Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:29, дипломная работа
Задачи:
Проанализировать теоретические источники по проблеме нарушений навыков чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Подобрать диагностические методики для оценивания особенностей навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Проанализировать полученные данные констатирующего этапа эксперимента.
Разработать комплекс занятий по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР
Экспериментально проверить эффективность предложенных занятий.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты проблемы формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи……………6
1.1 Психофизиологические, нейрофизиологические, психолингвистические основы усвоения навыка чтения……………………………………………..6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР………………………………………………………14
1.3 Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….19
Выводы по 1главе……………………………………………………………29
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи…………...31
2.1 Методика обследования сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи ………31
2.2 Содержание логопедической работы по формированию навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ОНР ……………41
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы…………………..
Выводы по главе 2 ……………….
Заключение……………………………………………………………………..75
Список литературы……………………………………………………………77
Приложение…………………………………………………………………….80
Использовались задания на развитие пространственных представлений, уточнение связи звука и буквы, на развитие зрительно-моторной координации и т.д. Проводилась работа со слоговыми домами, с «зашумленными» изображениями, осуществлялась работа по воспроизведению последовательности слов в предложении, шифрованию слов буквами и т.д.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы
В исследовании принимало участие 10 детей экспериментальной группы первого класса: 4 мальчиков, 6 девочек, и 10 детей контрольной группы: 7 мальчиков и 3 девочки первого класса.
В ходе проведения опытно-экспериментального изучения особенностей устной речи младших школьников экспериментальной группы было выявлено наличие большого количества ошибок и особенностей у 70 % участников эксперимента. Преобладали ошибки специфического плана: замены букв, пропуски гласных и согласных, искажение текста, чтение угадывающего характера и медленная скорость чтения. У контрольной группы не было ошибок.
С целью определения эффективности формирующего эксперимента по окончании проведенного обучения по разработанной нами методике был проведен контрольный срез.
Для контрольного среза мы использовали те задания констатирующего эксперимента, которые позволяют наиболее полно выявить уровень сформированности навыков чтения у младших школьников.
В качественных изменениях, которые произошли в ходе обучения детей, мы выделили:
- наличие положительной динамики;
- наличие изменений в выполнении заданий.
Анализы результатов контрольного среза позволили выявить следующее.
У школьников с нарушением речи наблюдаются качественные изменения. Так, школьники, читавшие побуквенно, овладели навыком слогослияния, а школьники, читавшие по слогам, стали использовать приемы синтетического чтения. Кроме того, у данной категории школьников уменьшилось количество ошибок, допускаемых при чтении. Так, например, если у 20% школьников чтение являлось побуквенным, у 20% школьников – послоговым, у 30% - чтение словами, у 30% - синтетическое чтение, то после формирующего эксперимента слоговое чтение было характерно только у 10% школьников, чтение словами – 60%, беглое чтение у 40%, а учащихся с побуквенным чтением не оказалось совсем.
Улучшилось состояние процессов фонематического и слогового анализа и синтеза у младших школьников с нарушением чтения. Ошибки дифференциации оптически сходных букв стали единичны среди данной категории детей. Уменьшилось количество ошибок, связанных с согласованием частей речи и дифференциации фонем.
Таблица 5.
Характер допущенных при чтении ошибок, наиболее часто встречающихся при обследовании детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Наиболее часто встречающиеся ошибки при чтении | ||||||||||
Замены |
Пропуски |
Перестановки |
Искажения |
Угадывающее чтение | ||||||
|
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
констатитирующий |
6 |
60 |
5 |
50 |
5 |
50 |
6 |
60 |
4 |
40 |
контрольный |
2 |
20 |
2 |
20 |
3 |
30 |
3 |
30 |
1 |
10 |
Таблица 6.
Скорость чтения участников эксперимента на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Скорость чтения | ||||||
Средняя |
Медленная |
Очень медленная | ||||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
Конст. |
5 |
50 |
3 |
30 |
2 |
20 |
Контр. |
8 |
80 |
2 |
20 |
0 |
0 |
Таблица 7.
Показатели выразительности чтения и понимания прочитанного в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
выразительность |
Выбор сюжетной картинки |
пересказ |
Ответы на вопросы | ||||||||
выразительно |
Не выразительно |
верно |
Не верно |
верно |
Частично верно |
Не верно |
Верно на 100% |
Верно на 50% |
Верно на 25% |
Не верно | |
Конст. |
40% |
60% |
60% |
40% |
30% |
50% |
20% |
30% |
20% |
30% |
20% |
Контр. |
60% |
40% |
80% |
20% |
60% |
40% |
0% |
50% |
30% |
20% |
0% |
Выводы по главе 2
По результатам
эксперимента, школьники экспериментальной
стали допускать единичные
Логопедическая
работа, направленная на развитие и
уточнение пространственно-
По результатам, полученным при повторном исследовании, можно сделать вывод о том, что в ходе формирующего эксперимента у детей улучшилась слухо-речевая память, речевое внимание, дети стали более осознанно употреблять разнообразные грамматические конструкции, пользоваться предлогами и развития смысловой целостности и лексико–грамматического оформления высказывания.
Заключение
Анализ теоретических источников по изучаемой нами проблеме показал, что нарушения чтения у детей могут стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на психическое, речевое развитие ребенка, формирование личности в целом. Неудачи при овладении чтением способны вызвать и закрепить такие черты характера как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность, или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.
Актуальность рассматриваемого вопроса состоит в том, что в каждом классе есть учащиеся, которые не овладеют навыками чтения на уровне требования школьной программы в установленные ею сроки. Обучаясь во втором, третьем и более старших классах, дети не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно. А поскольку навык чтения является базовым умением для формирования остальных необходимых знаний, то очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа.
Учитывая, к каким негативным последствиям может привести нарушение чтения у младших школьников с ОНР, достаточно актуальной является своевременность преодоления выявленных недостатков в процессе коррекционно-логопедической работы. Своевременное грамотное преодоление нарушений чтения будет способствовать и недопущению отставания в усвоении школьной программы.
Изучение теоретических
источников по проблеме преодоления
нарушений чтения у младших школьников
общеобразовательной школы
Таким образом,
цель и задачи исследования можем
считать выполненными, рабочая гипотеза
нашла свое реальное подтверждение
на практике. В дальнейшем планируем
расширить коррекционный
Список литературы