Этнокультурная позиция детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы данного исследования определяется социальным заказом государства. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации подчеркивается, что стратегической задачей образования России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться к социокультурным ситуациям, быть готовым действовать в поликультурной полиэтнической среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ В ЭТНОКУЛЬТУНОЙ СРЕДЕ……………………………8
1.1.Понятие субъектной позиции………………………………………………...8
1.2.Анализ педагогической литературы по проблемам развития ребенка в этнокультурной среде…………………………………………………………...18
1.3. Этнокультурная образовательная среда…………………………………..28
1.4. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников………36
Выводы по первому разделу…………………………………………………….49
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………51
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности этнокультурных знаний у детей……………………………………………………………………51
2.2. Технология формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..68
2.3. Проверка эффективности технологии формирования этнокультурной компетентности дошкольников…………………………………………………90
Выводы по второму разделу…………………………………………………….99
Заключение……………………………………………………………………103
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом итог передел.doc

— 3.67 Мб (Скачать)

Таким образом, внешняя активность носит адаптивный характер, является отчужденной, пассивной, в то время как внутренняя активность инициативна, способствует развитию человека как субъекта и продуктивна в высшем (наиболее сложном) смысле этого слова.

Обобщая различные определения и характеристики человека как субъекта деятельности, Н. К. Сергеев выделяет:

- способность  не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые;

-осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;

- владение умениями, ориентировочными основами деятельностей, реализуемых в соответствии с принятыми или самостоятельно выработанными установками и задачами;

-осознание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, причастности к ответственности за явления природной и социальной действительности; способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий; стремление определиться, обосновать выбор внутри своего «Я»;

-способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения и деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями - с одной стороны; ограничениями, «осознанием пределов собственной несвободы» - с другой;

- «интегративная активность» (по КА. Абульхановой-Славской), предполагающая активную позицию человека во всех вышеуказанных проявлениях: от осознанного целеполагания до диалектического оперирования и конструктивной корректировки способов деятельное™;

- стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений;

- направленность на реализацию «САМО...» -самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самоидентификации, самодетерминации и пр.;

- способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность и обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели; внутренняя независимость от «внешнего мира», внешних влияний, независимость не в смысле их игнорирования, а в смысле устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, их коррекции, изменения;

- обладание важнейшими индивидуальными процессуальными характеристиками (разносторонность умений, самостоятельность, творческий потенциал и др.), уникальностью, неповторимостью, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению

Рассматривая участников педагогического процесса сквозь призму субъектности, необходимо уточнить общие и специфические особенности, присущие категории субъекта в образовании. Значимость этой проблемы   для   педагогики   была   отмечена еще

A. Дистервегом, указавшим на необходимость «...принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие педагогическую деятельность, а именно: (1) человека, подлежащего учению, ученика - субъекта; (2) предмет учения и обучения, учебный предмет - объект; (3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т.д.; I (4) обучающего учителя.4

Субъект активно проявляется не столько в одностороннем воздействии на природу и вещи, сколько в двустороннем взаимодействии людей, которое развивает или извращает его характер. Исследование субъектности в ее развитии представляет собой изучение человека в динамике его содержательных отношений. Следовательно, и сама позиция субъекта означает интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. В установке, как в бессознательной инерции прошлого, он выделяет противостояние сознания настоящего и перспектив будущего, объединяемых в каждом поступке и переживании человека. В этом смысле установка сходна с условным рефлексом, хотя по механизму своего развития она не связана обязательным образом с безусловным раздражителем. Отношения же, определяющие позицию личности, напротив, осознанны, таким образом осознанность - одна из важнейших характеристик позиции человека.

Говоря о позиции субъекта, исследователи имели в  виду мировоззренческие установки и нравственные качества, определяющие мотивационное ядро человеческой личности и в конечном счете мировоззренческую, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. Один и тот же фактический материал имеет совершенно разное социальное звучание в зависимости от применяемого категориального аппарата, от ценностной позиции познающего субъектах. О.Е. Лебедев видит позицию центральным компонентом образованности   как   личностного   качества.   О.С. Газман и A. В. Петровский рассматривают воспитательную позицию как результат взаимопроникновения социальных, профессиональных и индивидуально-типических черт личности.

«Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением», - утверждал К.Д. Ушинский. Позиция человека становится сущностной характеристикой его духовного бытия «среди других», характеристикой его -профессиональной деятельности. Поиск смысла жизни как позиции определяет существование субъекта, его поведение и деятельность (В.И. Слободчиков, B. Франкл). Смысл учения - это внутреннее пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни.

В общеупотребительном значении позиция - это «положение, расположение чего-либо», «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, а также действие, поведение, обусловленные этим отношением». Многие исследователи применяли понятие «позиция личности», которое впервые было предложено в этом смысле А. Адлером.

Отношения, а следовательно, и позиция как система отношений рассматриваются как ядро субъектности, выступают не только условием развития человека, но и важным показателем его зрелости.5 Позиция характеризует место человека в его жизнедеятельности: является он истинным ее субъектом или живет влекомый обстоятельствами. Позиция определяет субъективные отношения (ценностные ориентации, интересы, мотивы, установки и т.д.); устойчивые типичные для субъекта способы осуществления своей жизни, отношений с окружающими людьми (уходит ли он от противоречий, сглаживает их или, наоборот, заостряет) и направленность личности как «отношение того, что личность получает и берет от общества, ... к тому, что она ... вносит в его развитие».

А.Г. Асмолов рассматривает позицию человека как систему общественных связей, общений, которые открываются ему, как то, что, ради чего и как использует человек врожденное и приобретенное им (даже черты своего темперамента и, конечно, приобретенные знания, умения, навыки, мышление).

Позиция человека есть некоторая система, имеющая объективно-субъективный характер (считает Н.Ф. Радионова). Она объективна, поскольку детерминирована общественным бытием, а содержание ее предопределено характером общественных отношений; она субъективна, так как складывается при непосредственном участии людей, под влиянием их сознания.

Позиция фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется «движение» человека (в которое он включен объективно), и одновременно «субъектное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению.

Позиция субъекта описывает его временную организацию: каждое отношение имеет определенный период воспроизводства (т.е. «возвращения» его к человеку через механизмы объективирования и субъективирования), на протяжении этого периода оно является активным, значимым; а все в совокупности эти отношения характеризуют структуру личностного времени, которое детерминирует взаимодействие человека с миром, происходящее в объективном времени.

Так, позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического.

А.В. Петровский, рассматривая социально-психологическую концепцию развития личности, выделяет понятие «социальная позиция», понимая под этим положение личности в системе отношений в группе, регламентирующих стиль поведения. От конкретного устройства общественной жизни зависит диапазон возможных вариаций воспитательских позиций, а когда воспитание превращается в массовую профессию - преобладание той или иной ее формы. При этом общество как бы конструирует определенный выбор ролевых предписаний и производит отбор лиц, обладающих соответствующими чертами характера, особенностями общения и т.п.

СМ. Ковалев критерием культуры личности считает ее социальную позицию. У К.К. Платонова позиция личности выступает как проявление ее индивидуальной культуры (или опыта, понимаемого как подструктура личности.

В психологии позиция человека, вращающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, в единстве слова и дела, - рассматривается как интегральная характеристика активности субъекта.

Позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности.

Позиция - это способ реализации базовых ценностей субъекта в его взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности. В этой связи обретение позиции - не одноразовое событие, а непрерывный процесс ее становления в деятельности человека.

Согласно теории С.Л. Рубинштейна, позиция - это то, что связывает сознание и личность, выражает их единство. Благодаря сознанию личность обретает способность занять определенную позицию по отношению к жизни. Позиция характеризует определенный уровень развития сознания личности.

Несколько иной подход к проблеме применял А.Н. Леонтьев. Он считал, что позиция - не результат, а предпосылка и условие развития личности и ее сознания. Необходимость занять ту или иную позицию, определиться в своем отношении к жизни объективно возникает перед каждым человеком на определенном этапе его жизненного пути. А.Н. Леонтьев рассматривает позицию как процесс самостоятельной деятельности личности, суть которой проявляется в моральном выборе. Позицию, как личность в целом, образует деятельность. Позиция - это условие развития личности. Осознав свою позицию, личность поднимается на новый уровень развития. Через позицию можно объяснить механизм формирования личности как субъекта общественных отношений (деятельность  - позиция - сознание личность). Позиция   как  единица  деятельности (считает Н.М. Борытко) включена в два типа отношений, связанных с двумя структурными слоями деятельности:

• поверхностным, связанным с теми определениями происходящего, которые могут выступать т непосредственными фактами состоявшегося опыта  к (содержание деятельности рассматривается как определенные изменения);

• глубинным, который появляется в результате с особой мыслительной процедуры и не представлен непосредственно никому из участников деятельности (позиция включена в структуру разворачивающегося содержания как синтетическое единство, в котором необходимое с действие может быть выполнено постольку, поскольку вся целостность происходящего экранирована и представлена в своем отношении к данному локальному акту6.

С точки зрения понимания деятельности целью анализа описаний является извлечение тех исходных смыслов, которые могли служить основанием того, что именно в происходящем было выделено, исходя из этой позиции, и описано как значимое, а что игнорировалось с в силу того, что в соответствующей модели воспринимается как несущественное или как то, что «вообще не может происходить». Таким образом, Н.М. Борытко приходит к заключению, что система смыслов представляет собой основание позиции как инварианта деятельности постольку, поскольку они связаны с действиями, являются экранами деятельности, отражают ее и преобразуются в глубинных структурах деятельности.

 

1.2.Анализ  педагогической литературы по  проблемам развития ребенка в  этнокультурной среде

Во  все времена система образования  была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения.

Гуманизация отечественного образования, поиск  новых парадигм развития 
отечественной науки и практики создали благоприятные условия для осмысления прогрессивного опыта прошлого в области этнокультурного воспитания 
подрастающего поколения и его логического включения в современный образовательный процесс. 

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Поскольку «идея детского сада» пришла к нам из Германии, известный отечественный педагог П. Ф. Каптерев говорил о недопустимости переноса на русскую почву «немецко-специального вида» детского сада. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира; иностранный язык.7

Информация о работе Этнокультурная позиция детей дошкольного возраста