Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить особенности тревожности у подростков с различным социальным статусом.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить состояние теоретической разработанности проблемы исследования тревожности и социального статуса.
Выявить и описать взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом.
Провести анализ и интерпретацию результатов уровня тревожности в связи с социальным статусом подростков в группе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..….3
1. Проблема изучения тревожности и социального статуса в психологии…..………………………………………………………………………….….6
1.1. Общая характеристика понятия тревожности в психологии ……………….…...6
1.1.1.Определение понятий тревога и тревожность………………………………….….6
1.1.2 Физиологическая основа тревожности …………………………………………… 8
1.1.3. Виды тревожности по Фрейду……………………………………………………...9
1.1.4.История изучения тревожности……………………………………………………10
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы ………………………………13
1.3 Возрастные особенности проявления тревожности………………………………...17
1.4. Анализ научных подходов к изучению социального статуса. Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений..…………………………………..….19
1.5 Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков………………………………………………………………………………….23
2. Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе ………………..……………………………………...…25
2.1 Этапы проведения экспериментального исследования……………………………25
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности с социальным статусом у подростков………………….…………………………………..27
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….........32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 96.02 Кб (Скачать)

       Тревожные дети, если у них  хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим  признанием в группе, но и не  оказываются в изоляции, они чаще  входят в число наименее популярных, так как очень часто такие  дети крайне неуверенные в  себе, замкнутые, малообщительные,  или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной  непопулярности является их безынициативность  из-за своей неуверенности в  себе, следовательно, эти дети  не всегда могут быть лидерами  в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности  тревожных детей является то, что у других детей появляется  стремление доминировать над  ними, что ведет к снижению  эмоционального фона тревожного  ребенка, к тенденции избегать  общения, возникают внутренние  конфликты, связанные со сферой  общения, усиливается неуверенность в себе. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать.[13, с. 191] Это может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

    Проявления  тревожности в различных ситуациях  не одинаковы. В одних случаях  люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. [14, с. 68] Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуативной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

    Другим  видом является так называемая личностная тревожность. Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. [17, с. 234]

    Поведение повышенно тревожных людей в  деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

  1. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
  2. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
  3. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
  4. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче, в то время как низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
  5. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
 

1.3 Возрастные особенности проявления тревожности у подростков

      В отечественной и зарубежной  психологической литературе большое  внимание уделяется исследованиям  возрастных особенностей проявления  состояния тревожности и их  специфическим проявлениям. Это  одна из актуальных проблем  нашего времени, с которой в  большей степени сталкиваются  школьные психологи. Работы многих  авторов посвящены разработке  данной проблемы:  например, Филипс разработал методику по выявлению школьной тревожности; исследования А. М. Прихожан по изучению школьной тревожности и ее проявление  у детей различного возраста и половой дифференциации.

      Личность ребенка находится в  непрерывном развитии. На каждом  возрастном этапе проявляется  специфическая потребность, которая  является движущей силой его  развития, не удовлетворение которой  ведет к внутриличностному конфликту,  что означает  появление тревожности.

    У младших школьников превалируют  социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношения  с окружающей средой. Ведущий страх  в данном возрасте – это страх  не соответствовать социальным требованиям  ближайшего окружения, будь это школа, среда сверстников или семья. Нарастает социальная активность, упрочнение чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. формируется такое центральное  психологическое образование данного  возраста, как совесть. Первоклассники часто не справляются с учебной  нагрузкой, и попадают в разряд неуспевающих учеников, что приводит к появлению  тревоги и нежеланию посещать школу. У них формируется чувство  неуверенности в своих силах, сомнения в своих возможностях овладеть знаниями и т.д. Больше всего школьники  бояться отвечать у доски, там  они чувствуют свою незащищенность. Они боятся сделать ошибку, чтобы  не упасть  в глазах сверстников, учителя, и, прежде всего,  родителей. Часто страх перед школой может  быть вызван конфликтам со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны.

    Подростковый  возраст, от 10 до 16 лет, чрезвычайно  важный период в становлении личности. Главное приобретение данного периода  – формирования устойчивого представления  о себе или самооценки, которая  связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе, стремление усовершенствовать  свое «я». Поэтому они боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в навязчивых мыслях о собственной уродливой  фигуре, некрасивых и обращающих на себя внимания чертах лица. Позднее развитие вызывает тревожность, она фокусируется на физических проблемах подростка. Социально психологический климат в семье, также может формировать неадекватную самооценку и невозможность нормально общаться со сверстниками. Потребность быть собой требует быть принятым среди других и оборачивается страхом быть отвергнутым, изгоем. Для подростка это непереносимо. Из чего и проявляется агрессивное поведение. Задачей всех, является помочь приспособиться школьнику к новой среде, направлять их активность на формирование адекватной самооценки. Что поможет ему нормально развиваться и функционировать в данном обществе.

