Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить особенности тревожности у подростков с различным социальным статусом.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить состояние теоретической разработанности проблемы исследования тревожности и социального статуса.
Выявить и описать взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом.
Провести анализ и интерпретацию результатов уровня тревожности в связи с социальным статусом подростков в группе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..….3
1. Проблема изучения тревожности и социального статуса в психологии…..………………………………………………………………………….….6
1.1. Общая характеристика понятия тревожности в психологии ……………….…...6
1.1.1.Определение понятий тревога и тревожность………………………………….….6
1.1.2 Физиологическая основа тревожности …………………………………………… 8
1.1.3. Виды тревожности по Фрейду……………………………………………………...9
1.1.4.История изучения тревожности……………………………………………………10
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы ………………………………13
1.3 Возрастные особенности проявления тревожности………………………………...17
1.4. Анализ научных подходов к изучению социального статуса. Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений..…………………………………..….19
1.5 Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков………………………………………………………………………………….23
2. Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе ………………..……………………………………...…25
2.1 Этапы проведения экспериментального исследования……………………………25
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности с социальным статусом у подростков………………….…………………………………..27
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….........32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

                                                         Таблица 2.3.

Данные  соотношения уровня тревожности с  социальным статусом подростков

 
Категория социального статуса Уровень тревожности
высокий средний низкий Всего чел
чел % чел % чел %  
1 7 33.3 5 23.8 9 42.8 21
2 5 14.7 8 23.5 21 61.8 34
3 8 27.3 10 34.4 11 37.9 29
4 10 62.5 2 12.5 4 25 16
Всего чел 30   25   45   100

    На  основе полученных данных соотношений  социального статуса подростков с уровнем личностной тревожности, представленные в таблице 2.3 можно  сказать, что в нашей выборке, доминируют предпочитаемые (34%) и принимаемые (29%) члены группы, но при этом отличается и большое количество «звезд» (21%) и отвергаемых членов группы (16%), что может свидетельствовать  об динамических изменениях межличностных  отношений. При этом необходимо отметить, что у подростков «звезд», «предпочитаемых» и «принимаемых» - выявлен низкий уровень личностной тревожности, а  у «отвергаемых» - высокий уровень  тревожности. Таким образом мы можем сделать вывод, что между уровнем тревожности и социальным статусом существует взаимосвязь.

   

                      Выводы

Анализ  и интерпретация полученных в  ходе экспериментального исследования данных позволил сделать следующие  выводы:

1. В  нашей выборке отмечается преобладание  уровня личностной тревожности  – 45%

2. Гендерные  различия по показателям личностной  тревожности показали, что у девочек  в нашей выборке доминируют  низкие показатели эмоциональной  нестабильности – 60,3%, а у мальчиков,  наоборот, высокие – 40,5% и умеренные  – 35,7%

3.В исследовании  было выявлено, что у подростков  с высоким уровнем личностной  тревожности, преобладает заниженная  самооценка (46,7%), а при умеренном  и низким уровнях тревожности  – завышенная самооценка (44% и  45,7% соответственно)

4.Исследование межличностных отношений показали, что в данной выборке преобладают подростки с социальным статусом предпочитаемых – 34,0% и принимаемых – 29,0%

5. Наличие в данной социальной группе большого количество “звезд”

(21%) и  отвергаемых (16%) свидетельствует  о нестабильности группы и  стихийности протекающих в них  социальных процессов

6.При этом среди «звезд» доминируют низко тревожные (42,8%), а среди «отвергаемых» – высоко тревожные (62,5%)

7.Среди подростков с социальным статусом «предпочитаемых» и «принимаемых» доминируют низкотревожные (61,8% и 37,9% соответственно) 
 

Рекомендации

    На  основе полученных результатов можно предложить следующие рекомендации по работе с тревожными детьми для нормального функционирования в конкретной группе сверстников. 

  1. Чтобы существенно  снизить тревожность ребенка, можно  порекомендовать педагогам и  родителям создать условия для  достижения ребенком реальных положительных  результатов действие (игра, помощь на дому и хобби). Необходимо избегать резко критических замечаний  касающихся личностных особенностей ребенка. Желательно установить положительное  эмоционально насыщенное отношение  с ребенком, оказывая ему моральную  поддержку в сложных для него ситуаций.
  2. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
  3. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, с целью создания для благоприятного  эмоционального климата в группе подростков.
  4. Особое внимание следует уделить детям , отвергаемым группой. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе  межличностных отношений, понизить уровень тревожности. При этом педагог не должен проявлять по отношению к таким детям личных негативных эмоций.
 
 
 

    Заключение

    В ходе проведённого исследования были решены, поставленные в данной работе, задачи.

    1. Анализ психологической литературы .

   Можно отметить, что среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место  занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических  состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется  изучению проблемы определения тревожности (З.Фрейд, Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин, А.М.Прихожан, В.М.Астапов, Р.Лазарус), формирования детской  тревожности (Е.Ю.Брель, А.И.Захаров), места  эмоций в структуре личности (К.Э.Изард  и др.).

   В настоящее время существуют исследования (В.М.Астапов), показывающие, что тревога, сформированная у ребёнка 7-месячного  возраста, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте трансформируется в личностную тревожность – как устойчивая характеристика личности.

    2. В процессе проведенного исследования  влияния личностной тревожности  на статусное положение детей  в группе можно сказать, что  выдвинутая нами в ходе исследования  гипотеза,  подтвердилась, так  как, чем выше уровень тревожности,  тем больший процент детей  имеет неблагоприятный статус  в группе, особенно это характерно  для детей с высоким уровнем  тревожности, или чем ниже уровень  самооценки, тем ярче проявляется  личностная тревожность и неблагоприятный  статус в группе.

    3. На основании полученных результатов  и их анализа, можно сделать  вывод о том, что поставленная  экспериментальная гипотеза исследования, в общем,   подтвердилась, т.  е.  Существует взаимосвязь   между уровнем тревожности, самооценкой,  и социальным на 6% уровне значимости.

     3. На основе проведенного исследования  были сделаны выводы, на основании  которых нами сформулированы  рекомендации для работы психологов и педагогов   с подростками с различным уровнем развития факторов тревожности, эти рекомендации позволяют повысить эффективность взаимодействия педагогов и учащихся, в групповом взаимодействии, что обеспечит повышение успеваемости школьников и созданию благоприятного климата в коллективе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Астапов В. М. Тревожность у  детей – М, 2001 – 160с

2 Захаров А. И.  Предупреждение отклонений в  поведении ребенка: 3-е изд., испр  – СПб: Союз, 1997. -224с.

3 Захарова  А.В. Психология формирования  самооценки – Мн 1993 – 99с

4 Изард К. Эмоции  человека: [Пер. с анг.] /Под ред.  Л.Я.Гозмана, 5  М.С.Егоровой; Вступительная  статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во  МГУ, 1980г.

6 Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько  Диагностика и коррекция психического  развития дошкольников: Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997г.

7 Я.  Л. Коломинский Психология взаимоотношения  в малых группах, Мн.2000 – 432с

8 Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998. – 488с

9 Немов Р. С.  Психология. Учебник для студентов  высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

10.Наш  проблемный подросток. – Е.В.  Алексеева, О.Е. Байтингер, О.Б.Долгинова.  – СПб.,1999. – 144с.

    11 Петровский А.В. Педагогич. энциклопедия: В 2 т. – М., 1993-1999. т.2. – 745с.

  1. Прихожан А. М  Тревожность у детей и подростков – М.:2000 – 348с

13. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского,  М.Г.Ярошевского. – М., 1990. – 535с.

14. Психология  личности в трудах отечественных  психологов/Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. – СПб.:, 2001. – 480 с. 

Психологический словарь/ под ред В. П. Зинченко  - М.:1999 – 440с

15. Райс  Ф. Психология подросткового и  юношеского возраста. – СПб., 2000.- 624с 

.16 Реан  А. А., Коломинский Я. Л. Социальная  педагогическая психология –  Спб1999 –416с

17 Реан  А. А. Психология человека от  рождения до смерти – Спб, 2000 –856с 

18. Рождественская  Н.А. Как понять подростка. –  М., 1998. – 86с.

19 Рогов Е. И. Настольная книга  практического психолога в образовании:  Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.

20 М. Роло Проблема тревоги – м.2001 – 567с

21.  Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 712 с.

Сапогова  Е. Е. Психологоя развития человека –  Мн,2001 – 460с

22 . Сидоренко  Е.В. Методы математической обработки  в психологии. – СПб., 2000. – 350 с.

23 Словарь  психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин.  – Мн., 2003. – 976 с. 

24 Тревога  и тревожность / Сост. и общ.  ред. В.М.Астапова. – СПб., 2001.-256с.

25. Хрестоматия  по возрастной психологии / Сост. Л.М.Семенюк. – М., 1998. – 347с.

26 Хьелл  Л., Зиглер Д. Теории личности  – Спб,2000 – 608с

27 ШевандринН. И. Социальная психология в  образовании. М, 1995- 544с

28 Шибутани  Т. Социальная психология. М, 1969 –  368с

29 Ильин  Е. П. Эмоции и чувства,:Спб,2002 –598с

 

                                                                             Приложение 1

Шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных  ниже •предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Фамилия, имя, отчество

Дата Возраст Образование

Шкала ситуативной тревожности (СТ) 

№п/п     Ответы    
 
Суждение
Нет, это не так   Пожалуй, так  
 
Верно Совершенно  верно
1 Я спокоен 1   2   3 4
2 Мне ничто не угрожает 1   2   3 4
3 Я нахожусь в  напряжении 1   2   3 4
4 Я внутренне  скован 1   2   3 4
5 Я чувствую себя свободно 1   2   3 4
6 Я расстроен 1   2   3 4
7 Меня волнуют  возможные неудачи 1   2   3 4
8 Я ощущаю душевный покой 1   2   3 4
9 Я встревожен 1   2   3 4
10 Я испытываю  чувство внутреннего 1   2   3 4
  удовлетворения            
11 Я уверен в себе 1   2   3 4
12 Я нервничаю 1   2   3 4
13 Я не нахожу себе места 1   2   3 4
                 
14 Я взвинчен 1   2   3   4
15 Я не чувствую скованности, 1   2   3   4
                 
  напряжения           :  
16 Я доволен 1   2   3   4
17 Я озабочен 1   2   3   4
18 Я слишком возбужден  и мне не по 1   2   3   4
  себе              
19 Мне радостно 1   2   3   4
20 Мне приятно 1   2   3   4

Информация о работе Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе