Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:58, реферат
В статье рассмотрены основные этапы развития американского юридического
образования; выделены модели юридического образования, действовавшие в различные
периоды; выявлены особенности юридического образования в Соединенных Штатах;
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье рассмотрены основные этапы развития американского юридического
образования; выделены модели юридического образования, действовавшие в различные
периоды; выявлены особенности юридического образования в Соединенных Штатах;
дана характеристика современной подготовки юристов в США на основе учебных
планов школ права Гарвардского, Йельского, Нью-Йоркского, Мичиганского
университетов.
Ключевые слова: юридическое образование, подготовка юристов, «Гарвардская
модель», специализация, учебный план, учебный курс.
Одним из приоритетных направлений модернизации российского высшего
образования на современном этапе является необходимость развития и
совершенствования юридического образования [Указ Президента РФ «О мерах по
совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»
2009]. Проблема подготовки юридических кадров относится к числу наиболее
значимых, поскольку от ее решения во многом зависит успех проводимых в стране
политико-правовых реформ. На пути совершенствования отечественной системы
юридического образования, на наш взгляд, важно обратиться к опыту зарубежных
государств, которые выработали собственные концепции подготовки юристов и
успешно их реализуют в течение длительного времени.
В свете этого особый интерес представляет опыт организации и реформирования
системы юридического образования в США, в государстве, где сложилась одна из
наиболее эффективных моделей подготовки юристов. Особая правовая система этой
страны, традиционно высокий уровень правовой культуры определили важное место
юридической профессии
в жизни американского
посты в государственном аппарате, политике, экономике США. В настоящее время
престиж американского юридического образования достаточно высок. Количество
студентов-иностранцев, обучающихся юриспруденции в США, превышает количество
всех иностранных студентов-юристов, проходящих обучение во всех странах мира
вместе взятых [Дент 2003: 3].
В своем становлении юридическое образование в США прошло несколько
этапов. Первый период хронологически можно определить с конца XVIII века до 70-х
годов XIX века. Он характеризовался отсутствием структурированного юридического
образования, не были определены требования, предъявляемые к юристам. Для
получения звания адвоката было достаточно нескольких лет ученичества в адвокатской
конторе. Тем не менее именно в этот период были созданы первые школы права,
обучающие профессиональных юристов. К ним можно отнести Литчфилдскую школу в
Коннектикуте, несколько юридических факультетов в колледже Уильяма и Мэри,
Гарвардском и Колумбийском университетах [Гордон 2002: 8]. Для поступления в
перечисленные учебные заведения требовался лишь документ об окончании среднейшколы. Обучение длилось год или два и состояло в том, что студенты посещали лекции
и читали специальную литературу. Таким образом, первоначальный этап становления
юридического образования в США был схож с организацией процесса обучения в
Западной Европе и в России. Доминирование лекционной формы обучения, отсутствие
четкой системы контроля знаний отличало традиционную модель образования. Однако
обучение праву в США уже тогда приобрело специфические черты, в настоящее время
являющиеся «визитной карточкой» американского юридического образования.
Юридическое образование в США никогда не отличалось междисциплинарностью и
многофункциональностью. Специфика прецедентной правовой системы определила
подготовку юриста-практика, а не юриста-теоретика. В учебных планах первых школ
права общегуманитарные
и историко-теоретические
минимуму [Там же: 7], в то время как в российских и немецких университетах они
составляли до половины от общего числа изучаемых предметов [Захаров 2006: 95].
Преподаванием специальных дисциплин в США занимались юристы-практики, в
основном адвокаты и судьи [Гордон 2002: 8].
Второй этап развития юридического образования в США приходится на 70-е
годы XIX века – начало XX века. Модель юридического образования, сложившаяся в
этот период, получила название «гарвардской». Бурное развитие экономики и
социальной сферы потребовали квалифицированных профессионалов в области
управления и юридических услуг. В это время возрастают требования, предъявляемые
к студентам и выпускникам правовых школ. В 1878 году была создана Ассоциация
американских юристов (адвокатов), основной целью которой было внедрение новых
образовательных стандартов, а также организация строгой дисциплинарной системы
для контроля за качеством юридического образования [Encyclopedia of Law and Higher
Education 2008: 21]. Деятельность ассоциации к началу ХХ века полностью исключила
альтернативные пути получения юридического образования через ученичество и
вечерние (заочные) школы. Обязательным условием приобретения юридического
образования стало наличие диплома колледжа. Это надолго сделало юридическое
образование элитарным, так как на начало ХХ века только 1–2 % населения США
оканчивали колледжи [Гордон 2002: 9].
Именно в этот
период сложилась структура
с незначительными
изменениями действует в
образования провел декан школы права Гарвардского университета К. К. Лангдел. Он
предложил и апробировал совершенно новую программу подготовки юристов.
Обучение в Гарварде составляло три года, в течение которых студенты прослушивали
определенный набор курсов с обязательными экзаменами по каждому из них.
Неуспевающих студентов отчисляли. В учебный план, составленный Лангделом,
входили такие предметы, как иски (деликты), контракты, имущественное право и
гражданский процесс. Он же вместе с группой преподавателей написал первые
американские учебники по праву.
Также этот период характеризуется изменением в процессе подбора
преподавательских кадров. На место юристов-практиков, совмещающих
преподавательскую деятельность с основной работой, пришли преподаватели-
практики, то есть закончившие свою карьеру судьи, адвокаты, сенаторы, к тому же
преподавательский состав правовых школ пополнялся за счет ученых, занимающихся
научной деятельностью.
Еще одной специфической чертой «гарвардской модели» юридического
образования является усиление практической направленности процесса обучения:
разбор конкретных дел, учебные судебные процессы, работа с документами. Современники критиковали «гарвардскую модель» за недостаточность
практической подготовки специалистов. Сторонники данной системы обучения
полагали, что в эпоху реформ и динамичного развития права многофункциональная
подготовка юристов является более оправданной, поскольку такой юрист будет гораздо
больше адаптирован к потенциальным переменам в правовой сфере.
В целом, «гарвардская модель» была продуктом своего времени, до
определенного этапа развития государства и общества она соответствовала
поставленным перед ней требованиям.
Начало следующего этапа становления юридического образования в США
приходится на кризисное время конца 20-х – начала 30-х годов XX века и связано с
деятельностью
юридической организации «
политики «нового курса». Реалисты утверждали, что право надо изучать и преподавать
как социальный продукт, соединив юриспруденцию и общественные реалии, а также
настаивали на усилении практической ориентации юридического образования (см.
например: [Barry, Dubin, Joy 2000, Rekosh Edwin 2005]). Реализация политики «нового
курса» породила необходимость в преподавании таких дисциплин, как трудовое право,
налоговое право,
антитрестовское
право. Позднее социальные потрясения 60–70-е годов ХХ века заставили включить в
учебный план юридических факультетов предметы, изучающие права женщин, афро-
американцев, вопросы дискриминации.
Разумеется, юридическая наука Западной Европы и России также вносит
коррективы в связи с изменениями, происходящими в обществе и государстве. Но
отличительной
чертой всего американского
«реалистической модели» в частности является быстрая реакция на перемены и
мониторинг последних
тенденций в социально-
Современное юридическое образование в США представляет собой
консолидацию нескольких моделей. К особенностям американского юридического
образования можно отнести узкую специализацию, практическую направленность
подготовки юристов, а также специфическую форму организации учебного процесса.
В настоящее время в США насчитывается 185 аккредитованных учебных
заведения, осуществляющих подготовку юристов [Сиберт 2002: 14]. Американская
ассоциация юристов, уполномоченная Министерством образования США,
разрабатывает и утверждает требования, которым должен соответствовать
юридический вуз для того, чтобы получить официальный статус.
Начиная с конца XIX века высшее юридическое образование в США является
только «вторым высшим». Для поступления в юридическую школу (колледж)
необходимо получить общее высшее образование и диплом «бакалавра искусств». Срок
обучения составляет 3 года.
Юридические факультеты строят учебный процесс в соответствии с
образовательными стандартами, которые разрабатывает ассоциация американских
юристов с учетом требований, предъявляемых к кандидату при поступлении в
адвокатуру [Джон А. Сиберт 2002: 15]. Однако образовательные стандарты,
предлагаемые американским вузам, не носят столь жестко регламентированного
характера, как
в России. Обязательный перечень
дисциплин устанавливается