. Его имя символизирует единство педагогических требований к ней. Много из того, что было впервые найдено им на основе глубокого изучения особенностей детского возраста, что было практически претворено им в жизнь в своих произведениях для детей, творчески развивается детскими писателями и поэтами - художниками слова.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

60-70-е годы  в России - это новый этап в  формировании и развитии художественно-реалистической  литературы для детей. Исключительная  роль в становлении детской  литературы в России принадлежит  Льву Николаевичу Толстому (1828-1910г)  Его повести «Детство», «Отрочество», Севастопольские рассказы» издались  для детей с 1856. Печатались  отдельными главами в хрестоматиях, в приложениях к детским журналам.

Учебной педагогической деятельностью, озабоченной просвещением народа, образованием крестьянских детей, писатель в начале 60-х годов печатался  в журнале «Ясная поляна» статьи на педагогические темы, а приложениях  к нему рассказы для детей. Для  маленьких писателей Толстой  продолжал писать и после закрытия журнала.

В 1872 г. вышла  в свет «Азбука» Л.Н. Толстого. Книга  включала собственно азбуку, произведения для русского и славянского чтения, арифметику и руководство для  учителя. «Горды мои мечты об этой - «Азбуке», - писал Л.Н. толстой Страхову, - по этой «Азбуке» только учиться два  поколения русских всех детей  от царских до мужитских, и первые впечатления получают от нее…»

Однако педагогическая критика сурово встретила «Азбуку» Толстого. Книга не была рекомендована  для народных школ, т.к. нарушала принятую официальную систему в народном образовании. 

Писатель болезненно воспринял отрицательное отношение  к его четырнадцатилетнему напряженному труду. «Я вполне убежден, что «Азбука» моя есть необыкновенно хорошая  и ее не поняли, - утверждал он. Тем  не менее, писатель переработал ее, выпустив «Новую азбуку» и отдельно «Русские книги для чтения» в  четырех частях (1875). «Русские книги  переиздавались много раз и до сих пор сохраняют свою ценность как в отдельных изданиях, так  и выборочно в учебных книгах для чтения школьников. Не «два поколения», как полагал Толстой, а десятки  их получили и получают первые поэтические  впечатления о жизни из его  произведений.

Созиданию произведений для детей предшествовало глубокое изучение художником запросов, интересов  и языка крестьянских ребят. С  этой целью Толстой даже занялся  совместно с детьми творческой работой, о чем он писал в статье «Кому  у кого учиться писать: крестьянским детям у нас, или нам у крестьянских детей?». Толстой несомненно идеализировал  способности крестьянских детей.

Тем не менее  подобный эксперимент помогал писателю глубже проникать в психологию ребенка-читателя, в его восприятии окружающего  мира. Он ставил перед собой задачу расширить кругозор крестьянских детей, воспитать в них стремление к  знаниям, высокие нравственные качества: правдивость, честность, трудолюбие, любовь к родине, к своему народу, внушить  отвращение к жадности, трусости, равнодушию, лени, невежеству. «Напрасно думают, что дети не любят морали, - писал  Толстой - ребенок любит мораль, но только умную, а не глупую, и не в  форме поучения, а как невидимый  и ощутимый результат, не слова, а  действия являются руководящими принципами». Ни одну мысль Толстой не выразил  в произведениях открыто, обнажено, разве, что в форме пословицы, в заглавии («Охота пуще не воли»  или в конце произведения («Два раза не умирать, а раз не миновать»).

Известны различные  жанры произведений писателя для  детей: рассказ, быль, очерк, рассуждения, сказка, басня и др.

Для работы над  произведением для детей Толстой  привлек обширный фольклорный материал, как русский, так и иностранный (арабский, индийский, персидский), а  так же литературные источники (басни  Эзопа, сказки Ш. Перо, Андерсена и  др.) но основой его произведений была русская действительность, русское  народное творчество: пословицы, былины, сказания, легенды.

Главный персонаж детских рассказов Толстого - крестьянский ребенок («Филипок», «Девочка и грибы», «Пожар»).

Крестьянские  дети в рассказах умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти качества детей Толстой раскрывает в их поступках, действиях, отношений  к окружающим.

Один из привлекательных  образов - любознательный, настойчивый  мальчик Филиппок Мальчик преодолевает все трудности и достигает  цели - его принимают в школу  учиться. Многие рассказы писателя вызывают у юного читателя сопереживания  «Акула», «Прыжок» «Котенок» и др. высокого психологического накала в  этих рассказах достигает Толстой  Быстрым развитием сюжета. В рассказе «Акула» за двумя плавающими в  океане мальчиками погналась акула. Выручает героев находчивость, самообладание  отца одного из мальчиков - офицера - артиллериста, метко выстрелившего из корабельной  пушки в аулу.

Во многих рассказов  Толстого изображены правдивые картины  сурового крестьянского быта («Пожар», «Корова», «Солдаткино житье» и т.д.)

Велика Толстого заслуга в создании научно-популярных произведений для детей. Вместо длинных  скучных татей писатель обращается к описаниям и рассуждениям, занимательным  историям, живым ответам на детские  вопросы. : «от чего, как».

Писатель знакомит маленьких детей с явлениями  природы, с особенностями животного  мира, дает им элементарные сведения из области физики и химии. Он стремился  воспитать в детях вдумчивое  чуткое отношение к родной природе. Даже в научной книге Толстой  проявляет себя как художник, внося  в нее, по выражению С. Маршака  «живой голос», «живые наблюдения» («Заяц», «Русак», «Орел», «Лебедь» и др.)

Толстой писал  короткими предложениями, применяя главным образом имя существительное  и глагол, не допуская причастных форм. Л.Н. Толстой написал для детей 629 произведений, но в «Русской книге  для чтения» поместил лишь 373, остальные  были впервые напечатаны уже во второй половине 20 века в полном собрании сочинений  писателя в 93 томах.

В круг детского чтения вошли и написанные не для  юных читателей повести Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость»  Последняя часть «Молодость»  не закончена писателем. 

Несомненно в  повестях Толстого изображены афтобиаграфические моменты, но писатель решительно протестовал, когда повесть «Детство» была напечатана в журнале «Современник»  под заглавием «История моего  детства» за подписью Л. Н. Толстого. Автору не хотелось, чтобы читающая публика  могла воспринять его повести  как документ о жизни какого-то конкретного частного лица. Произведения писателя для детей стали образцами  художественного мастерства.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ 

Врач по профессии, писатель по призванию, Антон Павлович Чехов (1860-1904) вошел в нашу литературу как «несравненный художник жизни» (Л.Н. Толстой). За свою недолгую жизнь  он подарил читателям много замечательных  произведений самых различных жанров: повести и рассказы, драмы и  комедии, очерки, фельетоны и путевые  заметки.

Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих приведениях, свыше двадцати рассказов о детях написано им, герои этих произведений - обычные  дети. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть достаточно полный и реальностью характер ребенка, но и показать социальные условия, формирующий  этот характер, а следовательно, поставить  перед читателем важные педагогические проблемы, становления характера, приобщение ребенка к сложному, противоречивому  миру взрослых прослеживает чехов в  своих произведениях.

Гриша - герой  одноименного рассказа, маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад, знал до сих пор  только один «четырехугольный мир».

Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он рассказывает свои воззрения на современное, порицая  родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностям их психики. Дети у Чехова - выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обывательским  предрассудкам.

Сам Чехов изображал  мир детей, прекрасно воспроизводил  не только внешние черты, а поведения  ребенка, особенности его речи, но и умел «Мыслить на его манер» Может  показаться непонятным его признание: «Писать для детей вообще не умею…  и так называемой детской литературы не люблю и не признаю». Дело в  том, что под так называемой детской  литературой Чехов разумел адресованные детям не художественные сентиментально-моралитические книжки того времени, поясняя свою позицию, читатель продолжает: «Надо не писать для детей, уметь выбирать из того. Что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих произведений подобно  тому, как нет надобности «выдумывать  для больного какое-то особое лекарство  только потому что он ребенок, достаточно уметь выбирать лекарство и дозировать его.

По настоянию  издателя А.С. Суворина Чехов объединяет несколько своих произведений о  детях в сборник «Детвора»  сюда вошли рассказы «Детвора», «Ванька», «Кухарка женится», «Беглец» и известные  уже нам «Событие», «Дома». Сборник  получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует горячо рекомендовать для  детей всех возрастов. Однако некоторые  рассказы явно не предназначались автором  для маленьких читателей («Дома», «Кухарка женится») .

Рассказ «Детвора», открывающий сборник как читателя своеобразному миру детства. Взрослые уехали на крестины. В ожидании их возвращения, дети играют в лото. Им давно пора спать, но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой ребенок был  на крестинах и что подавали за ужином?. Двумя, тремя штрихами писатель не только набрасывает портреты всех детей от мала до велика, но и дает представление о том, как у  каждого из них начинают проявляться  или уже проявились определенные способности характера. Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл  Однако копейки ее не интересуют. Счастье  для нее вопрос самолюбия. Сонечка  играет в лото ради процесса игры. Поэтому, кто бы не выиграл, она радостно хохочет  и хлопает в ладоши. Кухарки  сын Андрей по натуре мечтатель. К  выигрышу он относится безучастно, но зато его интересует сколько на этом свете цифр и как они перепутываются.

Известно, что  Чехов любил животных и постоянно возился с ними.

Он был глубоко  убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей  с различными животными и особенно домашними. Поэтому, свои произведения о животных он адресовал детям  («Каштанка», «Белоболый» и др.)

В круг детского чтения вошли и такие произведения, как «Злоумышленник», «Унтер Пришибаев», «Толстый и тонкий» и др.)

Гениальный писатель, великий гуманист, глубокий психолог А.П. Чехов открыл своими произведениями новый этап в развитии детской  литературы.

ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК (1852-1912)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) родился в Висимо-Шайтанском рабочем поселке, в семье заводского священника. С детских лет он наблюдал жизнь и быт заводских и  приисковых рабочих, слушал их песни, предания, легенды. Он видел бесправие и  нищету горнозаводского люда, его  стихийное возмущение, - «глухую  борьбу», «не умирающий дух протеста». Все это оставило неизгладимый след в духовном развитии писателя.

Мамин -Сибиряк  написал около 140 произведений для  детей. Они печатались в прогрессивных  журналах: «Детское чтение», «Восходы»  «Юная Россия», издавались отдельными книгами.

Многие детские  книги навеяны любовью к его  дочери Алёнушке. Однако решающую роль в пробуждении к детской литературе имели наблюдения писателя над трагической  судьбой детей в самодержавной  крепостнической России, влияние  на него прогрессивных идей того времени, раздумья о судьбе подрастающего  поколения. Поэтому Мамин-Сибиряк  считал детскую литературу важнее всего  остального, потому, что дети - будущее  человечества, в них и будущие возможности.

Информация о работе Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский