Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:38, доклад

Краткое описание

Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.
В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.

Файлы: 1 файл

литература.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

В сказочных  поэмах Пушкина запечатлелись и  народные взгляды, и обстоятельства жизни. В духе народного творчества обрисован жёсткий, ленивый и  глуповатый царь Дадон в «Сказке о золотом петушке».

У Пушкина каждый сказочный тип имеет свой неповторимый облик, он художественно индивидуален. В большинстве сказок мы встречаем  активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. В тех  же сказках, где положительного героя  нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью.

В произведениях  с потрясающей художественной силой  воплотилась гуманистическая идея народной сказки о самозабвенной  человеческой любви, способной совершить  чудо, преодолеть смерть, торжествовать над силами зла и жестокости.Поэтике Пушкина особенно родственной оказалась выразительная динамика народно-сказочного повествования.Фольклорная поэтика становится в сказках Пушкин могучим средством реалистического изображения жизни, помогает поэту проникнуть в психологию героев. Удивительно легко, свободно и естественно совершается в сказках Пушкина переход от реального к волшебному и наоборот.Пушкин сохраняет основной закон композиции народной сказки - её стремление излагать события так, как они совершаются в реальной жизни.

Так же в сказках  Пушкина отразился закон троекратного повторения с небольшими вариациями основных сюжетных эпизодов.Например, трижды отправляется к морю старик-рыбак; трижды обращается к стихиям королевич Елисей; трижды посылает свои войска против врагов царь Дадон и т.п.

Создавая на фольклорной основе новую литературную сказку, поэт стремился предельно  приблизить её к стилю народной поэзии. Но сказки Пушкина стихотворные, а  фольклорные сказки рассказываются прозой.

Чтобы стихотворный стиль не создавал ощутимого отличия  между его сказками и сказками народными, Пушкин использовал в  них песенные и речитативные жанры  устного народного творчества.

Сказки Пушкина  пробуждают симпатии и антипатии  читателей, формируют активное отношение  к своим героям. Творчество Пушкина  имело большое влияние на развитие детской литературы. 

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

В первой половине XIX века для детей писали ещё очень  немногие писатели и поэты, прославленные  мастера художественного слова  Жуковский, Погорельский, Одоевский  и др. Обращаясь к народно - поэтическому творчеству, они чуждались его  вольнолюбивых и протестанских  мотивов. Но созданные ими сказки для детей сыграли большую  роль в истории детской литературы и продолжают оказывать эмоциональное  воздействие на детей в наше время. В этих сказках воплотились идеи гуманизма и трудолюбия, любовь к  научным знаниям. В них в качестве сказочных героев действовали дети с присущими их психологии переживаниями («Чёрная курица» Погорельского).

Возникали различные  жанровые разновидности литературной сказки: сказки стихотворные и прозаические, сказка, основанная на фольклорных  мотивах и авторском вымысле, сказка характерная по художественной структуре для общей литературы и собственно детская сказка.Появление сказочных поэм Пушкина и сказочной повести Ершова подняло русскую литературу на небывалую высоту, её дальнейшее развитие, определив её дальнейшее развитие.

В первой половине XIX веке важное воспитательное значение имели и лучшие научно-популярные книги и журналы, издаваемые для  детей. Уже в первой половине XIX века дети читали в специально издававшихся для них хрестоматиях, журналах басни  Крылова, баллады Жуковского, лирические стихи, поэмы и сказки Пушкина, Лермонтова и Ершова, песни Кольцова, Гоголя, Тургенева, а из иностранных писателей  Вальтера Скотта, Фенимора Купера.

Многие произведения этих художников волновали читателей  картинами исторического прошлого своей страны и картинами родной природы, возбуждали жажду борьбы за обновление жизни. Войдя в круг детского чтения произведения русских и зарубежных классиков способствовали постепенному преобразованию детской литературы. В ней утверждались принципы критического реализма, которые легли в основу лучших книг для детей во второй половине XIX века.

Почти одновременно с поэтическими произведениями Пушкина  в детское чтение вошли некоторые  стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова: «Бородино», «Воздушный корабль», «Три пальмы» и др.

Из художественной прозы русских писателей первой половины XIX века в детское чтение вошли прежде всего произведения об исторических судьбах народа - «Юрий  Милославский» М. Загосина, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба»  Н. Гоголя. Так в детской литературе утверждался жанр исторической повести и романа.

В конце 1840-х  годов появляются антикрепостнические  рассказы И. Тургенева, которые составили  в дальнейшем (1852 г.) два тома «Записок охотника». В детской среде широкое  распространение получили не только рассказы Тургенева «Бежин луг» и  «Муму», но и многие другие его произведения из «Записок охотника».

В 1850-1860-х гг., когда ещё было мало научно-естествоведческих  книг для детей, эти произведения привлекались педагогами и как средство идейно-эстетического воспитания подрастающего  поколения, а порой в качестве книг о природе, потому что национальный пейзаж запечатлелся в них с поразительной  художественной силой и рельефностью.

Огромную роль в формировании мировоззрения и  эстетических вкусов молодых писателей  сыграли поэты-шестидесятники. Одним  из них был Михаил Илларионович Михайлов (1829-1865 гг.).

За написанную вместе с Н.В. Шелгуновым прокламацию  «К молодому поколению» он был сослан на каторгу в Сибирь. Михайлов печатал  свои оригинальные и переводные стихи  для детей в прогрессивном  журнале «Подснежник» и в приложениях  к нему. Впервые после Жуковского усилиями Михайлова детская литература значительно обогатилась произведениями многих зарубежных писателей - Бернса, Беранже, Уланда, Гартмана, Саади и  др. Как в оригинальных произведениях, в переводах Михайлова привлекали темы свободолюбия, чести, долга перед  отчизной, человеческих радостей и страданий.

Идеи революционных  демократов ярко воплотились и в  творчестве АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА  ПЛЕЩЕЕВА (1825-1893). Перенеся десятилетнюю ссылку рядовым солдатом в Сибири и на Урале за участие в кружке Петрашевского, Плещеев возвращается к литературной деятельности, печатает свои стихотворения в самых передовых  журналах того времени - в «Современнике», а затем в «Отечественных записках».

После 1860-х годов  Плещеев в своём творчестве всё  чаще обращается к теме детства, жизни  детей в семье. Но даже в его  стихах о беспечном детстве зачастую звучит мучительный вопрос: «Ужель и вам не видеть лучшей доли? И  вам идти путём бесплотных грёз?».Поэт видел в детях «будущих строителей русской жизни», стремился «научить их любить добро, родину, помнить свой долг перед народ». Теплотой, семейным уютом, дружбой, любовью исполнены его стихи «Из жизни», «Завтра», «На берегу» и др.

Передовая педагогическая критика высоко ценила сборники стихов Плещеева. Отдельные произведения поэта  печатались в детских журналах «Семья и школа», «Детское чтение», «Игрушечка». Плещеев сам составил сборник  «Подснежник», куда вошли его лучшие произведения - стихотворения для детей и юношества.

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873) и АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ  ФЕТ (Шеншин) (1820-1892) крупные поэты XIX века. Начиная с 60-х годов многие произведения, которые они писали для взрослых, вошли в детские  сборники и в хрестоматии. Оба  поэта создали превосходные произведения, воспевающие родную природу.

В 60-70-е годы для  детей школьного возраста стали  появляться стихи АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА  ТОЛСТОГО (1817-1875 г.ж.) - поэта, автора исторического  романа «Князь Серебряный») , исторической драмы «Царь Фёдор Ионович». Большинство  его стихов печатались для детей  в сокращении.

В конце XIX века в журналах и сборниках для  детей стали появляться стихи  поэтов из народа - ИВАНА ЗАХАРОВИЧА СУРИКОВА (1841-1880) и СПИРИДОНА ДМИТРИЕВИЧА ДРОЖЖИНА (1848-1930).

Крестьяне по происхождению, Суриков и Дрожжин в своей  поэзии изображали разнообразные стороны жизни русской деревни.

Тот факт, что  во второй половине XIX века возникло много  стихотворений для детей и  о детях, имеет глубокое социально-философское  основание. Никитин и многие другие поэты усматривали в нравственной чистоте и доброте детей «возможность подлинно человеческих, гуманных отношений  между людьми» в будущем. Поэты  этой эпохи вносят в разработку «детской»  темы «наиболее дорогие, заветные свои верования, чувства, надежды».

Ещё ярче и определённей разрабатывается детская тема в  многочисленных произведениях художественной прозы. 

Так, для Л.Н. Толстого детская душа - это «живой источник морали, любви, человечности», к которым приходят люди лишь трудным  путём «нравственного самоусовершенствования». В творчестве Короленко детство  равнозначно «социальной романтике  и юному стремлению к справедливости», активному отрицанию этики мещанского общества. У Гаршина тема детского сознания возникает как антитеза порочному и бесчеловечному строю  современной жизни. В рассказах  Чехова «ни одно из самых элементарных представлений официального внешнего мира не имеет смысла» в мире детей, полностью отвергается им.

Особенность русской  литературы второй половины XIX века: детская  книга нередко издаётся в качестве народной, а народная книга - в качестве детской.

Рассказы и  повести для детей русских  писателей второй половины XIX века поражают богатством и разнообразием жизненного и идейного содержания, художественными  образами, сюжетно-композиционными  решениями, остротой социальной проблематики.

В развитии детской  литературы наряду с К. Ушинским, Л.Н. Толстым, Д. Маминым-Сибиряком, В. Гаршином, А. Чеховым большую роль сыграли  в то время и А.А. Гончаров, С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, К.М. Станюкович, писатели-народники  П.В. Засодимский, А.Н. Анненская.

Исключительное  значение для просвещения и воспитания подрастающего поколения имели  журналы для детей. По содержанию многие журналы отвечали запросам юных читателей.

Во второй половине XIX века журналов издавалось в три  раза больше, чем в первой. В дальнейшем количество журналов ещё более возросло.

Во второй половине XIX века издавались следующие журналы:

«Подснежник» (1858-1862) - орг. и изд. В.Н. Майков.

«Журнал для  детей» (1851-1865) - ред. М.Б. Чистяков.

«Рассвет», «Дело  и отдых», «Натуралист», «Библиотека  для детского чтения» - 1860-1862 гг.

«Семейные вечера» (1864-1890) - ред. М. Ростовский.

«Детское чтение», «Родник», «Всходы» - 1869-1900 гг

«Всходы», «Задушевное  слово», «Природа», «Натуралист», «Отдых», «Час досуга», «Игрушечка», «Малютка» и другие.

Во второй половине XIX века детская литература обогатилась  разнообразной и значительной тематикой, глубоким идейным содержанием. Передовая  детская литература и детское  чтение становятся в это время  действеннейшим средством воспитания высоких нравственных и гражданских  качеств поколения, вступающего  в XX век. 

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ (3.10.1809-29.10.1842)

Кольцов родился  в зажиточной мещанской семье  Василия Петровича Кольцова, прасола-скупщика и торговца скотом, слывшего во всей округе честным партнёром и строгим домохозяином.

С 9 лет Кольцов  постигал грамоту на дому и проявил  столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в  двухклассное уездное училище, минуя  училище приходское. Проучился он в нём 1 год и 4 месяца: из второго  класса отец взял Кольцова в помощники. Однако страсть к чтению проснулась в мальчике.

Кольцов познакомился с поэзией М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, И.Ф. Богдановича, а затем А.Ф. Мерзлякова, А.А. Дельвига, А.С. Пушкина. Юношеские  опыты Кольцова («Разуверенье», «Плач», «Земное счастье») литературны, вторичны, написаны в подражание популярной сентиментально-романтической  поэзии. Однако проблески самобытного  дарования ощутимы в «Путнике» и «Ночлеге чумаков».

В 1827 г., «на заре туманной юности», Кольцов переживает тяжёлую сердечную драму. Неутешное  горе своё Кольцов выплакал в стихах «Первая любовь» (1830 г.), «Измена суженой», «Последняя борьба» (оба в 1838 г.) и  особенно в проникновенной «Разлуке» (1840 г.), положенной на музыку А. Гурилёвым  и ставшей популярным романсом. 

В 1831 г. Кольцов  выходит в большую литературу с помощью Н.В. Станкевича, который  встретился с поэтом в Воронеже и  обратил внимание на его незаурядное  дарование. По рекомендации Станкевича в «Литературной газете» (1831-№34) была опубликована одна из первых русских  песен «Кольцо», а в 1835 г. - на собранные  по подписке среди московских друзей деньги - Станкевич издаёт первый поэтический  сборник «Стихотворения Алексея  Кольцова», принёсший поэту славу  в среде столичных литераторов. Знакомство со Станкевичем открыло  Кольцову доступ в московские и петербургские  салоны. В 1831 году он приезжает в  Москву по торговым делам отца и  сходится с членами философского кружка Станкевича, студентами Московского  университета, в т.ч. с В.Г. Белинским. В 1836 г. через Белинского Кольцов  знакомится с московскими литераторами. Особое впечатление на Кольцова производит знакомство с Пушкиным и беседы с  ним на литературные темы. Потрясённый  безвременной кончиной поэта, Кольцов пишет думу «Лес».

Информация о работе Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский