Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить особенности тревожности у подростков с различным социальным статусом.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить состояние теоретической разработанности проблемы исследования тревожности и социального статуса.
Выявить и описать взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом.
Провести анализ и интерпретацию результатов уровня тревожности в связи с социальным статусом подростков в группе.
Введение………………………………………………………………………………..….3
1. Проблема изучения тревожности и социального статуса в психологии…..………………………………………………………………………….….6
1.1. Общая характеристика понятия тревожности в психологии ……………….…...6
1.1.1.Определение понятий тревога и тревожность………………………………….….6
1.1.2 Физиологическая основа тревожности …………………………………………… 8
1.1.3. Виды тревожности по Фрейду……………………………………………………...9
1.1.4.История изучения тревожности……………………………………………………10
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы ………………………………13
1.3 Возрастные особенности проявления тревожности………………………………...17
1.4. Анализ научных подходов к изучению социального статуса. Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений..…………………………………..….19
1.5 Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков………………………………………………………………………………….23
2. Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе ………………..……………………………………...…25
2.1 Этапы проведения экспериментального исследования……………………………25
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности с социальным статусом у подростков………………….…………………………………..27
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….........32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
в) реакция пищеварительного
г) реакции дыхательной
д) генитально - уринальные реакции (учащенное мочеиспускание, нарушение менструации, боль в области таза, фригидность, импотенция);
е) вазомоторные реакции (
ж) реакции скелетно-мышечной системы (головные боли, боли в затылке).
Широкий
спектр физиологических реакций
вследствие тревожности объясняет,
почему продолжительная тревожность
вызывает психосоматические
Фрейд выделял три основных вида тревожности:
1) Объективную (реалистическую), вызванную реальной внешней опасностью;
2) Невротическую, вызванную опасностью неизвестной и неопределенной;
3) Моральную,
определяемую им как «
Реалистическая тревога является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном проявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективно справиться с источником опасности. Переходя во внутренний план в процессе формирования личности, она служит основой для двух типов тревожности, которые различаются по характеру осознания.
Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания.
Во-вторых,
это фобические реакции, которые
характеризуются
Правда,
с точки зрения Фрейда, разграничение
объективной и невротической
тревожности весьма условно, поскольку
невротическая тревожность
Моральная же тревожность, с точки зрения Фрейда, возникает вследствие восприятия Эго опасности, идущей от Супер-Эго. Она представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической тревожности, так как Супер-Эго является голосом авторитета родителей и продуцирует вполне реальную боязнь угроз и наказаний — реальную по крайней мере для детей.
1.1.4 Изучение вопроса истории тревожности
Понятие «тревожность» было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Врожденные влечения-инстинкты являются движущей силой поведения человека. Столкновение биологических влечений с социальными запретами и порождает неврозы и тревожность. Младенцы и дети по теории З. Фрейда - существа с неподавленными инстинктами, и у них заметно проявление тревоги. Ученик З. Фрейда А.Адлер, выдвинул положение о том, что в основе невроза лежат несексуальные влечения, в частности - страх, боязнь жизни, трудностей, а также неудач в достижении определенного положения в группе людей, которого индивид не смог добиться. Чувство неполноценности и слабости становятся причиной его тревожности. Проблема тревожности стала предметом специального исследования неофрейдистов и прежде всего К. Хорни. Она ввела понятие «основная тревога», которая по ее мнению, является результатом неправильных человеческих отношений. В целом причиной тревоги может быть все, что нарушает в ребенке чувство уверенности, надежности в его взаимоотношениях с родителями. В результате тревог и беспокойства вырастает личность раздираемая конфликтами.
Г. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которые являются продуктом межличностных отношений. Он рассматривает тревожность, как одно из основных свойств личности, как фактор, определяющий ее развитие. В каждом возрастном периоде развития, по его мнению, возникает потребность. Так, у младенца – потребность в нежности матери, в детстве – потребность во взрослом, в отрочестве – потребность в общении со сверстниками, в юношеском возрасте – потребность в любви. Неудовлетворение этих потребностей порождает тревогу и мешает нормальному развитию.
Американские психологи Муссер,
Конжер и Каган пришли к
выводу о том, что тревожность
основана на реакциях страха,
но страх является врожденной
реакцией на определенную
У каждого периода развития человека характерны свои преобладающие источники беспокойства. Психологи считают, что тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствий к достижению желаемой цели или сильной потребности. Таким образом, Муссен, Конжер и Каган, с одной стороны, рассматривают тревогу, как врожденная реакция на опасность, присущую каждой личности, с другой стороны ставят степень тревожности человека в зависимости от степени интенсивности обстоятельств, вызывающих чувство тревоги, с которыми сталкивается человек, взаимодействуя с окружающей средой.
К.
Роджерс, представитель гуманистического
направления в психологии определяет
личность как продукт развития человеческого
опыта или как результат
В исследовании уровня притязания у подростков М. С. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Такое эмоциональное неблагополучие как тревожность, наблюдалось у детей с высокой самооценкой. При неудачах дети пытаются перенести их на других людей, если это не происходит, самооценка занижается. Тревога возникает из- за трудностей.
Исследование
Л. С. Славиной, посвященное изучению
детей с аффективным
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и другие) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение,
2)радость
3)удивление
4)горе-страдание
5)гнев
6)отвращение
7) презрение
8)страх
9)стыд
10)вина [29, с. 57].
Остальные
эмоции - их производные. Из соединения
фундаментальных эмоций возникает
такое комплексное
Под
тревожностью в психологии понимают
склонность человека переживать тревогу,
т.е. эмоциональное состояние, возникающее
в ситуациях неопределенной опасности
и проявляющееся в ожидании неблагополучного
развития событий [1, с. 109]. Тревожные
люди живут, ощущая постоянный беспричинный
страх. Они часто задают себе вопрос:
”А вдруг что-нибудь случится?”
Повышенная тревожность может
Определенный
уровень тревожности –
Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: «Надо помочь другу в беде, потому что он прав». В сознании повелительный стимул — «надо», а из неосознаваемого установка: «не надо, опасно» — и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушенная отцом установка: «товарища надо выручать из беды любой ценой». Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.
Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности.