Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:39, реферат
Социальная педагогика - явление для нашей страны одновременно новое и старое. Относительно современный метатермин "социальная деятельность" исторически существовал в терминах "благотворительность", "меценатство", "попечение о бедных", "вспомоществование" и в настоящее время вбирает в себя весь спектр социальной помощи, социальной поддержки, социальной защиты, социального обеспечения, социальной и социально-педагогической работы, осуществляемых всеми секторами общества: властными структурами, местным самоуправлением, коммерческими и неправительственными организациями, а также частными лицами.
Социальная
педагогика как отрасль педагогики
определена учеными Г.М.Коджаспировой
- исследует воздействие
Социальная педагогика как наука о воспитательных влияниях социальной среды трактуется В.Д. Семеновым.
Другие ученые придерживаются определения социальной педагогики как теории и практики определенной деятельности: И.А.Липский – гармонизации взаимодействия человека и социальной среды, Т.А.Василькова – обучение и воспитание отдельной личности или группы людей, Ф.А.Мустаева – познание, регулирование и реализация процесса социализации.
Социальная педагогика как наука имеет свой категориальный аппарат. Он включает как общие категории педагогической науки, так и специфические.
Социальная педагогика как наука в настоящее время активно развивается. Однако среди ученых нет пока единого мнения по многим актуальным вопросам. В стадии обсуждения находятся ее место, как в системе педагогической науки, так и в системе общественных наук. Некоторые исследователи считают социальную педагогику частью социальной работы и применяют к организации социально-педагогической деятельности методологию социальной работы.
Но очевидно, что достижения отечественной социальной педагогики послужили тому, что в 1991 году в России официально признана профессия социального педагога. Социально-педагогическая деятельность направлена на решение задач социального воспитания и социально - педагогической зашиты.
Одним
из факторов преодоления отрицательных
тенденций и явлений
Подводя итог, можно вывести заключение о сформировавшемся в обществе понимании опасности, связанной с ослаблением педагогического потенциала семьи и социальной микросреды; наличии социального заказа на социальную педагогику как научного фундамента социального развития личности, педагогики среды и социальной работы; формировании корпуса профессиональных работников, имеющих педагогическую подготовку в рамках веера специализаций; становлении нормативно правовой и научно-методической базы социально-педагогической работы с населением, вбирающей в себя лучшие российские традиции и богатый зарубежный профессиональный опыт; интенсивном развитии отечественной практической социальной педагогики во всем многообразии региональных и локальных моделей и технологий; экстенсивном развитии науки и неупорядоченности ее как гносеологической системы,
Современный этап развития научного знания в области социальной педагогики характеризуется превалированием прикладных исследований, что, с одной стороны, позволяет в определенной мере отвечать на запросы социально-педагогической практики, с другой стороны, порождает ряд проблем методологического характера. Такое положение объяснимо именно наличием богатой эмпирической социально-педагогической базы и традициями "воспитания по месту жительства" (одно из важных направлений советской педагогики), а также появлением новых социально-педагогических проблем в связи с коренным социально-политическим и экономическим переустройством российского общества в последнее десятилетие XX века. Потребности новейшей общественно-исторической практики в России вновь актуализировали социально-коррекционное направление в педагогике, что выразилось в интенсивном развитии прикладных разделов социальной педагогики, более быстром оформлении и выделении социально-педагогической научной области - педагогика социальной работы - по сравнению, например, с педагогикой социального развития личности и педагогикой среды.
За последние десять лет двадцатого века оформилась система непрерывного профессионального образования в области социальной педагогики, что само по себе является фактом уникальным, так как такие системы в Европе складывались десятилетиями. Безусловно, поэтому в России в настоящее время имеются две схемы в профессиональном образовании - калькированные зарубежные подходы в обучении социальной работе, в том числе и педагогически профилированной (специальности, предусматривающие социальную работу с социально аномальным детско-молодежным контингентом), и социально-педагогическое образование, получаемое в педагогических вузах по образцу "учитель-предметник". Обе эти схемы далеко не полной мере адекватны назначению профессии социальный педагог.
Дальнейшее развитие социальной педагогики из научной педагогической отрасли в частную педагогическую научную дисциплину происходит в процессе оформления фиксированного корпуса научного знания, выделения собственного понятийно-категориального аппарата и эмпирических областей, отбора комплекса теоретических и эмпирических исследовательских методов, разработки базовых теорий, концепций, парадигм, гипотез.
В сфере научно-содержательной и научно-организационной в социальной педагогике вызрели предпосылки интенсификации оформления научной структуры и появления совокупности теорий, отражающих как динамически развивающуюся социально-педагогическую практику, так и новые подходы в области профессионального образования.
Таким образом, социальная педагогика - новая актуальная отрасль научного знания, имеющая исторически отдаленные научные и практические предпосылки своего возникновения и развития, богатую исходную фундаментальную методологическую базу, динамично развивающуюся инновационную социально-педагогическую практику. Определяющий вектор ее возникновения и развития - широкий спектр фундаментальных и прикладных проблем системного изучения человека во взаимосвязях с различными факторами социальной среды, педагогические явления в сфере общественных отношений в конкретно-историческом контексте.
Информация о работе История развития социального образования в России