История развития социального образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:39, реферат

Краткое описание

Социальная педагогика - явление для нашей страны одновременно новое и старое. Относительно современный метатермин "социальная деятельность" исторически существовал в терминах "благотворительность", "меценатство", "попечение о бедных", "вспомоществование" и в настоящее время вбирает в себя весь спектр социальной помощи, социальной поддержки, социальной защиты, социального обеспечения, социальной и социально-педагогической работы, осуществляемых всеми секторами общества: властными структурами, местным самоуправлением, коммерческими и неправительственными организациями, а также частными лицами.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

       Социальная  педагогика как отрасль педагогики определена учеными Г.М.Коджаспировой - исследует воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности, А.В.Мудриком - исследует социальное воспитание в контексте социализации.

       Социальная педагогика как наука о воспитательных влияниях социальной среды трактуется В.Д. Семеновым.

       Другие  ученые придерживаются определения  социальной педагогики как теории и  практики определенной деятельности: И.А.Липский – гармонизации взаимодействия человека и социальной среды, Т.А.Василькова – обучение и воспитание отдельной личности или группы людей, Ф.А.Мустаева – познание, регулирование и реализация процесса социализации.

       Социальная педагогика как наука имеет свой категориальный аппарат. Он включает как общие категории педагогической науки, так и специфические.

       Социальная  педагогика как наука в настоящее  время активно развивается. Однако среди ученых нет пока единого  мнения по многим актуальным вопросам. В стадии обсуждения находятся ее место, как в системе педагогической науки, так и в системе общественных наук. Некоторые исследователи считают социальную педагогику частью социальной работы и применяют к организации социально-педагогической деятельности методологию социальной работы.

       Но  очевидно, что достижения отечественной  социальной педагогики послужили тому, что в 1991 году в России официально признана профессия социального  педагога. Социально-педагогическая деятельность направлена на решение задач социального воспитания и социально - педагогической зашиты.

 

Заключение.

       Одним из факторов преодоления отрицательных  тенденций и явлений общественного  развития является социальная педагогика как наука и область практической деятельности. Центральная функция социальной педагогики - педагогическое влияние на отношения людей, совершенствование и коррекция взаимодействия между ними и их окружением на основе изменения реальной заданности. Цель и интегративный результат социальной педагогики как науки и области практической деятельности - социализация личности применительно к общественным ожиданиям, социальному заказу.

       Подводя итог, можно вывести заключение о  сформировавшемся в обществе понимании  опасности, связанной с ослаблением  педагогического потенциала семьи и социальной микросреды; наличии социального заказа на социальную педагогику как научного фундамента социального развития личности, педагогики среды и социальной работы; формировании корпуса профессиональных работников, имеющих педагогическую подготовку в рамках веера специализаций; становлении нормативно правовой и научно-методической базы социально-педагогической работы с населением, вбирающей в себя лучшие российские традиции и богатый зарубежный профессиональный опыт; интенсивном развитии отечественной практической социальной педагогики во всем многообразии региональных и локальных моделей и технологий; экстенсивном развитии науки и неупорядоченности ее как гносеологической системы,

       Современный этап развития научного знания в области социальной педагогики характеризуется превалированием прикладных исследований, что, с одной стороны, позволяет в определенной мере отвечать на запросы социально-педагогической практики, с другой стороны, порождает ряд проблем методологического характера. Такое положение объяснимо именно наличием богатой эмпирической социально-педагогической базы и традициями "воспитания по месту жительства" (одно из важных направлений советской педагогики), а также появлением новых социально-педагогических проблем в связи с коренным социально-политическим и экономическим переустройством российского общества в последнее десятилетие XX века. Потребности новейшей общественно-исторической практики в России вновь актуализировали социально-коррекционное направление в педагогике, что выразилось в интенсивном развитии прикладных разделов социальной педагогики, более быстром оформлении и выделении социально-педагогической научной области - педагогика социальной работы - по сравнению, например, с педагогикой социального развития личности и педагогикой среды.

       За  последние десять лет двадцатого века оформилась система непрерывного профессионального образования  в области социальной педагогики, что само по себе является фактом уникальным, так как такие системы в  Европе складывались десятилетиями. Безусловно, поэтому в России в настоящее время имеются две схемы в профессиональном образовании - калькированные зарубежные подходы в обучении социальной работе, в том числе и педагогически профилированной (специальности, предусматривающие социальную работу с социально аномальным детско-молодежным контингентом), и социально-педагогическое образование, получаемое в педагогических вузах по образцу "учитель-предметник". Обе эти схемы далеко не полной мере адекватны назначению профессии социальный педагог.

       Дальнейшее  развитие социальной педагогики из научной  педагогической отрасли в частную  педагогическую научную дисциплину происходит в процессе оформления фиксированного корпуса научного знания, выделения собственного понятийно-категориального аппарата и эмпирических областей, отбора комплекса теоретических и эмпирических исследовательских методов, разработки базовых теорий, концепций, парадигм, гипотез.

       В сфере научно-содержательной и научно-организационной  в социальной педагогике вызрели  предпосылки интенсификации оформления научной структуры и появления совокупности теорий, отражающих как динамически развивающуюся социально-педагогическую практику, так и новые подходы в области профессионального образования.

       Таким образом, социальная педагогика - новая актуальная отрасль научного знания, имеющая исторически отдаленные научные и практические предпосылки своего возникновения и развития, богатую исходную фундаментальную методологическую базу, динамично развивающуюся инновационную социально-педагогическую практику. Определяющий вектор ее возникновения и развития - широкий спектр фундаментальных и прикладных проблем системного изучения человека во взаимосвязях с различными факторами социальной среды, педагогические явления в сфере общественных отношений в конкретно-историческом контексте.

 

Список  литературы.

  1. Андреева  И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М.: 2000. - 320 с.
  2. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. - М.: изд. центр "Академия", 1995. – 210 с.
  3. Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной работы и педагогики. – Кострома: 1999. – 233 с.
  4. Беляев В.И., Мардахаев Л.В., Салтанов Е.Н. История отечественной социальной педагогики: Курс лекций. - М.: Союз, 2005. - 300 с
  5. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М.: 1994.- 210 с.
  6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: изд. центр "Академия", 2001. – 272 с.
  7. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций. - М.: изд. центр "Академия", 2000. – 440 с.
  8. Галагузова М.А., Лушников А.М., Дорохова Т.С. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
  9. Егошина В.Н., Ефимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. – М.: 1996. – 215 с.
  10. История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 248 с.
  11. История социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 256 с.
  12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: 2002. - 186 с.
  13. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 320 с.
  14. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. – М.: 2003. – 314 с.
  15. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
  16. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. проф. В.А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
  17. Социальный педагог: Документы, программно – методические материалы для педагогических учебных заведений / Под ред. Б.М. Игошева, М.А. Галагузовой. – М.: 1991. – 251 с.
  18. Титов В.А. Социальная педагогика: Конспект лекций. – М.: ПРИОР, 2003. – 161 с.
  19. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300 "Соц. педагогика". - Н.Новгород: Изд-во НГПУ. – 2003. - Ч.2: Отечественная история / Сост.: А.А. Фролов, Ю.Х. Трушина, Г.Н. Козлова. - 2003. - 338 c.
  20. Шакурова А.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: изд. центр "Академия", 2002. – 272 с.

Информация о работе История развития социального образования в России