    Тревожность как черта и как свойства проявляется  на различных этапах жизненного пути.

1.4 Анализ научных подходов к изучению социального статуса

Понятие социального статуса  в структуре межличностных  отношений.

    Социальный  статус является одним  из самых существенных параметров положения  личности в группе сверстников. Наличие  в группе лиц, занимающих различные положения, неизбежно ставит вопрос о детерминации данных различий, который  является важнейшей  междисциплинарной  проблемой, находящейся  на стыке возрастной, социальной и педагогической психологии, психологии личности и педагогики. Прежде чем рассмотреть  вопрос статусной  структуры неизбежно  сталкиваемся с понятием «взаимоотношение в  группе». Под взаимоотношениями понимают личностно значимое эмоциональное образное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние и допускает взаимность. Отсюда следует, межличностное взаимоотношение – это специфический вид отношения человека к человеку. Предметом изучения психологии развития межличностных отношений являются, его более общие аспекты: возникновение самого феномена межличностных отношений и общения на определенном этапе индивидуальной истории человека; развитие содержательных и динамических компонентов этих явлений; развитие средств реализации межличностных отношений; развитие осознания и переживания человеком своих взаимоотношений с окружающими; возникновение и развитие подсистем взаимоотношения.  При анализе взаимоотношений выделяют подсистемы, в которых образуются статусные структуры. В каждой из подсистем взаимоотношений существует своя статусно - ролевая структура, в которой закреплены формальные и неформальные члены группы. Интегральным понятием для характеристики места личности в системе внутригрупповых социально-психологических координат является понятие “позиция”, в котором слиты воедино объективные факторы положения личности и субъективное отражение, рефлексия, интеллектуально-эмоциональный отклик личности, который выражается в осознании и переживании этого своего положения.

 Л.  И. Божович в своих исследованиях  выявила такое понятие, которое непосредственно связано с социальным статусом – «внутренняя позиция». Она складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относиться к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и самому себе[7, c. 188].

Таким образом,  в понятие позиции  включается и объективное положение  человека, и его отношение к  социальному положению, его притязания в данной области. С этой точки зрения положение человека в группе сверстников входит в структуру его позиции. Положение в группе интегрирует роли и статусы личности во всех подструктурах группы. Социометрический статус - это один из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы.

Социометрический  статус близок к личному статусу, представляющему собой, по определению  И   Шибутани,: “положение, которое  человек занимает в первичной  группе в зависимости от того, как  он оценивается в качестве человеческого  существа. Личный статус, как и положение  человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен  только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между  людьми в первичных группах” [28, с. 342].

 В  теоретических и прикладных исследованиях  социометрический статус личности  трактуется как глобальный показатель  ее положения в группе. Одним  из самых популярных методов  исследования по измерению и  изучению данной проблемы,  наиболее  использованной советскими и  зарубежными специалистами, является  социометрия. Социометрическое измерение  характеризует субординацию позиций  индивида в системе внутригрупповых  межличностных предпочтений и  представляется в классическом  социометрическом варианте  структуры  группы.

В социометрическом опросе личность оценивается как  желательный партнер по деятельности. При анализе социометрического  критерия, при сильном и неопределенном критерии выбора выявляется обобщенное эмоционально- оценочное отношение  выбирающего к выбираемому. Следовательно, социометрический статус измеряется числом полученных выборов. Чем больше сверстников  выбирают данного индивида, тем выше его социометрический статус. Соотношение  числа членов группы, получивших разное число выборов, квалифицируется как статусная структура личных взаимоотношений.

В зарубежной социометрии выработана специальная  терминологическая система, описывающая  уровни статуса. В соответствии с  количеством полученных выборов  испытуемых относятся к категории  “звезд”, “изолированных”, “пренебрегаемых” и “отверженных”.

В отечественной  социометрической литературе применяется  модифицированная терминология, которая  еще не может считаться окончательно установившейся. Приведенная терминология вызывала внутренний протест в связи  с тем, “что здесь уже в самих  названиях заключен как бы готовый  психологический приговор лицам, относящимся  к разным категориям. Для этого  надо еще специально изучать этих людей и реальные взаимоотношения  их с другими членами группы, чтобы  сделать окончательный вывод” [7, c. 190]. В настоящее время применяется терминология выработанная Я. Л. Коломинским совместно с Х. Й. Лийметсом и И. П. Волковым. Термином “звезда” обозначают индивидов, которые получают наибольшее число выборов. Если количество выборов, полученное членом группы, находится ниже среднего уровня, его относят к категории “пренебрегаемых”. К изолированным относят тех испытуемых, которые в эксперименте не получили ни одного выбора. “Отверженными” считается испытуемый, который в эксперименте, где используется отрицательные критерии, получает отрицательные выборы. Необходимо учитывать, что социометрический статус является элементом подструктуры личных взаимоотношений, и его уровни описывают положение члена группы именно в этой подсистеме [7 с. 191].

Информация о работе Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе