Использование мультимедийных технологий на уроках литературы и во внеурочной работе учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:53, аттестационная работа

Краткое описание

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

         14 декабря 1825 года в Петербурге  произошло вооружённое восстание  с целью свержения самодержавия. Вскоре второе восстание вспыхнуло  на юге России. Оба выступления  были подавлены, а их участники,  декабристы, отправились на каторгу и вечное поселение в Сибирь.

         Екатерине Ивановне Трубецкой  первой из 19 героических жён декабристов  удалось получить разрешение выехать в Сибирь. Для того чтобы уехать за мужьями женщины лишались дворянских титулов и состояния,  превращались в жен ссыльнокаторжных, должны были  оставить рожденных детей, а будущие дети, которые  появятся в ссылке,  стали бы  приписными заводскими крестьянами.

  1. Как Ахматова вводит в текст поэмы тему жён декабристов?

· «каторжные норы» - аллюзия из стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»,

· «в сибирской вьюге».

 

Слайд № 8

  1. Ахматова – акмеистка. Какие детали в описании города вы отметили?
  2. По поводу каких деталей хотели бы получить разъяснение?
  3. Как поэт показывает, что жестокость, присущая власти, тянется из тьмы веков?

Возвратившийся  из-за границы Петр I начал новое  следствие по делу стрелецкого бунта - великий розыск. Сестру, царевну  Софью, он велел постричь в монахини в Новодевичьем монастыре, а стрелецкое войско решил вовсе уничтожить. За полгода были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 человек. Следствие и казни продолжались еще почти десять лет, общее число казненных достигло 2000 человек. Не участвовавшие в бунте московские стрелецкие полки были распущены, стрельцы с семьями высланы из Москвы, и их было даже запрещено принимать в солдаты.

 

Слайд № 9.

«Тихо льётся тихий  Дон»

  1. В каком жанре искусства написана эта часть поэмы?
  2. Прослушайте подобное произведение из современной рок-оперы А. Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» – 1.40 мин.
  3. В чём необычность прослушанных колыбельных?

- колыбельная  должна успокаивать, а эти наводят  ужас.

  1. Почему А.Ахматова выбирает именно жанр колыбельной?

- женщина на  грани безумия, путаются трагические  и светлые минуты  

  жизни.

Слайд № 10

  1. Объясните, почему именно эти портреты появились на слайде,

       представляющем стихотворение «Ночь»?

 

Слайд 11.

           1. В духе каких жанров созданы прочитанные части поэмы?

           - жанры УНТ: колыбельная, песня, причитание, плач, молитва.

 

Слайд № 12.

                 1.Ахматова обращается к евангельскому мотиву матери и казнённого      

                 сына.  

                 2.Чем обусловлено то, что именно сейчас возникают библейские   

                 мотивы?

 

Слайд № 13.

  1. Какая тема, значимая для многих поэтов, поднимается во 2-ой части   

       эпилога?

     - тема памятника (А.С. Пушкин).

2. Чем необычен  памятник, который поэт хотела  бы, чтобы воздвигли ей?

     Такой памятник есть в Питере.

  1. На каком основании можно утверждать, что последние слова поэмы – слова истинного гражданина?

     - вместо проклятий, обвинений за те беды, что пришлось пережить   

      матери, слова-пожелания добра в будущем всем матерям и их детям.

 

Слайд № 14

           Итог урока  – 2 мин.

              1.Что изменилось в том, что вы написали после изучения произведения на    

               уроке?

 

 Домашнее задание.

 Письменный ответ на вопрос: «Как в поэме раскрывается тема памяти».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Приложение 3

Лауреаты

областного  конкурса ученических работ «Творча  юнь Донбасу» и  международного конкурса-проекта  «Летят журавли»

1.Презентация  ученицы Мудрик А. «Булгаков.  Борьба добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» - диплом лауреата областного конкурса ученических работ «Творча юнь Донбасу» в номинации «Исследования» 2007г.

2.Презентация  ученицы Паниотовой А. «Мариуполь  христианский» диплом лауреата областного конкурса ученических работ «Творча юнь Донбасу» в номинации «Краеведение» 2008г.

3. Презентация учащихся Бабаенко О. и Черняка А. «Куинджи – 100 лет» лауреаты областного конкурса ученических работ «Творча юнь Донбасу» в номинации «Продукт творческой литературной деятельности» 2009г.

4. Презентация ученика Кузнецова В. «Улицы помнят, улицы рассказывают» лауреата областного конкурса ученических работ «Творча юнь Донбасу» в номинации «Память сердца» 2010г.

5. Презентация ученика Кузнецова В. «Улицы помнят, улицы рассказывают» лауреата международного конкурса-проекта ученических работ «Летят журавли» 2010г.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Приложение 2

 

Список  электронных презентаций

для использования на уроках литературы.

 

              1. Есенин. Обзор жизни и творчества.
              2. Русские лауреаты Нобелевской премии в области литературы.
              3. Гоголь в изобразительном искусстве.
              4. Жизнь и творчество Лермонтова М.Ю.
              5. Жизнь и творчество Твардовского.
              6. Особенности комедии Гоголя «Ревизор».
              7. Биография Гоголя.
              8. Лев Толстой и Ясная Поляна.
              9. Жизнь и творчество В. Распутина.
              10. Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме «Реквием».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Награды и поощрения

 

              1. 2006 год. Грамота Донецкого ОблИППО  за активное участие в работе областной лаборатории методиста по проблеме «Портфолио в системе педагогической диагностики уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся».

2. 2007 год. Почётная  грамота Министерства образования  и науки Украины за многолетнюю  и добросовестную работу и  достигнутые успехи в деле обучения и воспитания ученической молодёжи.

                3. 2007 год. Грамота НМЦ за активное  участие в «Ярмарке педагогических идей».

       4. 2008 год. Благодарность ОАО «Азовмаш» за подготовку учащихся к  участию в конкурсе школьных сочинений на тему «Что я знаю об «Азовмаше».

            5. 2008 год. Грамота НМЦ за разработку сборника заданий по русскому языку для комплексного анализа текста.

            6. 2009 год. Грамота Мариупольского управления образования за многолетнюю и добросовестную работу и достигнутые успехи в деле обучения и воспитания ученической молодёжи.

              7. 2010 год. Почётная грамота управления образования и науки Донецкой областной государственной администрации за плодотворную педагогическую деятельность, профессионализм, весомый вклад в развитие образования детей.

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ

 

                                               Содержание

1. Вступление_____________________________________________с. 1

2. Теоретические основы использования мультимедийных

технологий  на уроках  литературы___________________________с. 4

3. Приёмы использования видеозаписей на уроке литературы____с. 7

4. Методика создания мультимедийных проектов______________с. 9

5. Программные средства, используемые в процессе обучения___с. 10

6. Заключение____________________________________________с. 11

7. Литература

8. Приложения 1 - 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данных методических рекомендациях, которые разработаны  кафедрой  русской филологии МГУ и НМЦ, рассматриваются основные этапы научно-исследовательской работы учащихся школ, лицеев, гимназий, итогом которой является написание научной работы по литературоведческой проблематике, а также даются рекомендации по оформлению самостоятельного исследования с учётом требований государственного стандарта.


Информация о работе Использование мультимедийных технологий на уроках литературы и во внеурочной работе учащихся