Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:38, доклад

Краткое описание

Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.
В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.

Файлы: 1 файл

литература.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

КЛАССИКА  ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ. А.С. ПУШКИН. В.А. ЖУКОВСКИЙ 

Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года, в селе Мишенском  Белеевского уезда Тульской губернии.

Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича  Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная  в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий  поэт получил от усыновившего его  по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.

В Мишенском  Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.

Двусмысленность семейного положения Жуковского роковым образом отразилась на эмоциональной  сфере его жизни. Несмотря на тяжесть  личных переживаний и борьбу за счастье  на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности предано  и с поразительным трудолюбием  служил делу литературы. Сторонник  Н.М. Карамзина, отстаивавшего современную  проблематику и живой «разговорный»  язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 гг. - деятельный сотрудник (а в 1808-1809 гг. и редактор) журнала «Вестник Европы», ранее издававшегося Карамзиным. С 1815 г. он бессменный секретарь литературного  общества «Арзамас», куда входил К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, лицеист А.С.Пушкин и  многие другие. Литературный труд долго  был для Жуковского во всех отношениях способом существования. Чтобы «устроить» поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали  его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии  Фёдоровне, а затем в 1862 году ему  было поручено возглавить обучение и  воспитание будущего наследника престола Александра II.

Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным  сделать всё для образования  наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а так же в известной  мере и на его мать). Благодаря  его усилиям был освобождён от крепостной зависимости Т.Г. Шевченко, он систематически ходатайствовал за ссыльными декабристами.

Придворная служба отнимала много времени. Только в 1841 г., в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку, рассчитывая вновь целиком посвятить  себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника Е. Рейтерна, его старого приятеля. Он поселился  в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжёлые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его всё  откладывать возвращение на родину.

Перед концом своей  жизни Жуковский с семьёй решил  переехать в Россию. Всё было готово и отъезд назначен на 14 июля 1815 года. Но роковым образом переезд не осуществился - поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрёл собственную  «машинку». Чтобы иметь возможность  продолжать писать. Остаток своей  жизни Жуковский предполагал  посвятить «Агасферу», «Илиаде», а  также обработке и изданию  сказок разных народов мира. Это  не осуществилось.

Василий Андреевич  Жуковский - «Это Колумб Руси, открывший  ей Америку романтизма в поэзии» (Белинский) - представлял и в литературе для детей романтическое направление. В журналах и сборниках, предназначенный  детям, печатать его баллады, поэмы  элегии, отличавшиеся романтической  настроенностью.

Он сочинил  для маленьких читателей несколько  песенок «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», «Мальчик с пальчик», которые  были изданы отдельной книгой. Жуковский  писал и переводил для детей  песни, сказки («Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах» и другие), стихотворные повести («Две были и ещё одна», «Матео Фальконе» и другие). Он первый познакомил читателей со сказками братьев Гримм, поместив переводы нескольких сказок в журнале «Детский собеседник». Перевод «Одиссеи» Гомера поэт предназначал для юношества.

Создавая стихи  для детей, Жуковский обращался  к русскому фольклору. Игривые и  шуточные песенки «Котик и козлик»  и «Птичка» напоминают народные потешки  и песенки.

Жуковский переводил  и создавал большинство своих  сказок для детей. Он первый познакомил детей с художественной поэтической  сказкой, которая вошла в русскую  детскую литературу.

Хотя огромное влияние на творчество поэта оказал Пушкин, все его сказки самобытны, с яркой романтической направленностью. В волшебных сказках Жуковский  стремился поднимать нравственные проблемы. Добро и справедливость в его сказках всегда торжествуют  над злодейством. Любовь, дружба, поиски счастья - основные мотивы его сказок.

Сказки Жуковского насыщены романтикой, в них много  тепла, нежности, красочности, много  добродушной иронии типичной для  сказок Жуковского.

Творчество Жуковского обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. Он стремился к тесному соединению тем и образцов русской жизни, национальной манеры, письма с новейшими  западноевропейскими тенденциями в поэзии.В.А. Жуковским была создана - «педагогическая поэма» - книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственные художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Это «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским» - детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.

Детские стихотворения Жуковского впервые увидели свет в 1852 г. в отдельном издании и с тех пор неизменно включаются в детские книги. Как поэт-романтик и человек, глубоко интересующийся вопросами воспитания и педагогики, Жуковский не мог в своём творчестве пройти мимо сказок.

Своеобразие творческой манер Жуковского-сказочника выразилось в тесном объединении традиций русского фольклора других народов. Это проявилось прежде всего в стиле сказочных  переложений, и не всегда такое соединение было удачным: «Сказка о царе Берендее»  написана гектамером - античным размером, размером «Илиады» и «Одиссеи», не подходящим для русской сказки. При передаче немецких сказок братьев Гримм и  французских сказок Перро Жуковский  использовал художественные приёмы и образы русского фольклора, что  нередко приводило к поэтическим  несоответствиям и нарушению  художественного единства произведения.

Популярность  сказок В.А. Жуковского была в своё время  очень велика. Теперь опыт Жуковского-сказочника представляет преимущественно историко-литературный интерес. Многие из его оригинальных и переводных вошли в детское  чтение. И это не случайно. Вопросы  воспитания детей, проблемы теории педагогики, занимавшие Жуковского в течении  всей жизни, нашли отражение и  в его литературной деятельности. 

 АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ (ПОГОРЕЛЬСКИЙ) (1787-1836) 

 Погорельский окончил Московский университет, был одним из образованнейших людей своего времени, участником Отечественной войны 1812 года, соратником и другом А.С. Пушкина.

В 1820-х начале 1830-х гг. у читателей пользовались широкой популярностью такие  произведения писателя, как повесть  «Лафертовая маковница», роман «Монастырка», сборник рассказов «Двойник, или  Мои вечера в Малороссии».

В 1829 г. А. Погорельский написал для детей волшебную  повесть «Чёрная курица или подземные  жители». Повесть Погорельского  появилась тогда, когда ещё не было сказок Жуковского, Пушкина, Ершова.

Она открыла  в русской литературе новую область  сказки - сказки о детях и для  детей.

«Чёрная курица или подземные жители» в корне  отличалась от многочисленных детских  сказок и рассказов дворянских писателей  тех лет, которые проповедовали  монархические и религиозные  идеи, рисовали слащавых безжизненных героев - мальчиков и девочек. По теме, стилю, языку повесть-сказка Погорельского  ничем не напоминала народные детские  волшебные сказки.

Она была новой  литературной сказкой. Из фольклора  писатель позаимствовал художественный приём, когда при изображении  событий реально переплетается  с фантастическим. В своём творчестве писатель поднимал важные нравственно-педагогические задачи.

В повети Погорельского  два плана: реальный, изображающий Петербург  конца XVIII века (мужской пансион, быт  и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения) и волшебный, в  котором действуют подземные  рыцари, гномы и т.д.

Погорельский  рисует в самых привлекательных  тонах своего героя, подчёркивая  его трудолюбие, сердечную отзывчивость, вежливость.

Автор показывает в своём произведении к чему приводит детская философия. Он убеждает маленьких  читателей, как плохо не желать трудится, чтобы всё знать. В этом и состоит  нравственно-педагогический смысл  и воспитательное значение волшебной  повести.

Повесть Погорельского  оставила большой след в истории  русской детской литературы. Она  утвердила новый тип детской  сказки, приблизила её к изображению  детской жизни, к педагогике.

На опыте Погорельского  учились многие мастера русской  сказки 19-20 вв. 

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837)

А.С. Пушкин родился  в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной  майор Сергей Львович Пушкин принадлежал  к старинному, но обедневшему дворянскому  роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой  Ибрагима Ганибала, выходца из Северной Абиссинии, наречённого в России Абрамом Петровичем.

Его первыми  учителями русского языка были бабушка  Мария Алексеевна и няня Арина  Родионовна и дядька Никита Козлов, прошедший весь жизненный путь вместе с Пушкиным.

В 1811 г. Пушкина  отдали в только открывшийся Царскосельский лицей, куда привёз его дядя Василий  Львович.

После окончания  лицея (1817) он был зачислен коллежским секретарём в Коллегии иностранных  дел.

В эти годы (1817-1820) были написаны ода «Вольность», стихотворения  «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), поэма  «Руслан и Людмила».

До царя Александра I дошли вольнолюбивые стихотворения  Пушкина и он был выслан в первую ссылку на юг, под началом генерала И.Н. Инзова, куда он выехал 6 мая 1820 года.

В середине мая 1820 года Пушкин прибыл в Екатеринослав. Там Пушкин заболел. В это время  туда приехала семья генерала Раевского  с которыми Пушкин поехал для лечения  на Кавказские воды.

После Кавказа  Пушкин побывал в Крыму. Летом 1823 года он вернулся в Одессу, где вместо Инзова был назначен М.С. Воронцов, с  которым не смог поладить Пушкин. По донесению Воронцова Пушкин был  переведён в Михайловское, имение родителей.

В эти годы (1820-1824) он написал поэмы «Кавказский  пленник (1821) и «Цыгане» (1824). В Михайловске  Пушкин написал свои лирические стихотворения  «К морю», «Я помню чудное мгновенье» и другие. В 1825 году написал свою трагедию «Борис Годунов».

8 сентября 1826 года  Пушкин возвратился в Петербург. 1830 год Пушкин провёл в Болдино,  где написал свои произведения  «Повести Белкина», в которые  вошли повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

В апреле 1836 года издал первый номер журнала «Современник»  к соавторству были приглашены Гоголь, Кольцов, Тютчев и др.

В эти годы он написал многие знаменитые стихотворения  «Я памятник себе воздвиг …» и другие, прозаическое произведение «Капитанская дочка». В эти годы началась травля поэта. Это закончилось тем, что  он был вызван на дуэль Дантесом, которая состоялась 27 января 1837 года, где он был тяжело ранен. 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут по полудню Пушкин скончался. Он похоронен в святогорском монастыре в феврале 1837 г.

Как известно, Пушкин не писал специально для детей. Однако вошедшие в круг детского чтения пушкинские произведения оказывают на ребёнка  глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед ним  большие явления человеческой жизни  и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.

Поэзия Пушкина  пленяет детей не только простотой  и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой. Пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения (например, «Обвал» и др.), передают подлинно русский взгляд на родную природу, воспевают  её величие и красоту. Они воспитывают  в нас с младенческих лет глубокое чувство, любовь к прекрасному.

Глубокий след в детском чтении в истории  детской литературы оставили пленяющие  красотой и умом сказки Пушкина. 

На каждом этапе  своего творческого развития Пушкин создавал произведения в фольклорном  стиле, всё глубже проникая в обширный и разнообразный мир народной поэзии. Сказки стали итогом многолетних  стремлений поэта постичь образ  мыслей и чувства народа, особенности  его характера, устного народного  творчества и языка. Основным источником всех сказок Пушкина послужил русский  сказочный фольклор. Опираясь на идейно-эстетическое богатство фольклора, Пушкин творчески  развил традиции народной поэзии.

Информация о работе Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский