Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить особенности тревожности у подростков с различным социальным статусом.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить состояние теоретической разработанности проблемы исследования тревожности и социального статуса.
Выявить и описать взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом.
Провести анализ и интерпретацию результатов уровня тревожности в связи с социальным статусом подростков в группе.
Введение………………………………………………………………………………..….3
1. Проблема изучения тревожности и социального статуса в психологии…..………………………………………………………………………….….6
1.1. Общая характеристика понятия тревожности в психологии ……………….…...6
1.1.1.Определение понятий тревога и тревожность………………………………….….6
1.1.2 Физиологическая основа тревожности …………………………………………… 8
1.1.3. Виды тревожности по Фрейду……………………………………………………...9
1.1.4.История изучения тревожности……………………………………………………10
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы ………………………………13
1.3 Возрастные особенности проявления тревожности………………………………...17
1.4. Анализ научных подходов к изучению социального статуса. Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений..…………………………………..….19
1.5 Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков………………………………………………………………………………….23
2. Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе ………………..……………………………………...…25
2.1 Этапы проведения экспериментального исследования……………………………25
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности с социальным статусом у подростков………………….…………………………………..27
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….........32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Категория социального статуса | Уровень тревожности | ||||||
высокий | средний | низкий | Всего чел | ||||
чел | % | чел | % | чел | % | ||
1 | 7 | 33.3 | 5 | 23.8 | 9 | 42.8 | 21 |
2 | 5 | 14.7 | 8 | 23.5 | 21 | 61.8 | 34 |
3 | 8 | 27.3 | 10 | 34.4 | 11 | 37.9 | 29 |
4 | 10 | 62.5 | 2 | 12.5 | 4 | 25 | 16 |
Всего чел | 30 | 25 | 45 | 100 |
На основе полученных данных соотношений социального статуса подростков с уровнем личностной тревожности, представленные в таблице 2.3 можно сказать, что в нашей выборке, доминируют предпочитаемые (34%) и принимаемые (29%) члены группы, но при этом отличается и большое количество «звезд» (21%) и отвергаемых членов группы (16%), что может свидетельствовать об динамических изменениях межличностных отношений. При этом необходимо отметить, что у подростков «звезд», «предпочитаемых» и «принимаемых» - выявлен низкий уровень личностной тревожности, а у «отвергаемых» - высокий уровень тревожности. Таким образом мы можем сделать вывод, что между уровнем тревожности и социальным статусом существует взаимосвязь.
Выводы
Анализ и интерпретация полученных в ходе экспериментального исследования данных позволил сделать следующие выводы:
1. В
нашей выборке отмечается
2. Гендерные
различия по показателям
3.В исследовании
было выявлено, что у подростков
с высоким уровнем личностной
тревожности, преобладает
4.Исследование межличностных отношений показали, что в данной выборке преобладают подростки с социальным статусом предпочитаемых – 34,0% и принимаемых – 29,0%
5. Наличие в данной социальной группе большого количество “звезд”
(21%) и отвергаемых (16%) свидетельствует о нестабильности группы и стихийности протекающих в них социальных процессов
6.При этом среди «звезд» доминируют низко тревожные (42,8%), а среди «отвергаемых» – высоко тревожные (62,5%)
7.Среди
подростков с социальным статусом «предпочитаемых»
и «принимаемых» доминируют низкотревожные
(61,8% и 37,9% соответственно)
Рекомендации
На
основе полученных результатов можно
предложить следующие рекомендации по
работе с тревожными детьми для нормального
функционирования в конкретной группе
сверстников.
Заключение
В ходе проведённого исследования были решены, поставленные в данной работе, задачи.
1.
Анализ психологической
Можно отметить, что среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется изучению проблемы определения тревожности (З.Фрейд, Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин, А.М.Прихожан, В.М.Астапов, Р.Лазарус), формирования детской тревожности (Е.Ю.Брель, А.И.Захаров), места эмоций в структуре личности (К.Э.Изард и др.).
В
настоящее время существуют исследования
(В.М.Астапов), показывающие, что тревога,
сформированная у ребёнка 7-месячного
возраста, при неблагоприятном стечении
обстоятельств в старшем
2.
В процессе проведенного
3.
На основании полученных
3.
На основе проведенного
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Астапов В. М. Тревожность у детей – М, 2001 – 160с
2 Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.
3 Захарова А.В. Психология формирования самооценки – Мн 1993 – 99с
4 Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, 5 М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.
6
Я. Л. Коломинский, Е. А.
7 Я.
Л. Коломинский Психология
8 Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998. – 488с
9 Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
10.Наш
проблемный подросток. – Е.В.
Алексеева, О.Е. Байтингер, О.
11 Петровский А.В. Педагогич.
13. Психология.
Словарь/ Под общ. ред. А.В.
14. Психология
личности в трудах
Психологический словарь/ под ред В. П. Зинченко - М.:1999 – 440с
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.- 624с
.16 Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология – Спб1999 –416с
17 Реан
А. А. Психология человека от
рождения до смерти – Спб, 2000
–856с
18. Рождественская Н.А. Как понять подростка. – М., 1998. – 86с.
19
Рогов Е. И. Настольная книга
практического психолога в
20 М. Роло Проблема тревоги – м.2001 – 567с
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 712 с.
Сапогова Е. Е. Психологоя развития человека – Мн,2001 – 460с
22 . Сидоренко
Е.В. Методы математической
23 Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. – Мн., 2003. – 976 с.
24 Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М.Астапова. – СПб., 2001.-256с.
25. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М.Семенюк. – М., 1998. – 347с.
26 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – Спб,2000 – 608с
27 ШевандринН. И. Социальная психология в образовании. М, 1995- 544с
28 Шибутани Т. Социальная психология. М, 1969 – 368с
29 Ильин
Е. П. Эмоции и чувства,:Спб,
Шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже •предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Фамилия, имя, отчество
Дата Возраст Образование
Шкала
ситуативной тревожности (СТ)
|