Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить особенности тревожности у подростков с различным социальным статусом.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить состояние теоретической разработанности проблемы исследования тревожности и социального статуса.
Выявить и описать взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом.
Провести анализ и интерпретацию результатов уровня тревожности в связи с социальным статусом подростков в группе.
Введение………………………………………………………………………………..….3
1. Проблема изучения тревожности и социального статуса в психологии…..………………………………………………………………………….….6
1.1. Общая характеристика понятия тревожности в психологии ……………….…...6
1.1.1.Определение понятий тревога и тревожность………………………………….….6
1.1.2 Физиологическая основа тревожности …………………………………………… 8
1.1.3. Виды тревожности по Фрейду……………………………………………………...9
1.1.4.История изучения тревожности……………………………………………………10
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы ………………………………13
1.3 Возрастные особенности проявления тревожности………………………………...17
1.4. Анализ научных подходов к изучению социального статуса. Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений..…………………………………..….19
1.5 Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков………………………………………………………………………………….23
2. Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе ………………..……………………………………...…25
2.1 Этапы проведения экспериментального исследования……………………………25
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности с социальным статусом у подростков………………….…………………………………..27
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….........32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.
Проблема изучения тревожности
и социального статуса
в психологии…..……………………………………………
1.1. Общая характеристика понятия тревожности в психологии ……………….…...6
1.1.1.Определение понятий тревога и тревожность………………………………….….6
1.1.2 Физиологическая основа тревожности …………………………………………… 8
1.1.3. Виды тревожности по Фрейду……………………………………………………...9
1.1.4.История
изучения тревожности…………………………………………………
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы ………………………………13
1.3 Возрастные особенности проявления тревожности………………………………...17
1.4. Анализ научных подходов к изучению социального статуса. Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений..…………………………………..….19
1.5 Взаимосвязь
социального статуса с качествами личности
и особенностями поведения подростков……………………………………………………
2. Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе ………………..……………………………………...…25
2.1 Этапы проведения экспериментального исследования……………………………25
2.2. Анализ результатов экспериментального
изучения зависимости уровня тревожности
с социальным статусом у подростков………………….………………………………
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………..………………………
Современный
подросток развивается в мире
неопределенности и противоречий. Переходное
состояние нашего общества негативно
влияет на эмоциональную сферу
Можно отметить, что среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется изучению проблемы определения тревожности (З.Фрейд, Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин, А.М.Прихожан, В.М.Астапов, Р.Лазарус), формирования детской тревожности (Е.Ю.Брель, А.И.Захаров), определения места эмоций в структуре личности (К.Э.Изард и др.).
В
настоящее время существуют исследования
(В.М.Астапов), показывающие, что тревога,
зарождаясь у ребёнка уже в 7-месячном
возрасте, при неблагоприятном стечении
обстоятельств в старшем
Другой важной проблемой для подростка является взаимодействие в обществе и конкретной группе. Определение социального статуса позволит более полно охарактеризовать межличностное отношение. Эти отношения также влияют на формирование личности. На данном моменте этим вопросом занимаются многие авторы, но до сих пор он полностью не разрешен.
Поэтому в нашем исследовании мы нашли актуальным исследовать тревожность и социальный статус во взаимосвязи.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить особенности тревожности у подростков с различным социальным статусом.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: личностная тревожность.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Взаимосвязь тревожности с социальным статусом подростков в группе.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Существует прямая зависимость между уровнем тревожности и социальным статусом подростков в группе.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
НАУЧНАЯ НОВИЗНА:
В
данной работе дана психологическая
интерпретация
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: Выявлен ряд особенностей возникновения личностной тревожности в подростковом возрасте, что позволяет определять адекватные методы и средства коррекции, дифференцировать психопрофилактическую и психокоррекционную в учебно-воспитательном процессе школ различного типа и в психологическом просвещении родителей, педагогов и других, заинтересованных в воспитании детей лиц. Данные исследования тесно связаны с актуальными задачами, стоящими перед школьным образованием, такими как организация индивидуального подхода в обучении, гуманного отношения к учащимся и т.п.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Данное психологическое исследование проводилось на базе 2-ой гимназии города Борисова.
Обследовались 100 человек (учащиеся
5-6 классов) подросткового
42 человека или 42% от общей численности составляют мальчики
58
человек или 58% от общей численности
составляют девочки.
С развитием общества возникает множество различных проблем, связанных с личностью. В том числе, одной из них, является, изучение тревожности с социальным статусом в межличностном взаимодействии.
1.1 Общая характеристика понятия тревожности в психологии.
1.1.1 Определение понятий тревога и тревожность.
Понятие «тревога» было введено в психологию З. Фрейдом (1925).
На
психологическом уровне тревога
ощущается как напряжение, озабоченность,
нервозность, чувство неопределенности
и грозящей неудачи, невозможность
принятия решения. Оптимальный уровень
тревоги необходим для
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий». [29, с. 68]
Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Тревожность, имея природную основу, складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера. Выделяется устойчивая тревожность, в какой либо сфере – частная (школьная, межличностная и другие) и общая. Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы.
Тревожность является показателем неблагополучного личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревожность может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития. Впервые была описана Фрейдом. Тревожность имеет сходство со страхом (Фрейд даже не различает эти состояния, употребляя единое понятие "Angst"), ведь в обоих случаях проявляется реакция на опасность. Тревожность интрапсихична, т. е. обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты. Обычно тревожность в отличие от страха представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. Для тревожности также характерна пролонгированность, т. е. ей свойственно растягиваться во времени, постоянно повторяться или становиться непрерывной.
Таким
образом, разграничение понятий
«тревога» и «тревожности»
1.1.2 Физиологическая основа тревожности
С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе - отступлению или сопротивлению. При тревожности возбуждается сердечно - сосудистая система (учащается ритм сердца, повышается кровяное давление), а деятельность пищеварительного тракта угнетается (уменьшается активность секреции и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта "пересылается" в мышечную систему, т. е. организм готовится к активной деятельности. Тревожность проявляется на трех уровнях:
1. Нейроэндокринном (продукция адреналина - эпинефрин).
2.
Психическом (неопределенные
3. Соматическом или моторно- висцеральном (физиологические реакции различных систем организма на увеличение продукции эпинефрина):
а) дерматологические реакции (кожные раздражения);
б) реакция сердечно - сосудистой системы (тахикардия, увеличение систолического давления);