Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:51, курсовая работа
Цель работы - выявление методологических условий, способствующих формированию у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций.
Объект — процесс формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков.
Предмет — особенности процесса формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемной ситуации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций
1.1.Психолого-педагогический аспект формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков……………………………………………………6
1.2. Методический аспект формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков
1.2.1.Характеристика сущности проблемы формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков…………………………………….7
1.2.2.Методические подходы к формированию у младших школьников вычислительных умений и навыков…………………………………………………...11
1.3. Возможности использования проблемных ситуаций в процессе формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков…….14
ГЛАВА 2. Исследование степени сформированности у младших школьников вычислительных умений и навыков на сонове проблемных ситуаций
2.1. Описание методик изучения степени сформированности у младших школьников вычислительных умений и навыков……………………………………20
2.2. Процесс формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций……………………………………………24
2.3. Оценка эффективности формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций…...………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И.Моро, А.М. Пышкало. -- М.: Педагогика, 1977.
2. Аргинская, И.И., Ивановская,
Е.И Математика 2 класс. Часть 1.
- С.:, Издательство «Корпорация
3. Бадма - Гаряева, М.В. Развитие вычислительных навыкову учащихся 1 класса // Начальная школа - 1999 - №11.
4. Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методика преподавания математики в нач. классах: Учеб. пособие для уч-ся школ. отд-ний пед. уч-щ / Под ред. М. А. Бантовой. - 3-е изд. - М.: Просвещение,1984.
5. Бантова, М. А. Система
формирования вычислительных
6. Бахир, В. К. Развивающее обучение // Начальная школа - 1997 - №5.
7. Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа - 1999 - №7.
8.Занков Л. В. Избранные педагогические труды /Л.В. Занков.- М.: Дом педагогики, 1999.
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. - Ростов на Дону: Феникс, 1997 .
10. Ильина О. Н. Проблема формирования вычислительных
навыков младших школьников в современных
условиях // Интернет журнал СахГУ «Наука,
образование, общество». - 2006. - 3 февраля.
URL статьи:http://journal.sakhgu.
11. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М., 1997.
12. Клецкина, А.А. Организация вычислительной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М., 2001.
13. Лавлинская, Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. - В.: Панорама, 2006.
14. Мельникова, Н. А. Развитие вычислительной культуры учащихся // Математика в школе.- 2001.- №18.
15. Менчинская, Н. А. Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах.- М.: Просвещение, 1965.
16. Методика начального обучения математике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и методика начального обучения» // Под ред. Л. Н. Скаткина. - М.: просвещение, 1972.
17. Моро, М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Математика 2 класс. В 2 ч. Ч.1 - М.: Просвещение, 2009.
18. Петерсон, Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 1. - М.: Издательство «Юнента», 2005.
19. Репкина, Г.В. Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993.
20. Федотова, Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №35.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания по методике Н.Б.Истоминой:
1.«В коробке лежат большие и маленькие пуговицы. Больших пуговиц столько: 9 – 6.
а) Обозначь каждую пуговицу
кругом и нарисуй столько кругов,
столько всего пуговиц в
б) Закрась большие пуговицы красным цветом, а маленькие — зелёным.»
Опираясь на понятия части и целого, дети выполняют задания, определив, что всего пуговиц 9 (это целое), больших 3, маленьких 6 (3 и 6) — это его части).
Дополнительно предлагаем записать с помощью знаков, сколько маленьких пуговиц (9 – 3 — надо от всех пуговиц отнять большие пуговицы и останутся маленькие пуговицы); а что будет обозначать такая запись: 3 + 6?
Задание №7 ориентирует на запись данных, используя данное выражение и на схематическое изображение данных выражения с помощью отрезков.
2. «Обведи на каждой схеме красным цветом отрезок, который соответствует данному выражению:
Дополнительно необходимо предложить составить к любой из схем текст (маленький рассказ с этими числами).
3. Задания на осмысление структуры задания:
Для приобретения опыта
в семантическом и
а) На одном проводе
сидели ласточки, а на другом 7 воробьёв.
Сколько всего птиц сидело на проводах? (Недостающее данное)
б) На одном проводе сидело 9 ласточек,
а на другом 7 воробьёв. Сколько всего птиц
сидело на проводах?
а) На одной тарелке 3 огурца,
а на другой — 4. Сколько помидоров
на двух тарелках? ( Нет, условие и вопрос не связаны
между собой)
б) На клумбе росло 5 тюльпанов и 4 ириса.
Сколько тюльпанов росло на клумбе? (Нет,
в вопросе спрашивается о том, что уже
известно)
а) Возле дома росла 7 яблонь
и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев
росло возле дома?
б) Возле дома росло 7 яблонь, 3 вишни и 2
берёзы. Сколько фруктовых деревьев росло
возле дома? (Задача с лишними данными)
4. Задания на классификацию:
Разбейте данные выражения на две группы по какому-то признаку:
3+1 4-1
5+1 6-1
7+1 8-1
3+2 6+3 9-2
4+1 4+5 6+1
7-2 10-1 3+4
5. Задания на сравнение:
В чем сходство и различие:
1.выражений:6+2 и 6-2; 6+(2+1) , (6+2)+1 и 6+3; 6+2=8 и 8-6=2
2.равенств 4+5=9 и 5+4=9.