Юридическое образование в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Краткое описание

В статье рассмотрены основные этапы развития американского юридического
образования; выделены модели юридического образования, действовавшие в различные
периоды; выявлены особенности юридического образования в Соединенных Штатах;

Файлы: 1 файл

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США.docx

— 32.15 Кб (Скачать)

для первого  курса,  для последующих лет  обучения обозначено только минимальное

количество учебных  часов в неделю,  которые должен прослушать студент [Власихин

2000:  34]. К числу обязательных предметов первого года обучения относятся

договорное,  имущественное,  деликтное,  уголовное,  конституционное,

административное  право, профессия юриста. Например, в школе права Нью-Йоркского

университета  набор дисциплин первого семестра выглядит следующим образом: Contracts (контракты), Torts (деликтное право), Civil Procedure (гражданский процесс),

Constitutional Law (конституционное право), Lawyering (профессия юриста) [Источник:

http://www.law.nyu.edu/faculty/index.htm].

Обучение на втором и третьем курсах имеет  узкоспециализированную

направленность:  до 95 %  предметов,  изучаемых студентами,  относятся к программам

специализации [Карнаков 2009: 78]. Так, программа «Налогообложение» школы права

Нью-Йоркского  университета включает 40  различных  лекций и семинаров,

специальность «Корпоративное и коммерческое право»  –  30  предметов, «Уголовное

право и процесс»  – 20  предметов [Источник: http://www.law.nyu.edu/faculty/index.htm].

Из предлагаемого  набора курсов студенты выбирают наиболее интересные для себя, но

при этом они  обязаны сдать экзамены по установленному количеству дисциплин.  В

оставшиеся 5 %  входят предметы общегуманитарного  профиля,  такие как философия

права,  психология,  педагогика.  Многие университеты организуют лекции по

интересным и  актуальным темам историко-теоретического толка.  Например,  в Нью-

Йоркском университете читается курс «Юридические аспекты суда над Иисусом

Христом»  [http://www.law.nyu.edu/faculty/index.htm 2010],  в Гарвардской школе права

среди дополнительных предметов – «Государственное устройство Древней Греции и

Рима»,  «Расовое законодательство с 1776  года по настоящее  время»

[http://www.law.harvard.edu/academics/courses/2010].

Как уже отмечалось выше,  наличие жесткой специализации  является одной из

важнейших особенностей юридического образования в США.  Подобный подход в

процессе обучения юристов имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, из стен

американских  вузов выходят юристы,  получившие хорошую теоретическую и

практическую  подготовку по выбранной специализации, которые будут востребованы в

конкретной сфере  деятельности. Но с другой стороны, такая подготовка ограничивает

возможности американских юристов,  заставляя останавливаться  на одной области

правоприменения.  Такое соотношение специальных и общеобразовательных курсов

обусловлено тем,  что объем правового регулирования  общественных отношений в

США в несколько  раз превышает российский [Карнаков 2009: 78].  Подготовить

квалифицированного  специалиста широкого профиля,  разбирающегося во многих

законодательных сферах,  в США просто невозможно.  Именно поэтому американская

система высшего  юридического образования основана на углубленном изучении

предметов специализации.  В случае,  если уже практикующий юрист захочет

переквалифицироваться,  для этого в американских вузах  предусмотрены годичные

программы обучения – магистр в области права (Magister’s degree in law – LLM).

Другой существенной особенностью юридического образования  в США является

его практическая направленность.  Для чтения многих курсов привлекаются

практикующие  юристы:  советники крупных компаний,  судьи,  адвокаты.  В

американских  вузах нет традиционного для российской образовательной системы

деления занятий  на лекционные и семинарские.  Занятие на юридических факультетах

США представляет собой активный диалог преподавателя  со студентами [Гордон 2002:

8]. Метод обучения заключается в анализе прецедентов и решений апелляционных

судов.

Основной целью, стоящей перед образованием, является развитие аналитических

способностей  студента,  а не только овладение  определенным набором знаний.  Перед

каждым занятием преподаватели направляют студентам  задания и список литературы,

обязательной для ознакомления, поэтому само занятие превращается в беседу лектора с

учениками.  Часто  преподаватели устраивают разбор конкретных дел,  учебные суды.

Многие курсы  должны содержать практический компонент.  Так,  например,

семинарские занятия  обязательны для дисциплин «Экологическое право», «Бытовоенасилие», «Права человека», «Некоммерческие организации» (Йельский университет)

[http://www.yale.edu 2010].

Таким образом,  большое значение в образовательном  процессе имеет

самостоятельная работа студентов. Во время обучения будущие юристы приобретают

навыки самостоятельного анализа законодательного материала  и судебных решений.

Также школы  права предлагают несколько курсов, которые формируют умения работы

с документами.  Это «Правовой практикум» (Йельский университет), «Составление

юридических документов» (Гарвардский университет),  «Составление проектов

контрактов» (Пенсильванский университет).  Также многие курсы предполагают,  что

учащиеся должны подготовить необходимый набор  документов в рамках дисциплин,

посвященных судебным разбирательствам.

Кроме того,  учебные планы американских вузов  подлежат перманентному

изменению, постоянно  вводятся новые дисциплины и модернизируются  существующие

[Карнаков 2009: 79].  Такие нововведения зависят от конъектурных потребностей 

общества и  государства. Например, уже с 2009 года в Нью-Йоркской школе права был

введен курс «Кризис 2008», с этого же времени  дисциплина «Мировой экономический

кризис»  преподается  в Йельском университете. Также учебные  программы

пополняются другими  актуальными курсами:  в свете  тесного американо-японского

сотрудничества  в бизнесе и финансах школа  права Мичиганского университета

предлагает своим  студентам семинар по японскому  законодательству

[http://translate.googleusercontent.com 2010]. В Нью-Йоркском университете  есть целый

цикл программ,  изучающих китайское право и  финансы: «Урегулирование

международных коммерческих споров с Китаем»,  «Введение в законодательство и

государственное устройство Китая», «Международный бизнес и инвестиционные

сделки с Китаем»  и др. [Источник: http://www.law.nyu.edu/faculty/index.htm 2010].  В

большинстве университетов  США на юридических факультетах  преподают  курсы по

исламскому праву,  в связи с возрастающей ролью  исламского фактора в мировой

экономике и  культуре: «Гендерные проблемы в исламском  праве», «Сила и закон в

исламском мире» (Нью-Йоркский университет), «Исламское право» (Мичиганский

университет), «Введение  в мусульманское право» (Гарвардский  университет) и т. д.

Из приведенных  примеров видно,  что юридическое  образование в США

стремится выполнить  тот социальный заказ,  который  предъявляет к нему общество и

государство.

За двухсотлетнюю  историю американское юридическое  образование выработало

наиболее оптимальную  модель подготовки юристов. Ее основными  характеристиками

являются узкая  специализация и практическая направленность обучения.

Современное юридическое  образование США развивается  в направлении

глобализации [Гордон 2002: 11].  Американские школы права  расширяют учебные

программы для  иностранных студентов, направляют своих студентов на учебу в  другие

страны, дополняют  курсы по транснациональным правовым областям.

Большое влияние  на современное юридическое образование  оказал доклад 1992

года Американской ассоциации юристов «Юридическое образование  и повышение

квалификации  – образовательный континуум»,  на основе которого происходит его

дальнейшее функционирование и развитие.  Согласно данному  докладу американский

юрист должен обладать необходимым набором компетентностей,  которые должны

быть сформированы во время обучения. К таким компетентностям  относятся:

• решение проблем;

• юридический  анализ и оценка;

• изучение юридической  литературы и документов;

• изучение фактов;•  коммуникативность;

• консультирование;

• ведение переговоров;

• знание процедур,  связанных с судебными спорами, и альтернативные

способы разрешения споров;

• организация  и управление в области юридической  работы;

• выявление  и разрешение проблем этического характера.

Также в докладе  Ассоциации говорится о наличии  определенных ценностей,

определяющих работу юриста. Это:

• компетентное представительство интересов клиента;

• содействие укоренению принципов правосудия, справедливости и морали;

• профессиональное самосовершенствование.

Таким образом,  юридические учебные заведения  США несут ответственность

перед Ассоциацией  за уровень квалификации своих выпускников.  Но вместе с тем в

докладе признается,  что «едва ли справедливо требовать  от дающих юридическое

образование учебных  заведений США,  чтобы они взяли  на себя задачу превращения

пусть даже самых  способных студентов в зрелых и опытных юристов»  [Тамайо-

Калабресе, Кук, Мейер 2002: 20].

На наш взгляд,  знание истории становления и  современного состояния

юридического  образования в США,  его организации,  подходов к пониманию

практической  юриспруденции могут быть полезными  в сегодняшней России.  Рост

значения юриста в нашей стране диктует необходимость  выработать наиболее

эффективную систему  подготовки юридических кадров.  Конечно,  слепое

заимствование западных образовательных технологий в разработке концепции

собственного  юридического образования не сможет решить данную проблему. Однако

определенные  положительные черты американского  юридического образования могут

быть использованы при реформировании отечественной  системы подготовки юристов.

Библиографический список

Власихин В. А. Юридическая профессия и юридическое образование в США //

Юрфак. 2000. № 8. С. 30–38.

Гордон Роберт У. Юридическое образование в  США:  истоки и развитие //

Юридическое образование  в США. 2002. Т. 7. № 2. С. 6–11.

Дент М. Теперь я знаю,  что выживу! (о практике преподавания методом

Информация о работе Юридическое образование в США