Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:51, курсовая работа
Цель работы - выявление методологических условий, способствующих формированию у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций.
Объект — процесс формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков.
Предмет — особенности процесса формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемной ситуации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций
1.1.Психолого-педагогический аспект формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков……………………………………………………6
1.2. Методический аспект формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков
1.2.1.Характеристика сущности проблемы формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков…………………………………….7
1.2.2.Методические подходы к формированию у младших школьников вычислительных умений и навыков…………………………………………………...11
1.3. Возможности использования проблемных ситуаций в процессе формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков…….14
ГЛАВА 2. Исследование степени сформированности у младших школьников вычислительных умений и навыков на сонове проблемных ситуаций
2.1. Описание методик изучения степени сформированности у младших школьников вычислительных умений и навыков……………………………………20
2.2. Процесс формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций……………………………………………24
2.3. Оценка эффективности формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций…...………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
Задание 1. Примеры: 26 + __=58. В ходе обсуждения необходимо обращать внимание учеников на свойства слагаемых и суммы, основные правила сложения.
Задание 2. На доске записаны примеры : 5 + 3, 4 + 3, 8 – 3, 6 + 3, 7 – 3, 9 – 3 Угадайте сходство или различие записанных выражений . Ученики обычно указывают такие признаки сходства , как знак действия , затем обращают внимание на то , что в первой группе прибавляется число 3, а во второй – вычитается число 3. Затем целесообразно поставить проблемный вопрос : «Что произойдет с ответами примеров в первой группе и во второй ? Почему ответы в первой группе больше , чем ответы во второй ?».
Задание 3. Что вы замечаете в данных примерах ? 1 + 1, 2 + 1, 3 + 1, 4 + 1, 6 + 1, 7 + 1 Ученики должны обратить внимание не только на тот факт , что во всех примерах знак «+» и второе слагаемое везде равно 1, но и на то , что последовательность 1, 2, 3, 4 … нарушена , т.к. пропущен пример 5 + 1. Подобные задания способствуют развитию математической наблюдательности учеников , их умению видеть сходства и различия , выявлять определенные закономерности . В процессе выполнения таких заданий уясняется смысл понятия « сравнить ». Так же могут предлагаться задания с ошибками , которые требуют исправления.
2. Задания на классификацию. Умен
Задание 1. Найди значения разностей:
74 - 53
89 – 76
37 - 22
58 - 21
45 -13
46 - 42
По какому признаку распределены разности по этим столбикам?
3. Задания на выявление общего и различного. Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений - основная характеристика таких заданий. Благодаря им учащиеся могут самостоятельно «открывать» математические свойства и способы действий (правила), которые в математике строго доказываются.
Задание 1. Рассмотрите рисунок и попробуйте быстро подсчитать , сколько окон в доме. Каждому следует придумать свой способ подсчета и изобразить его на доске.
Дети могут предложить следующие способы: 3+3+3+3, 4+4+4 или 3*4=12; 4*3=12. Учитель предлагает сравнить полученные равенства, то есть выявить их сходство и различие . Отмечается , что оба произведения одинаковые , а множители переставлены . Вывод : «Если множители переставить, то произведение не изменится» или «От перестановки множителей значение произведения не изменится ».
4. Задания с многовариантными решениями. Многовариантные задания - это система упражнений , выполнение которых поможет глубоко и осознано усвоить правило и выработать необходимый вычислительный навык на его основе .
Задание 1. Запиши число 30 тремя одинаковыми цифрами и знаками действий. Постарайся найти несколько разных решений. Ученики объединяются в группы и ищут одно и более решение данной проблемной ситуации.
Задание 2. Какое число надо прибавить к 25, чтобы получить круглое? Путем рассуждения группы учащихся приходят к своему решению ситуации и обсуждают возможность правильности всех вариантов.
5. Задания с элементами занимательности. Такие задания, в основном, направлены на отработку вычислительных навыков. Элемент занимательности увлекает детей, они стремятся выполнить все действия правильно и посмотреть к чему это приведет . «Магические или занимательные квадраты « - это занимательная форма тренировки в сложении вычитания и размещения чисел . Такое задание педагог предлагает школьникам в качестве разминки в процессе каждого занятия, в момент, когда замечает понижение работоспособности школьников.
6. Задания на нахождение значений математических выражений . Предлагается в той или иной форме математическое выражение , требуется найти его значение . Эти задания имеют много вариантов . Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные ( выражение с переменной ), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения. Выражения должны быть даны с ошибками, которые учащимся предстоит найти:
Задание 1. Найди ошибки в выражениях:
Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например : 47 + 24 – 56 72 : 12 · 9 400 – 7 · 4 и др . Могут быть со скобками или без скобок : (90 – 42) : 3, 90 – 42 : 3. Как и выражения в одно действие , выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку , например : - из 90 вычесть частное чисел 42 и 3 - уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3. Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (7 – 4), с двузначными (70 – 40, 72 – 48), с трехзначными (700 – 400, 720 – 480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200 – 15, 2 м – 15 см ). Однако , как правило , приёмы устных вычислений должны сводиться к действиям над числами в пределах 100. Так , случай вычитания четырехзначных чисел 7200 – 4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72 сотни – 48 сотен ) и значит , его можно предлагать для устных вычислений .
Основное значение заданий на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки , а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий . Могут предлагаться задания , у которых уже дан знак отношения и одно из выражений , а другое выражение надо составить или дополнить: 8 · (10 + 2)=8 · 10 + … Выражения таких заданий могут включать различный числовой материал : однозначные , двузначные , трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями (1, 3) .
Таким образом, «проблемные» задания были направлены на усвоение теоретических знаний об арифметических действиях , их свойствах , о равенствах , о неравенствах и др . Также они помогают выработке вычислительных навыков .
2.3. Оценка эффективности формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков на основе проблемных ситуаций
В данном параграфе представлены результаты повторного диагностического обследования младших школьников. На данном этапе нам необходимо было охарактеризовать уровень сформированности вычислительных умений и навыков у младших школьников после реализации программы, а также сравнить и обобщить результаты.
Исследование проводилось аналогично первичной диагностике, используя тот же инструментарий.
Результаты повторного диагностического обследования представлены в следующей таблице:
Таблица 3
Результаты повторной диагностики младших школьников
№ |
Задание 1 (в баллах) |
Задание 2 (в баллах) |
Задание 3 (в баллах) |
Задание 4 (в баллах) |
1 |
5 |
3 |
4 |
4 |
2 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3 |
4 |
4 |
6 |
3 |
4 |
4 |
3 |
7 |
4 |
3 |
4 |
2 |
8 |
5 |
4 |
3 |
2 |
9 |
4 |
2 |
4 |
2 |
10 |
5 |
3 |
3 |
3 |
11 |
6 |
3 |
2 |
1 |
12 |
6 |
3 |
3 |
4 |
13 |
6 |
4 |
2 |
4 |
14 |
3 |
4 |
3 |
4 |
15 |
5 |
2 |
2 |
3 |
16 |
5 |
4 |
3 |
4 |
17 |
3 |
4 |
4 |
4 |
18 |
4 |
4 |
4 |
4 |
19 |
4 |
4 |
3 |
1 |
20 |
2 |
3 |
4 |
3 |
21 |
5 |
3 |
4 |
3 |
22 |
6 |
2 |
4 |
3 |
23 |
5 |
4 |
2 |
4 |
24 |
3 |
3 |
3 |
3 |
25 |
4 |
4 |
2 |
4 |
26 |
6 |
3 |
4 |
4 |
27 |
5 |
4 |
4 |
4 |
По первому заданию большинство учащихся (59 %) имеют высокий и выше среднего показатель, а именно, 5-6 баллов из 6 возможных. Другая часть (37 %) получили 3-4 балла, что говорит о низком уровне сформированности вычислительных умений и навыков.
Результаты по первому заданию до и после экспериментальной работы представлены в диаграмме:
Диаграмма 1
Ряд 1 – результаты до проведение экспериметальной работы.
Ряд 2 – результаты после проведения экспериментальной работы
По второму заданию
результаты также достаточно высокие.
41 % учащшихся имеют высокий (
Диаграмма 2
Ряд 1 – результаты до проведение экспериметальной работы.
Ряд 2 – результаты после проведения экспериментальной работы
Так, по результатам выполнения третьего задания 44 % школьников получили максимальные 4 балла. Другая часть обследуемых (56%) имеют средний уровень сформированности вычислительных навыков.
Диаграмма 3
Ряд 1 – результаты до проведение экспериметальной работы.
Ряд 2 – результаты после проведения экспериментальной работы
Выполнив четвертое задание, большинство учащихся (52%) получили также высокий балл – 4 балла. Низкий уровень сформированности данных навыков по данному заданию наблюдается у 2 учащихся, на которых экспериментальное воздействие оказалось нерезультативным.
Диаграмма 4
Ряд 1 – результаты до проведение экспериметальной работы.
Ряд 2 – результаты после проведения экспериментальной работы
При анализе результатов
повторной диагностики нас
Таблица 4
Содержание заданий |
Количество учащихся |
Задание 1 Выполнили все верно Допустили ошибки на сложение: - без перехода через разряд; - с переходом через разряд Допустили ошибки на вычитание: - без перехода через разряд; - с переходом через разряд Не приступили к заданию |
0
11 10
4 2 0 |
Задание 2 Выполнили все верно Записаны 5 верных равенств 4 верных равенства 3 верных равенства 2 верных равенства 1 верное равенство Не приступили к заданию |
0 2 8 7 6 4 0 |
Задание 3 Выполнили все верно Допустили ошибки в нахождении неизвестного компонента: - сложения; - вычитания Не приступили к заданию |
12
6 9 0 |
Задание 4 Установили закономерность и продолжили ряд чисел: - 3 числа - 2 числа - 1 число Допустили ошибки в установлении закономерности Не приступили к заданию |
14 1 1 11
0 |
Таким образом, анализ ошибок,
допущенных учащимися экспериментального
класса при выполнении заданий по
выявлению пространственных представлений
после экспериментальной
В целом, можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Использование на уроках математики проблемной ситуации способствует формированию у младших школьников вычислительных умений и навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование вычислительных умений и навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе, поскольку вычислительные навыки необходимы при изучении арифметических действий. Школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырех арифметический действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными (2, с. 122).
В ходе проведенной нами
опытно-экспериментальной
Основываясь на результатах, полученных в ходе проведения экспериментальной работы, нами была предложена система заданий, способствующих совершенствованию вычислительных навыков, а так же направленных на увеличение количества сформированных вычислительных приемов с помощью помещения учащихся в проблемную ситуацию. Эти задания включались в уроки математики на различных этапах их проведения.
Результатом такой работы стало формирование у учащихся экспериментального класса более прочных и осознанных вычислительных навыков. Так же эти задания способствовали увеличению количества сформированных вычислительных приемов.
Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, поставленные задачи решены, гипотеза исследования о том, что использование на уроках математики проблемной ситуации способствует формированию у младших школьников вычислительных умений и навыков, подтвердилась.