Юридическое образование в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Краткое описание

В статье рассмотрены основные этапы развития американского юридического
образования; выделены модели юридического образования, действовавшие в различные
периоды; выявлены особенности юридического образования в Соединенных Штатах;

Файлы: 1 файл

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США.docx

— 32.15 Кб (Скачать)

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  В США:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассмотрены основные этапы развития американского юридического

образования; выделены модели юридического образования, действовавшие  в различные

периоды; выявлены особенности юридического образования  в Соединенных Штатах;

дана характеристика современной подготовки юристов  в США на основе учебных

планов школ права Гарвардского,  Йельского,  Нью-Йоркского,  Мичиганского

университетов.

Ключевые слова: юридическое образование, подготовка юристов, «Гарвардская

модель», специализация, учебный план, учебный курс.

Одним из приоритетных направлений модернизации российского  высшего

образования на современном этапе является необходимость  развития и

совершенствования юридического образования [Указ Президента РФ «О мерах по

совершенствованию высшего юридического образования  в Российской Федерации»

2009].  Проблема подготовки юридических кадров относится к числу наиболее

значимых,  поскольку от ее решения во многом зависит успех проводимых в стране

политико-правовых реформ.  На пути совершенствования  отечественной системы

юридического  образования,  на наш взгляд,  важно  обратиться к опыту зарубежных

государств,  которые выработали собственные  концепции подготовки юристов и

успешно их реализуют  в течение длительного времени.

В свете этого  особый интерес представляет опыт организации  и реформирования

системы юридического образования в США,  в   государстве, где сложилась одна из

наиболее эффективных  моделей подготовки юристов.  Особая правовая система этой

страны,  традиционно  высокий уровень правовой культуры определили важное место

юридической профессии  в жизни американского общества. Юристы занимают ведущие

посты в государственном  аппарате,  политике,  экономике  США. В настоящее время

престиж американского  юридического образования достаточно высок.  Количество

студентов-иностранцев, обучающихся юриспруденции в  США,  превышает количество

всех иностранных  студентов-юристов,  проходящих обучение во всех странах мира

вместе взятых [Дент 2003: 3].

В своем становлении  юридическое образование в США  прошло несколько

этапов. Первый период хронологически можно определить с конца XVIII века до 70-х

годов XIX века.  Он характеризовался отсутствием структурированного юридического

образования,  не были определены требования,  предъявляемые  к юристам.  Для

получения звания адвоката было достаточно нескольких лет ученичества в адвокатской

конторе.  Тем  не менее именно в этот период были созданы первые школы права,

обучающие профессиональных юристов. К ним можно отнести Литчфилдскую школу в

Коннектикуте,  несколько юридических факультетов в колледже Уильяма и Мэри,

Гарвардском и Колумбийском университетах [Гордон 2002: 8].  Для поступления в

перечисленные учебные заведения требовался лишь документ об окончании среднейшколы. Обучение длилось год или два и состояло в том, что студенты посещали лекции

и читали специальную  литературу. Таким образом,  первоначальный этап становления

юридического  образования в США был схож с организацией процесса обучения в

Западной Европе и в России. Доминирование лекционной формы обучения, отсутствие

четкой системы  контроля знаний отличало традиционную модель образования. Однако

обучение праву  в США уже тогда приобрело  специфические черты, в настоящее  время

являющиеся «визитной  карточкой»  американского юридического образования.

Юридическое образование  в США никогда не отличалось междисциплинарностью и

многофункциональностью.  Специфика прецедентной правовой системы  определила

подготовку юриста-практика, а не юриста-теоретика.  В учебных  планах первых школ

права общегуманитарные и историко-теоретические дисциплины были сведены к

минимуму [Там  же: 7], в то время как в российских и немецких университетах они

составляли до половины от общего числа изучаемых  предметов [Захаров 2006:  95].

Преподаванием специальных дисциплин в США  занимались юристы-практики,  в

основном адвокаты и судьи [Гордон 2002: 8].

Второй этап развития юридического образования  в США приходится на 70-е

годы XIX века –  начало XX века. Модель юридического образования, сложившаяся в

этот период, получила название «гарвардской».  Бурное развитие экономики и

социальной сферы  потребовали квалифицированных  профессионалов в области

управления и  юридических услуг. В это время  возрастают требования, предъявляемые

к студентам  и выпускникам правовых школ.  В 1878  году была создана Ассоциация

американских  юристов (адвокатов),  основной целью которой было внедрение новых

образовательных стандартов,  а также организация  строгой дисциплинарной системы

для контроля за качеством юридического образования  [Encyclopedia of Law and Higher

Education 2008: 21]. Деятельность ассоциации к началу ХХ века полностью исключила

альтернативные  пути получения юридического образования  через ученичество и

вечерние (заочные)  школы.  Обязательным условием приобретения юридического

образования стало  наличие диплома колледжа.  Это  надолго сделало юридическое

образование элитарным,  так как на начало ХХ века только 1–2 %  населения США

оканчивали колледжи [Гордон 2002: 9].

Именно в этот период сложилась структура юридического образования, которая

с незначительными  изменениями действует в настоящее  время. Реформу юридического

образования провел декан школы права Гарвардского университета К. К. Лангдел. Он

предложил и  апробировал совершенно новую программу  подготовки юристов.

Обучение в  Гарварде составляло три года, в  течение которых студенты прослушивали

определенный  набор курсов с обязательными  экзаменами по каждому из них.

Неуспевающих  студентов отчисляли.  В учебный  план,  составленный Лангделом,

входили такие  предметы,  как иски (деликты),  контракты,  имущественное право  и

гражданский процесс.  Он же вместе с группой преподавателей написал первые

американские  учебники по праву.

Также этот период характеризуется изменением в процессе подбора

преподавательских кадров.  На место юристов-практиков,  совмещающих

преподавательскую деятельность с основной работой,  пришли преподаватели-

практики,  то есть закончившие свою карьеру судьи,  адвокаты,  сенаторы,  к тому же

преподавательский состав правовых школ пополнялся за счет ученых,  занимающихся

научной деятельностью.

Еще одной специфической  чертой «гарвардской модели»  юридического

образования является усиление практической направленности процесса обучения:

разбор конкретных дел, учебные судебные процессы, работа с документами. Современники критиковали  «гарвардскую модель»  за недостаточность

практической  подготовки специалистов.  Сторонники данной системы обучения

полагали,  что  в эпоху реформ и динамичного  развития права многофункциональная

подготовка юристов  является более оправданной, поскольку такой юрист будет гораздо

больше адаптирован к потенциальным переменам в правовой сфере.

В целом, «гарвардская модель»  была продуктом своего времени,  до

определенного этапа развития государства и  общества она соответствовала

поставленным  перед ней требованиям.

Начало следующего этапа становления юридического образования в США

приходится на кризисное время конца 20-х –  начала 30-х годов XX века и связано  с

деятельностью юридической организации «Правовые  реалисты» и проведением

политики «нового  курса». Реалисты утверждали, что право  надо изучать и преподавать

как социальный продукт,  соединив юриспруденцию  и общественные реалии,  а также

настаивали на усилении практической ориентации юридического образования (см.

например: [Barry, Dubin, Joy 2000, Rekosh Edwin 2005]). Реализация политики «нового

курса» породила необходимость в преподавании таких  дисциплин, как трудовое право,

налоговое право,  антитрестовское законодательство,  ценные бумаги,  экологическое

право.  Позднее  социальные потрясения 60–70-е годов  ХХ века заставили включить в

учебный план юридических  факультетов предметы,  изучающие  права женщин,  афро-

американцев, вопросы  дискриминации.

Разумеется,  юридическая наука Западной Европы и России также вносит

коррективы в  связи с изменениями,  происходящими  в обществе и государстве.  Но

отличительной чертой всего американского юридического образования и

«реалистической модели»  в частности является быстрая реакция на перемены и

мониторинг последних  тенденций в социально-экономической  и политической сферах.

Современное юридическое  образование в США представляет собой

консолидацию  нескольких моделей.  К особенностям американского юридического

образования можно  отнести узкую специализацию,  практическую направленность

подготовки юристов, а также специфическую форму  организации учебного процесса.

В настоящее  время в США насчитывается 185  аккредитованных учебных

заведения,  осуществляющих подготовку юристов  [Сиберт 2002:  14].  Американская

ассоциация юристов,  уполномоченная Министерством образования  США,

разрабатывает и утверждает требования,  которым  должен соответствовать

юридический вуз  для того, чтобы получить официальный  статус.

Начиная с конца XIX века высшее юридическое образование  в США является

только «вторым  высшим».  Для поступления в  юридическую школу (колледж)

необходимо получить общее высшее образование и диплом «бакалавра искусств». Срок

обучения составляет 3 года.

Юридические факультеты строят учебный процесс в соответствии с

образовательными  стандартами,  которые разрабатывает  ассоциация американских

юристов с учетом требований,  предъявляемых к  кандидату при поступлении в

адвокатуру [Джон А.  Сиберт 2002: 15].  Однако образовательные стандарты,

предлагаемые американским вузам, не носят столь жестко регламентированного

характера, как  в России.  Обязательный перечень дисциплин устанавливается только

Информация о работе Юридическое образование в США