Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:58, реферат
В статье рассмотрены основные этапы развития американского юридического
образования; выделены модели юридического образования, действовавшие в различные
периоды; выявлены особенности юридического образования в Соединенных Штатах;
для первого курса, для последующих лет обучения обозначено только минимальное
количество учебных часов в неделю, которые должен прослушать студент [Власихин
2000: 34]. К числу обязательных предметов первого года обучения относятся
договорное, имущественное, деликтное, уголовное, конституционное,
административное право, профессия юриста. Например, в школе права Нью-Йоркского
университета
набор дисциплин первого
Constitutional Law (конституционное право), Lawyering (профессия юриста) [Источник:
http://www.law.nyu.edu/
Обучение на втором и третьем курсах имеет узкоспециализированную
направленность: до 95 % предметов, изучаемых студентами, относятся к программам
специализации [Карнаков 2009: 78]. Так, программа «Налогообложение» школы права
Нью-Йоркского университета включает 40 различных лекций и семинаров,
специальность «Корпоративное и коммерческое право» – 30 предметов, «Уголовное
право и процесс»
– 20 предметов [Источник: http://www.law.nyu.edu/
Из предлагаемого набора курсов студенты выбирают наиболее интересные для себя, но
при этом они обязаны сдать экзамены по установленному количеству дисциплин. В
оставшиеся 5 % входят предметы общегуманитарного профиля, такие как философия
права, психология, педагогика. Многие университеты организуют лекции по
интересным и актуальным темам историко-теоретического толка. Например, в Нью-
Йоркском университете читается курс «Юридические аспекты суда над Иисусом
Христом» [http://www.law.nyu.edu/
среди дополнительных предметов – «Государственное устройство Древней Греции и
Рима», «Расовое законодательство с 1776 года по настоящее время»
[http://www.law.harvard.edu/
Как уже отмечалось выше, наличие жесткой специализации является одной из
важнейших особенностей юридического образования в США. Подобный подход в
процессе обучения юристов имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, из стен
американских вузов выходят юристы, получившие хорошую теоретическую и
практическую подготовку по выбранной специализации, которые будут востребованы в
конкретной сфере деятельности. Но с другой стороны, такая подготовка ограничивает
возможности американских юристов, заставляя останавливаться на одной области
правоприменения. Такое соотношение специальных и общеобразовательных курсов
обусловлено тем,
что объем правового
США в несколько раз превышает российский [Карнаков 2009: 78]. Подготовить
квалифицированного специалиста широкого профиля, разбирающегося во многих
законодательных сферах, в США просто невозможно. Именно поэтому американская
система высшего юридического образования основана на углубленном изучении
предметов специализации. В случае, если уже практикующий юрист захочет
переквалифицироваться, для этого в американских вузах предусмотрены годичные
программы обучения – магистр в области права (Magister’s degree in law – LLM).
Другой существенной особенностью юридического образования в США является
его практическая направленность. Для чтения многих курсов привлекаются
практикующие юристы: советники крупных компаний, судьи, адвокаты. В
американских вузах нет традиционного для российской образовательной системы
деления занятий на лекционные и семинарские. Занятие на юридических факультетах
США представляет собой активный диалог преподавателя со студентами [Гордон 2002:
8]. Метод обучения заключается в анализе прецедентов и решений апелляционных
судов.
Основной целью, стоящей перед образованием, является развитие аналитических
способностей студента, а не только овладение определенным набором знаний. Перед
каждым занятием преподаватели направляют студентам задания и список литературы,
обязательной для ознакомления, поэтому само занятие превращается в беседу лектора с
учениками. Часто преподаватели устраивают разбор конкретных дел, учебные суды.
Многие курсы должны содержать практический компонент. Так, например,
семинарские занятия
обязательны для дисциплин «
[http://www.yale.edu 2010].
Таким образом, большое значение в образовательном процессе имеет
самостоятельная работа студентов. Во время обучения будущие юристы приобретают
навыки самостоятельного анализа законодательного материала и судебных решений.
Также школы права предлагают несколько курсов, которые формируют умения работы
с документами. Это «Правовой практикум» (Йельский университет), «Составление
юридических документов» (Гарвардский университет), «Составление проектов
контрактов» (Пенсильванский университет). Также многие курсы предполагают, что
учащиеся должны подготовить необходимый набор документов в рамках дисциплин,
посвященных судебным разбирательствам.
Кроме того, учебные планы американских вузов подлежат перманентному
изменению, постоянно вводятся новые дисциплины и модернизируются существующие
[Карнаков 2009: 79]. Такие нововведения зависят от конъектурных потребностей
общества и государства. Например, уже с 2009 года в Нью-Йоркской школе права был
введен курс «Кризис 2008», с этого же времени дисциплина «Мировой экономический
кризис» преподается в Йельском университете. Также учебные программы
пополняются другими актуальными курсами: в свете тесного американо-японского
сотрудничества в бизнесе и финансах школа права Мичиганского университета
предлагает своим студентам семинар по японскому законодательству
[http://translate.
цикл программ, изучающих китайское право и финансы: «Урегулирование
международных коммерческих споров с Китаем», «Введение в законодательство и
государственное устройство Китая», «Международный бизнес и инвестиционные
сделки с Китаем»
и др. [Источник: http://www.law.nyu.edu/
большинстве университетов США на юридических факультетах преподают курсы по
исламскому праву, в связи с возрастающей ролью исламского фактора в мировой
экономике и культуре: «Гендерные проблемы в исламском праве», «Сила и закон в
исламском мире» (Нью-Йоркский университет), «Исламское право» (Мичиганский
университет), «Введение в мусульманское право» (Гарвардский университет) и т. д.
Из приведенных примеров видно, что юридическое образование в США
стремится выполнить тот социальный заказ, который предъявляет к нему общество и
государство.
За двухсотлетнюю историю американское юридическое образование выработало
наиболее оптимальную модель подготовки юристов. Ее основными характеристиками
являются узкая специализация и практическая направленность обучения.
Современное юридическое образование США развивается в направлении
глобализации [Гордон 2002: 11]. Американские школы права расширяют учебные
программы для иностранных студентов, направляют своих студентов на учебу в другие
страны, дополняют курсы по транснациональным правовым областям.
Большое влияние
на современное юридическое
года Американской ассоциации юристов «Юридическое образование и повышение
квалификации – образовательный континуум», на основе которого происходит его
дальнейшее функционирование и развитие. Согласно данному докладу американский
юрист должен обладать
необходимым набором
быть сформированы во время обучения. К таким компетентностям относятся:
• решение проблем;
• юридический анализ и оценка;
• изучение юридической литературы и документов;
• изучение фактов;• коммуникативность;
• консультирование;
• ведение переговоров;
• знание процедур, связанных с судебными спорами, и альтернативные
способы разрешения споров;
• организация и управление в области юридической работы;
• выявление и разрешение проблем этического характера.
Также в докладе Ассоциации говорится о наличии определенных ценностей,
определяющих работу юриста. Это:
• компетентное
представительство интересов
• содействие укоренению принципов правосудия, справедливости и морали;
• профессиональное самосовершенствование.
Таким образом, юридические учебные заведения США несут ответственность
перед Ассоциацией за уровень квалификации своих выпускников. Но вместе с тем в
докладе признается, что «едва ли справедливо требовать от дающих юридическое
образование учебных заведений США, чтобы они взяли на себя задачу превращения
пусть даже самых способных студентов в зрелых и опытных юристов» [Тамайо-
Калабресе, Кук, Мейер 2002: 20].
На наш взгляд, знание истории становления и современного состояния
юридического образования в США, его организации, подходов к пониманию
практической юриспруденции могут быть полезными в сегодняшней России. Рост
значения юриста в нашей стране диктует необходимость выработать наиболее
эффективную систему подготовки юридических кадров. Конечно, слепое
заимствование западных образовательных технологий в разработке концепции
собственного юридического образования не сможет решить данную проблему. Однако
определенные
положительные черты
быть использованы при реформировании отечественной системы подготовки юристов.
Библиографический список
Власихин В. А. Юридическая профессия и юридическое образование в США //
Юрфак. 2000. № 8. С. 30–38.
Гордон Роберт У. Юридическое образование в США: истоки и развитие //
Юридическое образование в США. 2002. Т. 7. № 2. С. 6–11.
Дент М. Теперь я знаю, что выживу! (о практике преподавания методом