Исследование степени сформированности у младших школьников вычислительных умений и навыков на сонове проблемных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявление методологических условий, способствующих формированию у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций.
Объект — процесс формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков.
Предмет — особенности процесса формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемной ситуации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций
1.1.Психолого-педагогический аспект формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков……………………………………………………6
1.2. Методический аспект формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков
1.2.1.Характеристика сущности проблемы формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков…………………………………….7
1.2.2.Методические подходы к формированию у младших школьников вычислительных умений и навыков…………………………………………………...11
1.3. Возможности использования проблемных ситуаций в процессе формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков…….14
ГЛАВА 2. Исследование степени сформированности у младших школьников вычислительных умений и навыков на сонове проблемных ситуаций
2.1. Описание методик изучения степени сформированности у младших школьников вычислительных умений и навыков……………………………………20
2.2. Процесс формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций……………………………………………24
2.3. Оценка эффективности формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций…...………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Файлы: 1 файл

Formirovanie_u_mladshikh_shkolnikov_vychislitel (1)1.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Актуальные проблемы  методики обучения математике  в начальных классах / Под ред.  М.И.Моро, А.М. Пышкало. -- М.: Педагогика, 1977.

2. Аргинская, И.И., Ивановская, Е.И Математика 2 класс. Часть 1. - С.:, Издательство «Корпорация Федоров», 2010.

3. Бадма - Гаряева, М.В. Развитие вычислительных навыкову учащихся 1 класса // Начальная школа - 1999 - №11.

4. Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методика преподавания  математики в нач. классах:  Учеб. пособие для уч-ся школ. отд-ний  пед. уч-щ / Под ред. М. А. Бантовой. - 3-е изд. - М.: Просвещение,1984.

5. Бантова, М. А. Система  формирования вычислительных навыков  // Начальная школа - 1993 - №11.

6. Бахир, В. К. Развивающее  обучение // Начальная школа - 1997 - №5.

7. Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа - 1999 - №7.

8.Занков Л. В. Избранные педагогические труды /Л.В. Занков.- М.: Дом педагогики, 1999.

9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. - Ростов на Дону: Феникс, 1997 .

10. Ильина О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». - 2006. - 3 февраля. URL статьи:http://journal.sakhgu.ru.

11. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М., 1997.

12. Клецкина, А.А. Организация вычислительной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М., 2001.

13. Лавлинская, Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. - В.: Панорама, 2006.

14. Мельникова, Н. А. Развитие вычислительной культуры учащихся // Математика в школе.- 2001.- №18.

15. Менчинская, Н. А. Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах.- М.: Просвещение, 1965.

16. Методика начального обучения математике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и методика начального обучения» // Под ред. Л. Н. Скаткина. - М.: просвещение, 1972.

17. Моро, М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Математика 2 класс. В 2 ч. Ч.1 - М.: Просвещение, 2009.

18. Петерсон, Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 1. - М.: Издательство «Юнента», 2005.

19. Репкина, Г.В. Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993.

20. Федотова, Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №35.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Задания по методике Н.Б.Истоминой:

1.«В коробке лежат большие и маленькие пуговицы. Больших пуговиц столько: 9 – 6.

а) Обозначь каждую пуговицу кругом и нарисуй столько кругов, столько всего пуговиц в коробке: __________________________________

б) Закрась большие  пуговицы красным цветом, а маленькие — зелёным.»

Опираясь на понятия  части и целого, дети выполняют  задания, определив, что всего пуговиц 9 (это целое), больших 3, маленьких 6 (3 и 6) — это его части).

Дополнительно предлагаем записать с помощью знаков, сколько маленьких пуговиц (9 – 3 — надо от всех пуговиц отнять большие пуговицы и останутся маленькие пуговицы); а что будет обозначать такая запись: 3 + 6?

Задание №7 ориентирует  на запись данных, используя данное выражение и на схематическое  изображение данных выражения с  помощью отрезков.

2. «Обведи на каждой схеме красным цветом отрезок, который соответствует данному выражению:

Дополнительно необходимо предложить составить к любой из схем текст (маленький рассказ с этими числами).

3. Задания на осмысление структуры задания:

Для приобретения опыта  в семантическом и математическом анализе текстов задач (простых и составных) используется приём сравнения текстов задач.

  • Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую задачу ты можешь решить? Какую не можешь? Почему?

а) На одном проводе  сидели ласточки, а на другом 7 воробьёв. Сколько всего птиц сидело на проводах? (Недостающее данное) 
б) На одном проводе сидело 9 ласточек, а на другом 7 воробьёв. Сколько всего птиц сидело на проводах?

  • Подумай, будут ли эти тексты задачами?

а) На одной тарелке 3 огурца, а на другой — 4. Сколько помидоров  на двух тарелках? ( Нет, условие и вопрос не связаны между собой) 
б) На клумбе росло 5 тюльпанов и 4 ириса. Сколько тюльпанов росло на клумбе? (Нет, в вопросе спрашивается о том, что уже известно)

  • Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются? Можно ли утверждать, что решения этих задач будут одинаковыми?

а) Возле дома росла 7 яблонь и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? 
б) Возле дома росло 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? (Задача с лишними данными)

4. Задания на классификацию:

Разбейте данные выражения  на две группы по какому-то признаку:

  1. 3+1, 4-1, 5+1, 6-1, 7+1, 8-1

3+1 4-1 
5+1 6-1 
7+1 8-1

  1. 3+2, 6+3, 4+5, 9-2, 4+1, 7-2, 10-1, 6+1, 3+4

3+2 6+3 9-2

4+1 4+5 6+1

7-2 10-1 3+4

5. Задания на сравнение:

В  чем сходство и различие:

1.выражений:6+2 и 6-2; 6+(2+1) , (6+2)+1 и 6+3; 6+2=8 и 8-6=2

2.равенств 4+5=9 и 5+4=9.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Исследование степени сформированности у младших школьников вычислительных умений и навыков на сонове проблемных ситуаций