Этнокультурная позиция детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы данного исследования определяется социальным заказом государства. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации подчеркивается, что стратегической задачей образования России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться к социокультурным ситуациям, быть готовым действовать в поликультурной полиэтнической среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ В ЭТНОКУЛЬТУНОЙ СРЕДЕ……………………………8
1.1.Понятие субъектной позиции………………………………………………...8
1.2.Анализ педагогической литературы по проблемам развития ребенка в этнокультурной среде…………………………………………………………...18
1.3. Этнокультурная образовательная среда…………………………………..28
1.4. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников………36
Выводы по первому разделу…………………………………………………….49
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………51
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности этнокультурных знаний у детей……………………………………………………………………51
2.2. Технология формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..68
2.3. Проверка эффективности технологии формирования этнокультурной компетентности дошкольников…………………………………………………90
Выводы по второму разделу…………………………………………………….99
Заключение……………………………………………………………………103
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом итог передел.doc

— 3.67 Мб (Скачать)

должно не только способствовать приобщению к этнокультурным ценностям, но и удовлетворять потребности развития ребенка. Этнокультурная образовательная среда может быть представлена мини-центром краеведения, мини-музеем быта, этно-игровым центром, уголками творчества; обогащена созданным комплексом дидактических игр этнокультурной направленности, театром народного костюма. Культурно-образовательное пространство дошкольного учреждения может быть вариативным, создаваться за счет использования традиционных форм воспитания в их нетрадиционном значении, за счет объединения образовательных пространств ДОУ и образовательных учреждений культуры (музеев, театров и т. д.).34

Педагогическое  сопровождение развития этнокультурной компетентности ребенка обеспечивается отслеживанием результативности воспитательной работы на основе диагностических методик. Индивидуальные беседы с детьми, наблюдение за характером взаимоотношений, содержанием детских игр; анализ продуктов детской деятельности позволяют отслеживать уровень сформированности познавательного, эмоционально-ценностного, поведенческого компонентов этнокультурной компетентности35.

 

Технологическая карта формирования этнокультурной компетентности

 

Компоненты

этнокультурной

компетентности

Характеристика  компонентов 

Методы формирования

этнокультурной

компетентности

Когнитивный

Представления о полиэтнической действительности, об общности культурного и исторического  прошлого народов, знание произведений устного народного творчества

методы, направленные на развитие познавательной активности

Эмоционально-ценностный

проявляет устойчивый интерес к народной культуре своего и других народов, положительное отношение к людям разных национальностей

методы, направленные на развитие чувства сопричастности к культурно - историческому наследию своего народа.

Поведенческий

Развитие социальных способностей и навыков поведения

методы, направленные на творческое преобразование, на установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми


 

 

Этнокультурное  воспитание детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:

  • введением в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;
  • использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;
  • применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий и т. д.);
  • внедрением методов, в большей степени развивающих активность личности, те социальные качества, которые требуются в новых реалиях.

Продуктивное  использование прогрессивного опыта  этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения36.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первому разделу

Проведение  исследования позволяет сделать следующие выводы

Этнокультурное  воспитание детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию  педагогической мудрости народа и определяется:

-введением в  образовательный процесс дошкольных  учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно - смысловые ориентиры человеческого бытия;

- использованием  факторов народной педагогики  с учетом современных задач  социализации личности;

- применением  известных дидактических средств  (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий и  т.д.);

- внедрение  методов, в большей степени  развивающих активность личности, те социальные качества, которые требуются в новых реалиях.

   Продуктивное  использование прогрессивного опыта  этнокультурного воспитания детей  предполагает непростое заимствование  идей и практических наработок,  а их дальнейшее развитие в  контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитание культуры межнационального общения.

   Реализация  педагогического сопровождения  развития этнопедагогической компетентности ребенка обеспечивается:

- использованием  в воспитательном процессе адекватных  поставленным задачам и возрастным  особенностям детей форм и  методов работы, внедрением этнопедагогических  технологий;

- созданием  развивающей этнокультурной среды;

- использованием  педагогического диагностического  инструментария.

   Одним  из условий приобщения дошкольников  к культуре разных народов  является субъектная позиция  ребенка, отражающая запас его  знаний и характер взаимоотношений  с людьми разных национальностей. Установлено, что субъектная позиция (активная позиция) обеспечивает основы развития личности, индивидуальности, избирательности, творчества. В самом общем виде субъектную позицию ребенка – дошкольника можно представить как позицию личностного саморазвития. В то же время она рассматривается как системное отношение внутренних, психических элементов, позволяющих человеку определенным образом (непротиворечиво и гармонично) осуществлять взаимодействия одновременно с внешней и внутриличностной средой. При приобщении дошкольников к культуре разных народов субъектная позиция обеспечивается включением детей в целостный процесс освоения ее нанационально-образного содержания, наличием анализа и поиска средств выразительности национальных образов народа, развитием у детей умения отражать черты национального в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика  исходного уровня сформированности  этнокультурных знаний у детей

Современные ключевые компетентности – это система  универсальных знаний, навыков, а  также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности ребёнка.

Анализ структуры  компетентности, охватывает когнитивный, деятельностный и личностный компоненты, дает возможность сформулировать рабочее толкование понятия.

Ключевая компетентность ребенка дошкольного возраста - это личностно-осознаваемая система знаний, умений, навыков, вошедшая в субъективный опыт, имеет личностный смысл и универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах детской деятельности в процессе решения множества жизненно значимых проблем.

Компетентность  ребенка дошкольного возраста - это  его личностное достояние.37

Этнокультурная  компетентность трактуется как владение личностью такими компетенциями, как принятие различий, уважение к другим людям, способность гармонично сосуществовать с людьми других культур, языков и религий, быть готовыми преодолевать предрассудки и идти на компромиссы.38

Под этнокультурной компетентностью дошкольников принято понимать их готовность к взаимопониманию и взаимодействию, которая базируется на знаниях и опыте, приобретенных в реальной жизни (то есть в ходе воспитательных занятий), направленных на их успешную адаптацию в полиэтническом обществе.

Признаками этнокультурной компетентности являются: знание истории и особенностей родной культуры, ее традиций и обычаев; ценностное отношение к культурному наследию своего и другого этносов; толерантное отношение к другим культурам и их представителей, наличие стремления к овладению отечественным и мировым культурными наследиями, наличие знаний об отечественном искусстве и искусстве других стран мира.39

Быть этнокультурно компетентным - значит признавать принцип плюрализма, обладать знаниями о других народах и культурах, понимать их ценность и своеобразие. Но чтобы лучше понять другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, нужно, прежде всего, знать культуру своей нации, то есть, как отмечал П.Блонский, «путь к общечеловеческой культуре заключается через национальное воспитание».40

Этнокультурная  компетентность базируется, по нашему мнению на таких ключевых составляющих:

  • Когнитивная компетентность – как совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, охватывающей элементы логической, аналитической и иной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.41

Она охватывает навыки самостоятельной работы с  информацией, применение полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач, знания и умения самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности. Ребенок овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции ребенок овладевает навыками решения проблемы, самостоятельного конструирования знаний.42

  • Общекультурная компетентность – это  осведомленность ребенка в вопросах особенностей национальной и общечеловеческой культуры (духовно-нрав</s

Информация о работе Этнокультурная позиция детей дошкольного возраста