Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить особенности тревожности у подростков с различным социальным статусом.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить состояние теоретической разработанности проблемы исследования тревожности и социального статуса.
Выявить и описать взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом.
Провести анализ и интерпретацию результатов уровня тревожности в связи с социальным статусом подростков в группе.
Введение………………………………………………………………………………..….3
1. Проблема изучения тревожности и социального статуса в психологии…..………………………………………………………………………….….6
1.1. Общая характеристика понятия тревожности в психологии ……………….…...6
1.1.1.Определение понятий тревога и тревожность………………………………….….6
1.1.2 Физиологическая основа тревожности …………………………………………… 8
1.1.3. Виды тревожности по Фрейду……………………………………………………...9
1.1.4.История изучения тревожности……………………………………………………10
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы ………………………………13
1.3 Возрастные особенности проявления тревожности………………………………...17
1.4. Анализ научных подходов к изучению социального статуса. Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений..…………………………………..….19
1.5 Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков………………………………………………………………………………….23
2. Экспериментальное исследование зависимости уровня тревоги с социальным статусом подростков в группе ………………..……………………………………...…25
2.1 Этапы проведения экспериментального исследования……………………………25
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения зависимости уровня тревожности с социальным статусом у подростков………………….…………………………………..27
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….........32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
1.5 Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков.
Исследование проводилось совместно с психологом гимназии №2 г. Борисова Клепусевич Татьяной Леонидовной.
2.1 Этапы проведения экспериментального исследования
Диагностировались учащиеся 5-6 классов в возрасте от 12 до 15 лет.
Общее число испытуемых составило 100 человек; из них:
42 человека – мальчики;
58 человек - девочки.
Экспериментальное исследование проводилось в два этапа:
Подготовительный этап включал:
На констатирующем этапе:
Данная методика, предложенная Ч. Спилбергером, на русском языке и была адаптирована Ю.Л. Ханиным. Она позволяет, дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
Бланк шкал уровня тревожности Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов – суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ) и 20 – для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ). На каждый вопрос даются четыре варианта ответа по степени интенсивности.
Обработка результатов: подсчитывается сумма баллов по всем ответам соотнесенными с ключом. При интерпретации показателей применяются следующие ориентировочные оценки тревожности:
Низкая………..до 30 баллов
Умеренная……31-44 балла
Высокая……….45 и более баллов
Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.
Для
определения социального
а)
социометрический статус ребенка в
системе межличностных
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды» : 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
2.2
Анализ результатов
экспериментального
исследования взаимосвязи
тревожности с социальным
статусом подростков.
Гендерные различия экспериментального исследования уровня личностной тревожности
Тревожность | низкая | умеренная | высокая | Всего | |||
чел | % | чел | % | чел | % | ||
Девочки | 35 | 60.3 | 10 | 17.2 | 13 | 22.4 | 58 |
Мальчики | 10 | 23.8 | 15 | 35.7 | 17 | 40.5 | 42 |
Всего | 45 | 45 | 25 | 25 | 30 | 30 | 100 |
По
результатам исследования уровня тревожности,
представленные в таблице 2.1 , можем
сделать вывод, что во всей выборке
доминирует низкий уровень тревожности
у 45% испытуемых. За счет преобладание
низкого уровня тревожности у 35 девочек
из них 35 девочек (60.3%) В тоже время данное
исследование свидетельствует о обратной
зависимости у мальчиков – у них отличается
высокий уровень тревожности – 40.5% (17 чел)
и в меньшей степени выражен умеренный
уровень – 35.7% (15 чел). У девочек разница
в показателях между уровнем умеренной
и высокой тревожности незначительная
– 17.2% (10 чел) и 22.4% (13 чел) соответственно.
Таким образом мы можем говорить, что на
фоне низкого уровня личностной тревожности
у девочек в нашей выборке мальчики характеризуются
высоким и средним уровнем тревожности.
Влияние
уровня тревожности
на самооценку подростка
Самооценка | |||||||
Уровень тревожности | занижена | адекватна | завышена | Всего | |||
% | % | % | |||||
низкий | 8 | 17.7 | 17 | 35.6 | 21 | 46.7 | 45 |
умеренный | 7 | 28 | 7 | 28 | 11 | 44 | 25 |
высокий | 14 | 46.3 | 6 | 20 | 10 | 33.3 | 30 |
Всего | 29 | 29 | 29 | 29 | 42 | 42 | 100 |
По
результатам исследования влияния
уровня тревожности на самооценку,
приведенные в таблице 2.2 можно
сказать, что в нашей выборке
у подростков обоего пола при завышенной
самооценке отличается низкий (46.7%) и
умеренный уровень личностной тревожности,
которая отличается у (35.6%) опрошенных.
При заниженной самооценке (29% опрошенных)
отличается преобладание высокого уровня
личностной тревожности по всей
выборке – 46.3%, а между показателями
низкого и умеренного уровня личностной
тревожности при заниженной самооценке
значимых различий не обнаружено. У
подростков с адекватной самооценкой
преобладает низкий уровень личностной
тревожности. На основании этого можно
сделать вывод, что у подростков в нашем
исследовании при высоком уровне тревожности
доминирует заниженная самооценка, а при
умеренном и низком уровне личностной
тревожности – завышенная самооценка.