Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить особенности тревожности у подростков с различным социальным статусом.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить состояние теоретической разработанности проблемы исследования тревожности и социального статуса.
Выявить и описать взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом.
Провести анализ и интерпретацию результатов уровня тревожности в связи с социальным статусом подростков в группе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..….3
1. Проблема изучения тревожности и социального статуса в психологии…..………………………………………………………………………….….6
1.1. Общая характеристика понятия тревожности в психологии ……………….…...6
1.1.1.Определение понятий тревога и тревожность………………………………….….6
1.1.2 Физиологическая основа тревожности …………………………………………… 8
1.1.3. Виды тревожности по Фрейду……………………………………………………...9
1.1.4.История изучения тревожности……………………………………………………10
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы ………………………………13
1.3 Возрастные особенности проявления тревожности………………………………...17
1.4. Анализ научных подходов к изучению социального статуса. Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений..…………………………………..….19
1.5 Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков………………………………………………………………………………….23
2. Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе ………………..……………………………………...…25
2.1 Этапы проведения экспериментального исследования……………………………25
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности с социальным статусом у подростков………………….…………………………………..27
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….........32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 96.02 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

1.5 Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков.

Многочисленные  социометрические исследования показали, что наиболее характерной особенностью статусной структуры личных взаимоотношений  является неравномерность количественного  состава статусных категорий. Неравномерность  численности членов группы с разным статусом, связана с неравномерностью распределения социометрических выборов  внутри группы.

       Дж. Морено в своих исследованиях  обратил внимание, что небольшое  число испытуемых получало преобладающее  количество выборов, в то время  как остальные члены группы  получали минимальное число выборов,  или не получали их вовсе.  Дж. Морено утверждает, что неравномерное  распределение членов группы  аналогично неравномерности распределения  богатств в обществе [17, с. 263].

       Н. Гронланд, обобщая многочисленные  данные, дает характеристику статусного  распределения: наименьшее число  членов группы находиться в  крайних статусных категориях (“звезды”  и “изолированные”); численность  членов группы со статусом  ниже среднего почти в два  раза превышает численность членов  группы с высокими статусами.  Изолированные имеются во всех  возрастных группах [7, с. 195].

      В подростковом возрасте меняется  структура мотивации. Большую  роль начинают играть нравственно  - психологические черты личности  товарища. Учитываются такие понятия  - “волевой”, “честный”, “смелый”, “скромный”, “простой”, “трудолюбивый”, “веселый”.  В качестве мотива  выбора партнера появляется идея  высказывания, свидетельствующая об  осознании потребности внутреннего  общения, сопереживания (“вместе  мечтать”, “вместе строить разные  планы в жизни”). Различия в  наборах качества повышают и  понижают положение индивида  в группе. А. Б. Широкова отмечает, для того, чтобы завоевать благоприятное  положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами и наоборот[7, c. 297].

      По данным В. Г. Хроменка, среди  черт личности подростка, выступающего  как объект симпатии, выделяются, в первую очередь, эмоциональные  качества (чуткость, отзывчивость, скромность  и простота и т.д.) (63%); во вторую  очередь, выделяют волевые качества  личности (23%), в третью, интеллектуальные (14%) [7, c. 281]. По данным многочисленных исследований межличностных отношений можно сделать вывод о том, что подростки с личной направленностью чаще оказываются в неудовлетворенном положении в группе, чем подростки с другими видами направленности.

       Несмотря на то, что в подростковом  возрасте меняется система мотивировок,  в большинстве исследований подростковых  групп, было выявлено, что на  выбор одного из партнеров  оказывают влияния его внешние  данные. Эмоциональное переживание  и неудовлетворенность подростка  своей внешности, что передается  коллективу. И влияет на рейтинг  данного члена группы. Оценка  личности по мотивам в подростковом  возрасте осуществляется лишь  в том случае, если группа характеризуется  более высоким уровнем развития  коллектива.

 

 

 
 

  1. Экспериментальное исследование зависимости  уровня тревоги с  социальным статусом подростков в группе

Исследование  проводилось совместно с психологом гимназии №2 г. Борисова Клепусевич Татьяной Леонидовной.

2.1 Этапы проведения экспериментального исследования

    Диагностировались учащиеся 5-6 классов в возрасте от 12 до 15 лет.

    Общее число испытуемых составило 100 человек; из них:

    42 человека – мальчики;

    58 человек - девочки.

    Экспериментальное исследование проводилось  в два этапа:

    1. подготовительный;
    2. констатирующий.

    Подготовительный  этап включал:

    • анализ психологической литературы по данной проблеме;
    • разработка плана работы проведения диагностического исследования;
    • подбор диагностической методики;
    • выбор  эмпирической базы исследования.

    На  констатирующем этапе:

    • выявлен уровень личностной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, его взаимосвязь с социальным статусом с помощью социометрической методики.
    • проанализированы полученные результаты;
    • проверена поставленная гипотеза;
    • сделаны выводы и сформулированы рекомендации для работы с подростками высоким уровнем тревожности для формирования  положительного социального статуса.

    В качестве методик  исследования использовались:

    Шкала самооценки личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергера).

    Данная  методика, предложенная Ч. Спилбергером, на русском языке и была адаптирована Ю.Л. Ханиным. Она позволяет, дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной  тревожности).

    Бланк шкал уровня тревожности  Спилбергера  включает в себя инструкции и 40 вопросов – суждений, 20 из которых предназначены  для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ) и 20 – для оценки уровня ситуативной  тревожности (СТ). На каждый вопрос даются четыре варианта ответа по степени  интенсивности.

    Обработка результатов: подсчитывается сумма баллов по всем ответам соотнесенными с ключом. При интерпретации показателей применяются следующие ориентировочные оценки тревожности:

    Низкая………..до 30 баллов

    Умеренная……31-44 балла

    Высокая……….45 и более баллов

Методика  исследования межличностных  отношений  в группе детей подросткового  возраста.

Социометрический  эксперимент: позволяет определить межличностные отношения в группе, что позволило выявить неформальных лидеров группы, распределение статусов, эмоциональную сплоченность группы, предпочтение в общении.

      Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем  и  записываем.

    Для определения социального статуса  ребенка нами использованы следующие  показатели:

    а) социометрический статус ребенка в  системе межличностных отношений.

      Статус ребенка определяется  числом полученных им выборов.  Дети могут быть отнесены в  зависимости от этого к одной  из 4-х статусных категорий:

    1 – «звезды» : 5 и более выборов,

     2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

     3 – «принятые» - 1-2 выбора,

     4 – «не принятые» - 0 выборов.

     

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования взаимосвязи тревожности с социальным статусом подростков. 

                                                    Таблица 2.1

 Гендерные различия экспериментального исследования уровня личностной тревожности

Тревожность низкая   умеренная   высокая   Всего
  чел % чел % чел %  
Девочки 35 60.3 10 17.2 13 22.4 58
Мальчики 10 23.8 15 35.7 17 40.5 42
Всего 45 45 25 25 30 30 100
 

    По  результатам исследования уровня тревожности, представленные в таблице 2.1 , можем  сделать вывод, что во всей выборке  доминирует низкий уровень тревожности  у 45% испытуемых. За счет преобладание низкого уровня тревожности у 35 девочек из них 35 девочек (60.3%)  В тоже время данное исследование свидетельствует о обратной зависимости у мальчиков – у них отличается высокий уровень тревожности – 40.5% (17 чел) и в меньшей степени выражен умеренный уровень – 35.7% (15 чел). У девочек разница в показателях между уровнем умеренной и высокой тревожности незначительная – 17.2% (10 чел) и 22.4% (13 чел) соответственно. Таким образом мы можем говорить, что на фоне низкого уровня личностной тревожности у девочек в нашей выборке мальчики характеризуются высоким и средним уровнем тревожности.  

                                                         Таблица 2.2

      Влияние уровня тревожности  на самооценку подростка 

Самооценка
Уровень тревожности занижена   адекватна   завышена   Всего
  %   %   %  
низкий 8 17.7 17 35.6 21 46.7 45
умеренный 7 28 7 28 11 44 25
высокий 14 46.3 6 20 10 33.3 30
Всего 29 29 29 29 42 42 100
 

    По  результатам исследования влияния  уровня тревожности на самооценку, приведенные в таблице 2.2 можно  сказать, что в нашей выборке  у подростков обоего пола при завышенной самооценке отличается низкий (46.7%) и  умеренный уровень личностной тревожности, которая отличается у (35.6%) опрошенных. При заниженной самооценке (29% опрошенных) отличается преобладание высокого уровня личностной  тревожности по всей выборке – 46.3%, а между показателями низкого и умеренного уровня личностной тревожности при заниженной самооценке значимых различий не обнаружено. У  подростков с адекватной самооценкой  преобладает низкий уровень личностной тревожности. На основании этого можно сделать вывод, что у подростков в нашем исследовании при высоком уровне тревожности доминирует заниженная самооценка, а при умеренном и низком уровне личностной тревожности – завышенная самооценка.  

Информация о работе Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе