Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить особенности тревожности у подростков с различным социальным статусом.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить состояние теоретической разработанности проблемы исследования тревожности и социального статуса.
Выявить и описать взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом.
Провести анализ и интерпретацию результатов уровня тревожности в связи с социальным статусом подростков в группе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..….3
1. Проблема изучения тревожности и социального статуса в психологии…..………………………………………………………………………….….6
1.1. Общая характеристика понятия тревожности в психологии ……………….…...6
1.1.1.Определение понятий тревога и тревожность………………………………….….6
1.1.2 Физиологическая основа тревожности …………………………………………… 8
1.1.3. Виды тревожности по Фрейду……………………………………………………...9
1.1.4.История изучения тревожности……………………………………………………10
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы ………………………………13
1.3 Возрастные особенности проявления тревожности………………………………...17
1.4. Анализ научных подходов к изучению социального статуса. Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений..…………………………………..….19
1.5 Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков………………………………………………………………………………….23
2. Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе ………………..……………………………………...…25
2.1 Этапы проведения экспериментального исследования……………………………25
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности с социальным статусом у подростков………………….…………………………………..27
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….........32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

      в) реакция пищеварительного тракта (подавление деятельности слюнных  желез - сухость во рту, неприятный  привкус, анорексия, понос, запор  и т. п. );

      г) реакции дыхательной системы  (учащенное дыхание, одышка, гипервентиляция);

    д) генитально - уринальные реакции (учащенное  мочеиспускание, нарушение менструации, боль в области таза, фригидность, импотенция);

      е) вазомоторные реакции (потоотделение,  покраснение);

      ж) реакции скелетно-мышечной системы (головные боли, боли в затылке).

    Широкий спектр физиологических реакций  вследствие тревожности объясняет, почему продолжительная тревожность  вызывает психосоматические расстройства, а само состояние тревожности  нередко "маскируется" жалобами соматического  характера.

      1. Виды тревожности по Фрейду

Фрейд выделял три основных вида тревожности:

1) Объективную  (реалистическую), вызванную реальной  внешней опасностью;

2) Невротическую, вызванную опасностью неизвестной и неопределенной;

3) Моральную,  определяемую им как «тревожность  совести».

Реалистическая тревога является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном проявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективно справиться с источником опасности. Переходя во внутренний план в процессе формирования личности, она служит основой для двух типов тревожности, которые различаются по характеру осознания.

Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания.

Во-вторых, это фобические реакции, которые  характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, — боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий при истерии  и тяжелых неврозах и характеризующийся  полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.

Правда, с точки зрения Фрейда, разграничение  объективной и невротической  тревожности весьма условно, поскольку  невротическая тревожность имеет  тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального  страха, так как от внешней опасности  избавиться легче, чем от внутренней.

 Моральная же тревожность, с точки зрения Фрейда, возникает вследствие восприятия Эго опасности, идущей от Супер-Эго. Она представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической тревожности, так как Супер-Эго является голосом авторитета родителей и продуцирует вполне реальную боязнь угроз и наказаний — реальную по крайней мере для детей.

    1.1.4 Изучение вопроса истории тревожности

    Понятие «тревожность» было внесено в  психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Врожденные влечения-инстинкты являются движущей силой поведения человека. Столкновение биологических влечений с социальными запретами и порождает неврозы и тревожность. Младенцы и дети по теории З. Фрейда - существа с неподавленными инстинктами, и у них заметно проявление тревоги. Ученик З. Фрейда А.Адлер, выдвинул положение о том, что в основе невроза лежат несексуальные влечения, в частности - страх, боязнь жизни, трудностей, а также неудач в достижении определенного положения в группе людей, которого индивид не смог добиться. Чувство неполноценности и слабости становятся причиной его тревожности. Проблема тревожности стала предметом специального исследования неофрейдистов и прежде всего К. Хорни. Она ввела понятие «основная тревога», которая по ее мнению, является результатом неправильных человеческих отношений. В целом причиной тревоги может быть все, что нарушает в ребенке чувство уверенности, надежности в его взаимоотношениях с родителями. В результате тревог и беспокойства вырастает личность раздираемая конфликтами.

    Г. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которые являются продуктом межличностных  отношений. Он рассматривает тревожность, как одно из основных свойств личности,  как фактор, определяющий ее развитие.  В каждом возрастном периоде развития, по его мнению, возникает потребность. Так, у младенца – потребность  в нежности матери, в детстве –  потребность во взрослом, в отрочестве – потребность в общении со сверстниками, в юношеском возрасте – потребность в любви. Неудовлетворение этих потребностей порождает тревогу  и мешает нормальному развитию.

      Американские психологи Муссер, Конжер и Каган пришли к  выводу о том, что тревожность  основана на реакциях страха, но страх является врожденной  реакцией на определенную ситуацию, связанную с сохранением целостности  организма. На этом основании  они выделяют источники тревоги:

  1. Тревога из- за потенциального физического вреда;
  2. Тревога из-за потери любви;
  3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которое обычно появляется не раньше 4-х лет. (У старших детей чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного);
  4. Тревога из-за неспособности овладеть средой. (Она проявляется, когда человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда).

    У каждого периода развития человека характерны свои преобладающие источники  беспокойства. Психологи считают, что  тревога может возникнуть и в  состоянии фрустрации.  Фрустрация определяется как переживание, возникающее  при наличии препятствий к  достижению желаемой цели или сильной  потребности. Таким образом, Муссен, Конжер и Каган, с одной стороны, рассматривают тревогу, как врожденная реакция на опасность, присущую каждой личности, с другой стороны ставят степень тревожности человека в зависимости от степени интенсивности обстоятельств, вызывающих чувство тревоги, с которыми сталкивается человек, взаимодействуя с окружающей средой.

    К. Роджерс, представитель гуманистического направления в психологии определяет личность как продукт развития человеческого  опыта или как результат усвоения общественных форм сознания и поведения. Если у человека возникает чувство  несоответствия своего поведения с  социальными нормами среды, то у  него формируется тревожность. Другой источник тревожности К. Роджерс  видит в том, что существует ряд  явлений, которые лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят  угрожающий для личности характер, то они могут быть восприняты подсознательно, еще до того, как они осознаны. Причина тревоги в столкновении двух уровней сознания личности –  сознательного и бессознательного.

    В исследовании уровня притязания у подростков М. С. Неймарк обнаружила отрицательное  эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое  было вызвано неудовлетворением  их притязаний на успех. Такое эмоциональное  неблагополучие как тревожность, наблюдалось  у детей с высокой самооценкой. При неудачах дети пытаются перенести  их на других людей, если это не происходит, самооценка занижается. Тревога возникает  из- за трудностей.

    Исследование  Л. С. Славиной, посвященное изучению детей с аффективным поведением, показало, что сложные эмоциональные  переживания у детей связаны  с аффектом неадекватности. При изучение «трудных» детей, было выявлено, что  за плохим поведением ребенка часто  скрыты аффективные переживания, связанные  с каким–либо неблагополучием в  его взаимоотношениях с окружающими, либо в учебной деятельности. И  если ученик становится неуспевающим или отвергаемым членам группы - это приводит к острым переживаниям, тревоги, которые обуславливают  срывы поведения.

    1.2 Тревожность, как  проявление эмоциональной  сферы.

    Эмоции  и чувства представляют собой  отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные  формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти  и другие) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

    Выделяют  такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные  и производные. К фундаментальным  относят: 1)интерес-волнение,

2)радость

3)удивление

4)горе-страдание

5)гнев

6)отвращение

7) презрение

8)страх

9)стыд

10)вина [29, с. 57].

    Остальные эмоции - их производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает  такое комплексное эмоциональное  состояние, как тревожность, которая  может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. [4, с. 66]

    Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее  в ситуациях неопределенной опасности  и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [1, с. 109]. Тревожные  люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?”  Повышенная тревожность может дезорганизовать  любую деятельность (особенно значимую), что в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе (“Я же ничего не мог!”). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

    Определенный  уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого  человека существует свой оптимальный  или желательный уровень тревожности  – это так называемая полезная тревожность. [17, с. 234] Оценка человеком  своего состояния в этом отношении  является для него существенным компонентом  самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности  является субъективным проявлением  неблагополучия личности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности  к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили ребенку, что он — «гадкий утенок». Сформировалась заниженная самооценочная установка, и умный ребенок начинает считать себя безнадежно глупым, красивый — безобразным. Он стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями.

    Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций сознания и установок  в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: «Надо помочь другу в беде, потому что он прав». В сознании повелительный стимул — «надо», а из неосознаваемого установка: «не надо, опасно» — и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушенная отцом установка: «товарища надо выручать из беды любой ценой». Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка  мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.

    Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение  к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в  себе, но и недоверчив ко всем и к  каждому. Для себя тревожный ребенок  не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности.

Информация о работе Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе