Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:38, доклад
Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.
В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.
В сказочных поэмах Пушкина запечатлелись и народные взгляды, и обстоятельства жизни. В духе народного творчества обрисован жёсткий, ленивый и глуповатый царь Дадон в «Сказке о золотом петушке».
У Пушкина каждый сказочный тип имеет свой неповторимый облик, он художественно индивидуален. В большинстве сказок мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. В тех же сказках, где положительного героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью.
В произведениях
с потрясающей художественной силой
воплотилась гуманистическая
Так же в сказках
Пушкина отразился закон
Создавая на фольклорной основе новую литературную сказку, поэт стремился предельно приблизить её к стилю народной поэзии. Но сказки Пушкина стихотворные, а фольклорные сказки рассказываются прозой.
Чтобы стихотворный стиль не создавал ощутимого отличия между его сказками и сказками народными, Пушкин использовал в них песенные и речитативные жанры устного народного творчества.
Сказки Пушкина
пробуждают симпатии и антипатии
читателей, формируют активное отношение
к своим героям. Творчество Пушкина
имело большое влияние на развитие
детской литературы.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
В первой половине
XIX века для детей писали ещё очень
немногие писатели и поэты, прославленные
мастера художественного слова
Жуковский, Погорельский, Одоевский
и др. Обращаясь к народно - поэтическому
творчеству, они чуждались его
вольнолюбивых и протестанских
мотивов. Но созданные ими сказки
для детей сыграли большую
роль в истории детской литературы
и продолжают оказывать эмоциональное
воздействие на детей в наше время.
В этих сказках воплотились идеи
гуманизма и трудолюбия, любовь к
научным знаниям. В них в качестве
сказочных героев действовали дети
с присущими их психологии переживаниями
(«Чёрная курица»
Возникали различные жанровые разновидности литературной сказки: сказки стихотворные и прозаические, сказка, основанная на фольклорных мотивах и авторском вымысле, сказка характерная по художественной структуре для общей литературы и собственно детская сказка.Появление сказочных поэм Пушкина и сказочной повести Ершова подняло русскую литературу на небывалую высоту, её дальнейшее развитие, определив её дальнейшее развитие.
В первой половине XIX веке важное воспитательное значение имели и лучшие научно-популярные книги и журналы, издаваемые для детей. Уже в первой половине XIX века дети читали в специально издававшихся для них хрестоматиях, журналах басни Крылова, баллады Жуковского, лирические стихи, поэмы и сказки Пушкина, Лермонтова и Ершова, песни Кольцова, Гоголя, Тургенева, а из иностранных писателей Вальтера Скотта, Фенимора Купера.
Многие произведения
этих художников волновали читателей
картинами исторического
Почти одновременно с поэтическими произведениями Пушкина в детское чтение вошли некоторые стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова: «Бородино», «Воздушный корабль», «Три пальмы» и др.
Из художественной прозы русских писателей первой половины XIX века в детское чтение вошли прежде всего произведения об исторических судьбах народа - «Юрий Милославский» М. Загосина, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. Гоголя. Так в детской литературе утверждался жанр исторической повести и романа.
В конце 1840-х годов появляются антикрепостнические рассказы И. Тургенева, которые составили в дальнейшем (1852 г.) два тома «Записок охотника». В детской среде широкое распространение получили не только рассказы Тургенева «Бежин луг» и «Муму», но и многие другие его произведения из «Записок охотника».
В 1850-1860-х гг.,
когда ещё было мало научно-естествоведческих
книг для детей, эти произведения
привлекались педагогами и как средство
идейно-эстетического
Огромную роль в формировании мировоззрения и эстетических вкусов молодых писателей сыграли поэты-шестидесятники. Одним из них был Михаил Илларионович Михайлов (1829-1865 гг.).
За написанную
вместе с Н.В. Шелгуновым прокламацию
«К молодому поколению» он был сослан
на каторгу в Сибирь. Михайлов печатал
свои оригинальные и переводные стихи
для детей в прогрессивном
журнале «Подснежник» и в приложениях
к нему. Впервые после Жуковского
усилиями Михайлова детская литература
значительно обогатилась
Идеи революционных
демократов ярко воплотились и в
творчестве АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА
ПЛЕЩЕЕВА (1825-1893). Перенеся десятилетнюю
ссылку рядовым солдатом в Сибири
и на Урале за участие в кружке
Петрашевского, Плещеев возвращается
к литературной деятельности, печатает
свои стихотворения в самых
После 1860-х годов Плещеев в своём творчестве всё чаще обращается к теме детства, жизни детей в семье. Но даже в его стихах о беспечном детстве зачастую звучит мучительный вопрос: «Ужель и вам не видеть лучшей доли? И вам идти путём бесплотных грёз?».Поэт видел в детях «будущих строителей русской жизни», стремился «научить их любить добро, родину, помнить свой долг перед народ». Теплотой, семейным уютом, дружбой, любовью исполнены его стихи «Из жизни», «Завтра», «На берегу» и др.
Передовая педагогическая критика высоко ценила сборники стихов Плещеева. Отдельные произведения поэта печатались в детских журналах «Семья и школа», «Детское чтение», «Игрушечка». Плещеев сам составил сборник «Подснежник», куда вошли его лучшие произведения - стихотворения для детей и юношества.
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873) и АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (Шеншин) (1820-1892) крупные поэты XIX века. Начиная с 60-х годов многие произведения, которые они писали для взрослых, вошли в детские сборники и в хрестоматии. Оба поэта создали превосходные произведения, воспевающие родную природу.
В 60-70-е годы для детей школьного возраста стали появляться стихи АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО (1817-1875 г.ж.) - поэта, автора исторического романа «Князь Серебряный») , исторической драмы «Царь Фёдор Ионович». Большинство его стихов печатались для детей в сокращении.
В конце XIX века в журналах и сборниках для детей стали появляться стихи поэтов из народа - ИВАНА ЗАХАРОВИЧА СУРИКОВА (1841-1880) и СПИРИДОНА ДМИТРИЕВИЧА ДРОЖЖИНА (1848-1930).
Крестьяне по происхождению, Суриков и Дрожжин в своей поэзии изображали разнообразные стороны жизни русской деревни.
Тот факт, что
во второй половине XIX века возникло много
стихотворений для детей и
о детях, имеет глубокое социально-философское
основание. Никитин и многие другие
поэты усматривали в
Ещё ярче и определённей
разрабатывается детская тема в
многочисленных произведениях художественной
прозы.
Так, для Л.Н.
Толстого детская душа - это «живой
источник морали, любви, человечности»,
к которым приходят люди лишь трудным
путём «нравственного самоусовершенствования».
В творчестве Короленко детство
равнозначно «социальной
Особенность русской литературы второй половины XIX века: детская книга нередко издаётся в качестве народной, а народная книга - в качестве детской.
Рассказы и повести для детей русских писателей второй половины XIX века поражают богатством и разнообразием жизненного и идейного содержания, художественными образами, сюжетно-композиционными решениями, остротой социальной проблематики.
В развитии детской литературы наряду с К. Ушинским, Л.Н. Толстым, Д. Маминым-Сибиряком, В. Гаршином, А. Чеховым большую роль сыграли в то время и А.А. Гончаров, С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, К.М. Станюкович, писатели-народники П.В. Засодимский, А.Н. Анненская.
Исключительное значение для просвещения и воспитания подрастающего поколения имели журналы для детей. По содержанию многие журналы отвечали запросам юных читателей.
Во второй половине XIX века журналов издавалось в три раза больше, чем в первой. В дальнейшем количество журналов ещё более возросло.
Во второй половине XIX века издавались следующие журналы:
«Подснежник» (1858-1862) - орг. и изд. В.Н. Майков.
«Журнал для детей» (1851-1865) - ред. М.Б. Чистяков.
«Рассвет», «Дело и отдых», «Натуралист», «Библиотека для детского чтения» - 1860-1862 гг.
«Семейные вечера» (1864-1890) - ред. М. Ростовский.
«Детское чтение», «Родник», «Всходы» - 1869-1900 гг
«Всходы», «Задушевное слово», «Природа», «Натуралист», «Отдых», «Час досуга», «Игрушечка», «Малютка» и другие.
Во второй половине
XIX века детская литература обогатилась
разнообразной и значительной тематикой,
глубоким идейным содержанием. Передовая
детская литература и детское
чтение становятся в это время
действеннейшим средством воспитания
высоких нравственных и гражданских
качеств поколения, вступающего
в XX век.
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ (3.10.1809-29.10.1842)
Кольцов родился в зажиточной мещанской семье Василия Петровича Кольцова, прасола-скупщика и торговца скотом, слывшего во всей округе честным партнёром и строгим домохозяином.
С 9 лет Кольцов постигал грамоту на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в двухклассное уездное училище, минуя училище приходское. Проучился он в нём 1 год и 4 месяца: из второго класса отец взял Кольцова в помощники. Однако страсть к чтению проснулась в мальчике.
Кольцов познакомился с поэзией М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, И.Ф. Богдановича, а затем А.Ф. Мерзлякова, А.А. Дельвига, А.С. Пушкина. Юношеские опыты Кольцова («Разуверенье», «Плач», «Земное счастье») литературны, вторичны, написаны в подражание популярной сентиментально-романтической поэзии. Однако проблески самобытного дарования ощутимы в «Путнике» и «Ночлеге чумаков».
В 1827 г., «на заре
туманной юности», Кольцов переживает
тяжёлую сердечную драму. Неутешное
горе своё Кольцов выплакал в стихах
«Первая любовь» (1830 г.), «Измена суженой»,
«Последняя борьба» (оба в 1838 г.) и
особенно в проникновенной «Разлуке»
(1840 г.), положенной на музыку А. Гурилёвым
и ставшей популярным романсом.
В 1831 г. Кольцов выходит в большую литературу с помощью Н.В. Станкевича, который встретился с поэтом в Воронеже и обратил внимание на его незаурядное дарование. По рекомендации Станкевича в «Литературной газете» (1831-№34) была опубликована одна из первых русских песен «Кольцо», а в 1835 г. - на собранные по подписке среди московских друзей деньги - Станкевич издаёт первый поэтический сборник «Стихотворения Алексея Кольцова», принёсший поэту славу в среде столичных литераторов. Знакомство со Станкевичем открыло Кольцову доступ в московские и петербургские салоны. В 1831 году он приезжает в Москву по торговым делам отца и сходится с членами философского кружка Станкевича, студентами Московского университета, в т.ч. с В.Г. Белинским. В 1836 г. через Белинского Кольцов знакомится с московскими литераторами. Особое впечатление на Кольцова производит знакомство с Пушкиным и беседы с ним на литературные темы. Потрясённый безвременной кончиной поэта, Кольцов пишет думу «Лес».
Информация о работе Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский