Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:38, доклад

Краткое описание

Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.
В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.

Файлы: 1 файл

литература.docx

— 68.28 Кб (Скачать)

Широта и масштабность природных образов в поэзии Кольцова слита с человеческой удалью и  богатырством. Белинский считал, что  «русские» звуки поэзии Кольцова должны породить много новых мотивов национальной «русской музыки».

Так оно и  случилось: русскими песнями и романсами  Кольцова вдохновлялись А.С. Даргомыжский и Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский и М.А. Балакирёв.

Современники  видели в поэзии Кольцова что-то пророческое. 

АППОЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ (23.5.1821-8.3.1897

А.Н. Майков родился  в семье известного живописца, позднее  академика императорской Академии Художеств, - Николая Апполоновича Майкова (1796-1873).

Детство поэта  прошло в Москве и в подмосковном имении, но дальнейшая его судьба связана  с Петербургом, куда семья переселилась в 1834 году. Первоначальное образование  Майков и его брат Валериан, в  будущем видный литературный критик, получили дома, в основном под руководством друга их отца литератора - В.А. Солоницина. Историю словесности братьям  преподавал тогда ещё мало кому известный  писатель И.А. Гончаров, вспоминавший позднее, что дом Майковых «кипел жизнью, людьми», приносившими сюда неистощимое  содержание из сферы мысли и науки, искусств.

В 1837 г. поэт поступил на юридический факультет Петербургского университета, но литературных занятий  не оставлял: не раскрывая своего авторства, напечатал несколько стихотворений («Одесский альманах» за 1840 год, «Библиотека  чтения», «Отечественные записки» за 1841 год)

В начале 1842 г. вышел  в свет первый поэтический сборник Майкова.Закончив университет первым кандидатом (1841), он определился на службу в министерство финансов.

Поэма «Два мира», за которую Майкову была присуждена Пушкинская премия Академии наук (1882), вызвала в литературных кругах и  восторженные, и пренебрежительные  отзывы. Однако по мере появления в  печати различных редакций этого  многолетнего труда Майков вырос  в глазах современников в крупнейшего  русского художника - «объективного», тяготеющего к эпической масштабности поэта, творчество которого «всегда  будет звучать в потомстве  как могучий, стройный и весьма сложный  заключительный аккорд пушкинского периода русской поэзии».

Печатал свои стихи  для детей в журнале «Подснежник». Так первый номер журнала открывался стихотворением «Летний дождик»?

Золото, золото падает с неба!

Дети кричат и бегут за дождём…

В этом же номере был напечатано и стихотворение «Сенокос».

В дальнейшем поэт пишет для детей стихотворения  о весне, осени, «Колыбельную песню», быстро ставшие хрестоматийными. Его  стихи отвечали естественному детскому восприятию явлений природы.

Поэтическое очарование лучших стихотворений Майкова живо и сегодня. 

 ФЕТ АФАНАСИЙ  АФАНАСЬЕВИЧ (Шеншин) (23.11.1820-21.11.1892)А.А.  Фет родился в селе Новосёлки,  Орловской губернии - поэт, прозаик,  публицист, переводчик.

Фет получил  хорошее образование. С 1835 г. по 1837 г. он учился в немецком пансионе Крюммера в г. Верро.

Увлечение филологией приводит Фета на словесное отделение  философского факультета Московского  университета, который он окончил  в 1844 г. В университетские годы Фет  изучает историю мировой литературы, штудирует трактаты Шеленга и  Гегеля и продолжает писать стихи. В 1840 г. выходит его первая книга  «Лирический пантеон», а в 1842 г. стихи  Фета регулярно появляются на страницах  журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки».

Развитие одной  темы - главное организующее начало фетовских циклов, прежде всего таких, как «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море».Пантеистические пейзажи Фета за счёт циклизации сливаются вместе, образуя единый символический пейзаж, который выражает уже состояние человеческой души.Поэзию Фета отличают музыкальность, разнообразие ритмов и звуков.

В переводах  Фет стремился к точности и  максимальному приближению к  содержанию текста. Причём он переводил  только тех авторов, творчество которых ему было близко.Многие стихотворения Фет специально посвятил детям. Воспоминания о светлых, счастливых днях детства сливаются в этих произведениях Фета с картинками родной природы.

Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка …» передаёт восторг ребёнка при виде выпавшего  снега. В стихотворении «Кот поёт, глаза прищуря, мальчик дремлет  на ковре…» уютная семейная обстановка, тишина, покой противопоставлены поэтом метели за окном:

На дворе играет буря,

Ветер свищет во дворе.

Лирические настроения стихов Фета и Тютчева близки детям  непосредственностью, чистотой, ясностью.

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873)

Тютчев родился  в усадьбе Овстуг, Брянского уезда, Орловской губернии 15 июля. Похоронен  в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.Родился в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провёл в Овстуге, Москве и подмосковном имении Троицком.Получил хорошее образование (домашнее), которым с 1813 г. руководил С.Е. Ранч, поэт-переводчик, знаток классической ревности и итальянской литературы.Осенью 1819 г. поэт поступает на словесное отделение Московского университета, слушает лекции профессора А.Ф. Мерзлякова по теории словесности и истории русской литературы.Окончив в конце 1821г. университет кандидатом, Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел и вскоре получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Наварии. В июле 1822 г. поэт отправляется в Мюнхен, где проводит 22 года жизни.

Как поэт Тютчев, сложился к концу 20-х гг. Ещё ранее  его стихи начинают появляться в  печати - главным образом в издаваемых альманахе «Северная игра» (1827) и  в журнале «Галатея», однако ни читатели, ни критики не обратили на них внимания. Значительным событием в литературной жизни Тютчева стала публикация большой подборки его стихов в  пушкинском «Современнике» под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Тютчева.

Осенью 1844 г. Тютчев вернулся на родину. В Петербурге поэт сразу же завоёвывает репутацию  блестящего собеседника, любимца салонов, тонкого острослова.С течением времени лирика Тютчева насыщается всё большей изобразительной и психологической конкретностью, а стихотворения «денисьевского цикла» образуют даже своеобразный лирический сюжет - историю «борьбы неравной двух сердец». Опыт русского реализма не прошёл для Тютчева бесследно. Но все эти изменения не затронули глубинных основ его романтического мировоззрения.

Лирические настроения стихов Тютчева близки детям своей  непосредственностью, чистотой и ясностью:

Люблю грозу  в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся  и играя,

Грохочет в  небе голубом.Такие стихи воспитывают  в маленьких читателях эстетическое чувство, любовь к родной природе. 

УШИНСКИЙ  ПЕДАГОГ-ПИСАТЕЛЬ

Значительный  вклад в развитие детской литературы внёс Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог, автор  классических трудов по вопросам воспитания.Работа Ушинского в области детской литературы вытекала из его педагогической деятельности, из практических потребностей народного образования и ещё раз подтверждает ту очевидную истину, что детская литература, являясь искусством слова, всегда тесно связана с педагогикой, с состоянием просвещения эпохи.К.Д. Ушинский родился в 1824 г. в г. Туле. Окончив Новгород-Северскую гимназию, шестнадцати лет поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы его интересы не ограничивались рамками будущей профессии: увлекался он русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьёзно изучал истории и географию России, занимался точными науками. Но больше всего его привлекала педагогическая деятельность. Это и привело его в Ярославский Демидовский юридический лицей, где более двух лет (1846-1848 гг.) он исполнял обязанности профессора. С первых шагов своей практической деятельности Ушинский старался по-новому вести преподавание, добиться тесного контакта и взаимопонимания со своими учениками, вызвать в них интерес к науке, желание быть полезными родине.С 1852 года начинается его сотрудничество в популярных русских журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Сын отечества», «Журнал для воспитания». Его статьи по вопросам воспитания, литературно-художественные очерки, рецензии и переводы приобрели большую известность.С 1854 г. как талантливого литератора-педагога Ушинского приглашают преподавателем в Гатчинском, а затем, 1859 году, в Смольный институт, где он вскоре становится инспектором и проводит ряд реформ с целью дать воспитанникам широкое современное образование.

Эти реформы  вызвали недовольство начальства, и  Ушинский, вынужденный оставить работу, выхлопотал себе разрешение выехать  за границу для лечения, где провёл 5 лет. За этот период Ушинский в русских  журналах опубликовал большое количество статей о Школах Западной Европы, написал  ряд оригинальных работ по вопросам воспитания и обучения, закончил серию  учебных книг для детей - «Родное  слово» и создал классический труд «Человек как предмет воспитания».

Вернувшись из-за границы, Ушинский поселился в Киеве, где продолжал свою научную работу.Он умер в декабре 1870 г. в период наивысшего расцвета творческой работы.Ушинский впервые в России создал педагогическую теорию. Но в условиях крепостнической России немногое удалось ему осуществить.

В работе над  детскими книгами нашло отражение  многостороннее дарование Ушинского - выдающегося учёного, блестящего практика и экспериментатора в области  народного образования, талантливого писателя. Все эти качества наиболее ярко проявились при работе над «Детским миром» и «Родным словом».

Книга Ушинского  под названием «Детский мир», вышла  в начале 1861 года. Она предназначалась  для чтения на уроках родного языка  в первых классах Смольного института, где тогда работал Ушинский.Несмотря на препятствия, чинимые царским министерством просвещения «Детский мир» разошёлся по России в огромном количестве экземпляров.«Детский мир» состоит из 2-х частей, каждая из которых в свою очередь делится на две книги: собственно «Детский мир» и хрестоматия к нему.В целом все 4 книги знакомя читателя с природой, с историей России, со вселенной, Землёй и народами, с русской литературой и народным творчеством.Основное место в «Детском мире» занимают небольшие статьи научного характера. В них наиболее ярко проявился талант Ушинского - популяризатора научных знаний. Его статьи отличаются доступностью и увлекательностью.Одним из важнейших элементов воспитания в духе народности Ушинский считал знакомство с родиной: этой цели служили материалы по географии и особенно по истории

Ушинский первый широко ввёл современную литературу в школу, и в этом его огромная заслуга. В то же время нельзя пройти мимо его неверной установки: придавать  литературным произведениям лишь дополнительное прикладное значение, а так же избегать произведений критического направления.

В хрестоматии  Ушинского большинство стихотворных произведений, в том числе и  все басни Крылова, напечатаны в  строку, как проза. Это объясняется  тем, что Ушинский рекомендовал и  читать их как прозу, так как школьная привычка скандировать стихи, по его  мнению, искажает их, делает их смысл  не понятным для детей.

В «Детском мире»  ярко проявился талант Ушинского  как автора художественных произведений для детей. Здесь, прежде всего, следует  отметить два рассказа, которыми начинается книга - «Дети в роще» и «Дети  в училище», рассказ «Поездка в  деревню», большой очерк в письмах  «Путешествие по Волге», а так же маленькие рассказы и прозаические басни в первой хрестоматии. В  тематическом и стилистическом отношении  они представляют собой органическую часть книги, являются звеньями одной  цепи, и поэтому очень трудно говорить о них в отрывке от конспекта  всей книги. 

Но наибольший интерес представляют маленькие  рассказы и прозаические басни. В  них автору удалось реализовать  те требования, которые он предъявлял к детской литературе. Большинство  их написано по мотивам народных сказок, пословиц, притч, появляются вполне оригинальные произведения.Все четыре книги «Детского мира» занимали в первом издании 660 страниц, только 80 страниц из них занято произведениями, заимствованными из творчества известных писателей и поэтов. Это преимущественно стихи. Остальные 580 страниц написаны самим Ушинским.Ещё одним из выдающихся произведений Ушинского является его учебник «Родное слово», состоящий из трёх книг и впервые изданный в 1864 г.«Родное слово», как учебник, предназначено для первоначального обучения в городских школах, а также в семье и адресуется, как говорил сам автор, детям «мещанства и мелкого дворянства», т.е. более широкому кругу читателей.

Первая часть  «Родного слова» читалась детям в  школе и дома после «Азбуки». Она  делится на 36 тематических уроков. Главное  место в них занимают художественные тексты, перед которыми ставится задача оживить материал и закрепить  знания детей. Это произведения разно-образных жанров - рассказы, народные басни, стихи  русских поэтов, сказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки и т.д. как  видно из этого наречия, основное место здесь занимают произведения народного творчества.

Книги Ушинского  являются не только энциклопедиями знаний, но и энциклопедиями жанров детской  литературы. Деловые научно-популярные и яркие научно-художественные статьи, прозаические миниатюры, очерки, сказки, рассказы, стихи - в них можно найти  почти все малые жанры детской литературы.

Научно-художественные энциклопедии Ушинского о животных до сих пор поражают краткостью, содержательностью и точностью, эмоциональной окрашенностью. Такие  его произведения, как «На лугу летом», «Летнее утро», «На поле летом», «В лесу летом», с полным правом можно  назвать маленькими художественными поэмами в прозе.

Информация о работе Классика детской литературы. А. Погорельский, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский