История развития социального образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:39, реферат

Краткое описание

Социальная педагогика - явление для нашей страны одновременно новое и старое. Относительно современный метатермин "социальная деятельность" исторически существовал в терминах "благотворительность", "меценатство", "попечение о бедных", "вспомоществование" и в настоящее время вбирает в себя весь спектр социальной помощи, социальной поддержки, социальной защиты, социального обеспечения, социальной и социально-педагогической работы, осуществляемых всеми секторами общества: властными структурами, местным самоуправлением, коммерческими и неправительственными организациями, а также частными лицами.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

       Социально – педагогической деятельности как  профессии, которая предполагает специальную  подготовку людей, способных оказать  квалифицированную помощь нуждающимся  в социальной, педагогической и морально – психологической поддержке  детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие исторические корни.

       Надо  сказать, что на протяжении всего  развития человеческой цивилизации  любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить своё полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и др. Отношения к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным – от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической, т.е. системой устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально – экономическими, нравственными воззрениями.

       История русского народа показывает, что в его культуре ещё в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно – к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свои закрепления в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

       Несмотря  на то, что слова "благотворительность" и "милосердие", на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами. Милосердие – это готовность помочь кому – либо из человеколюбия, сострадания. Русская православная церковь с самого своего основания провозгласило милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди "возлюби ближнего как себя самого". Причём милосердие как деятельность любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к богу, должно было выражаться непросто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимися. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых – благотворительность.

       Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной  и, как правило, регулярной помощи нуждающимся  людям.

       Многие  исследователи выделяют несколько  этапов развития благотворительности  в России.

       I этап – IX – XVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.

       Добрыми делами, милосердным отношением к  нуждающимся прославился великий  князь Владимир, которого в народе называли "Красное солнышко". Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления личности.

       Князь Ярослав Владимирович, принявший  престол в 1016 г., учредил сиротское  училище, в котором обучал на своём иждивении 300 юношей.

       В тяжёлый период междоусобиц и  войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь  взяла на себя эту благородную  миссию. Она вдохновляла русский  народ на борьбу за национальное возрождение и имела исключительно важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давая ему озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. В отличие от западной церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы призреть нищих и немощных, т.е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение трёх важнейших функций: обучение, лечение, призрения.

       В России среди монастырей и крупных  храмов не было таких, которые не содержали  бы больницы, богадельни и приюты. Среди  священников мы находим немало ярких  примеров, когда их жизнь и деяния посвящались помощи людям. Так, вызывают глубокое уважение и восхищение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, Сергий Радонежский и многие другие. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, вырабатывать достойные образцы поведения, относится уважительно к людям, заботится о детях, совершать акты милосердия и любви к ближнему.

       Но  традиции благотворительности в  русском народе не ограничивались деятельностью  церкви и отдельных князей. Простые  люди часто оказывали поддержку  друг другу, и в первую очередь – детям. Дело в том, что дети не осознавались государством и церковью как ценность для общества.

       Сложившаяся ещё в догосударственной период традиция заботиться о ребёнке всей родовой общиной преобразовалась  в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий и т.д. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их воспитанием скудельники – старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя. Содержались сироты в скудельницах за счёт подаяний населения окрестных сёл и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как "С миру - по нитке, а бедному сироте – сорочка", "Живой - не без места, а мёртвый – не без могилы". При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.

       К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной  деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства.

       II этап — с начала XVII в, до реформы  1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее — с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

       Но  более всего истории известно имя великого реформатора - Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для "зазорных младенцев ", куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за "погубление зазорных младенцев" неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных — в художественные училища.

       Екатерина Великая реализовала замысел  Петра I строительством вначале в  Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для "зазорных младенцев".

       Благотворительная деятельность Российского императорского двора, прежде всего его женской  половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария  Федоровна, жена Павла I и первый министр  благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В1797 г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагается "...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам "доброго поведения ". Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное — после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки — до 15". Как правило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управлялось органами общественного призрения. Так было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были "искусны и умелы", Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка — девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы — в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798 г. было основано Попечительство о глухонемых детях.

       В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропическое "Воспитательное общество". В 1842 г., также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н. С. Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 г. — больница для детей московских бедняков.

       Александр I обращает свое внимание на детей с  нарушением зрения. По его приказу  в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис " в России слепых нет ". В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отводит отдел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

       В первой половине XIX в. возникают сиротские институты – Александровский (в Москве) и Гатчинский (в Петербурге). При воспитательных домах создавались сиротские отделения.

       В конце столетия в деятельности воспитательных домов начали принимать активное участие земства. В некоторых таких учреждениях открывались школы, где обучали ремёслам с целью дальнейшего трудоустройства воспитанников. Часть внебрачных детей и сирот распределялись по крестьянским семьям. По достижении 17 – летнего возраста мальчиков приписывали в "сельское сословие" и наделяли землёй, а девочкам в 19 лет выдавали "вечноувольнительное свидетельство".

       III этап - с 60-х гг. XIX в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — "Императорское человеколюбивое общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии. Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т. д.

       Общественные  филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом. Попечительство о глухонемых детях, основанное еще императрицей Марией Федоровной, содержало за счет своих средств школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось казенное обеспечение.

       Так же императрицей Марией Фёдоровной были организованы Воспитательные дома. Для  их содержания были установлены специальные  источники доходов, в частности  монопольное производство карт, ссудная и сохранная казна. В воспитательные дома стали принимать внебрачных детей, сирот, а так же за дополнительную плату детей, имеющих родителей. Девочки и мальчики находились в воспитательных домах до 19 – 21 года. Причём их учили не только чтению, письму, счёту, но и ремеслу. В воспитательных домах были открыты латинские классы, где преподавались иностранные языки (немецкий и латинский). Для наиболее способных воспитанников были открыты французские классы, где обучали будущих воспитательниц частных домов.

Информация о работе История развития социального образования в России