Использование мультимедийных технологий на уроках литературы и во внеурочной работе учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:53, аттестационная работа

Краткое описание

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

 

 

 

МЕТОДИКА  СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТОВ

Проектная технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.

В настоящее время метод проекта всё чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения. Проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.

К критериям  оценки проектов  относятся: социальная значимость проблемы, актуальность и  важность поставленных проблем, самостоятельность  разработки проекта, перспективность, результаты. При разработке учебных  проектов дети на эти критерии могут ориентироваться и двигаться далее по линии их конкретизации.

Методика работы над мультимедийным проектом  состоит из четырёх  этапов: 1) постановка проблемной ситуации и формирование группы;

   2) сбор и обработка материала;

   3) презентация проекта;

  4) обсуждение результатов.

При использовании  проектной технологии ставлю перед  собой следующие задачи:

    • Развитие познавательных умений и навыков учащихся.
    • Умение ориентироваться в информационном пространстве.
    • Самостоятельно конструировать свои знания.
    • Интегрировать знания из различных областей наук.
    • Критически мыслить.

Метод проекта  всегда ориентирован на самостоятельную  деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют  в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

За 2005-2010 г.г. мною созданы электронные презентации для использования на уроках литературы (приложение 2), а также презентации школьников, ставшие лауреатами областного конкурса ученических работ «Творча юнь Донбассу» (приложение 3).

Создание и использование мультимедийных презентаций школьниками во внеурочное время превращает учебно-воспитательный процесс в творчество, повышается самооценка, автор лично воспринимает текст и выбирает то, что ему ближе и навыки, приобретённые в процессе создания помогут в последствии успешно решать учебные задачи высшей школы.

               Программные средства, используемые в процессе обучения.

Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого.  Учитель может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).

 Текстовый  редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр., пользуясь алгоритмом «Создание слайдов в программе Power Point»(приложение 4).

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов

Для иллюстрации  выше изложенных теоретических сведений предлагаю разработку урока, на котором проводится работа с учебной презентацией. Данная учебная презентация включает в себя графическую, текстовую и видеоинформацию. Приемы работы с презентацией излагаются в ходе урока (приложение 5)

 

                                      

 

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы мною были выделены следующие особенности и преимущества использования компьютерных технологий:

      • повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока;
      • возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);
      • усиление наглядности;
      • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
      • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
      • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
      • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

     повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие  

      его формы;

      • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
      • повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом);
      • активизация творческого потенциала ученика и учителя; включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;
      • самореализация и саморазвитие личности ученика.

Задачи, стоящие  перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти  предполагают, конечно, в первую очередь  работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Подготовка  и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень  много времени и терпения, создают  некоторые неудобства организационного характера, т.к. класс целесообразнее делить на группы, а это не всегда удаётся. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Применение  компьютерных технологий позволило  наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Литература

1.    Клименко  Е.П. Применение элементов компьютерной  технологии на уроках литературы./ (сайт « Фестиваль творческих  педагогических идей. Открытый урок»).

2.    Новикова  Т.А. Проектные технологии на  уроках и во внеурочной деятельности.// Народное образование  – 2000. - №7.

3.    Резниченко  И.Л. Обучение с применением  дисплея школьного компьютера. - М.: "Просвещение", 2000.

4.    Сиденко А.С. Метод проектов: история, теория и практика // Наука и школа. 2002.№ 8., № 9.

5.    Стрыгина  Т.В. Блоковая подача материала  при изучении имени существительного  с применением ЭВМ // Русский  язык в школе. - 1996. - № 3

6.    Шардаков  М.Н. Формирование познавательной самостоятельности школьников в компьютерном обучении.- М. «Просвещение», 2000.

7.    Штейнберг  В.Э. Конструкторско – технологическая  деятельность преподавателя // Школьные  технологии. 2000. № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Приложение 5

 

 

Тема. Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме «Реквием»

 

Цели:

  1. Образовательная:

· создать условия для знакомства учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой;

· показать, как исполнена в поэме гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой;

· как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

 

  1.  Развивающая:

· создать условия для совершенствования навыков анализа поэтического текста;

· соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением.

 

  1. Воспитательная:

· создать условия для воспитания уважения к чувствам другого человека, способности сопереживать;

· показать пример гражданского мужества.

 

Средства обучения: учебники, хрестоматии, компьютер, презентация 

(см. запись на  диске).

 

Методы и  приёмы обучения: фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть, просмотр презентации с помощью проектора  и компьютера, анализ стихотворения.

 

Тип урока –  комбинированный.

 

ХОД УРОКА

 

 

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Время

Общее время урока

1

Организация начала урока 

Слайд № 1.

Учащиеся записывают тему в тетради.

3

3

2

Мотивация деятельности учащихся

Слайд № 2. Выяснение первоначального восприятия учащимися произведения.

Письменный  ответ на вопрос: «С какими  историческими  событиями и произведениями искусства  у вас возникали ассоциации при  чтении поэмы?» 

3

мин

6

 

 

3

Актуализация  знаний учащихся

 

Слайд № 3. Поэма как жанр литературы.

Отвечают на вопросы о принадлежности к роду литературы, поднимаемых темах, интонационном  своеобразии поэмы.

4

10

4

Усвоение новых  знаний.

 

Слайд № 4. Своеобразие поэмы А.А. Ахматовой.

Отвечают на вопросы о своеобразии композиции поэмы, времени, истории, последовательности создания её частей. Записывают в тетради новую информацию.

3

13

Слайд № 5. Реквием как жанр музыки.

Записывают  в тетради информацию о реквиеме как музыкальном произведении. “Реквием” (в пер. “заупокойная месса”) — траурное музыкальное произведение.

3

16

5

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Слайды  № 6-13. Задаёт приведённые ниже вопросы для анализа поэмы. Ведёт беседу. Дополняет ответы учащихся.

Читают наизусть выученные части поэмы. Отвечают на вопросы учителя.

24

17-40

6

Подведение  итогов урока.

Слайд № 14.

Отвечают на тот же вопрос, что и в начале урока.

2

40

7

Рефлексия

Что изменилось в том, что вы написали после изучения произведения на уроке?

Осознают информацию, полученную  на уроке.

2

42

8

Информация  о домашнем задании 

Письменный  ответ на вопрос: «Как в поэме  раскрывается тема памяти».

1

44-45


 

Слайд № 4.

  1. Как построена поэма?
  2. Обратите внимание на даты написания частей произведения. Что вы   

          заметили?

Поэма сложилась  из отдельных стихотворений, созданных  в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые  написано на бумаге. Л. Чуковская в  “Записках об Анне Ахматовой” вспоминает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал”. При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” -- 1961-м, “Посвящение” --1940-м, “Вступление” -- 1935-м. Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти --лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем.

Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. 1921 г. - арестован и расстрелян муж. Потом арестован ее единственный сын Лев Гумилев, второй муж Н. Пунин.

 Для спасения  сына Ахматова написала стихи  ко дню рождения И.Сталина,  обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь  был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе.

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении  А.Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен.

Именно в  эти годы Ахматова начинает писать поэму “Реквием”. Стихи жили в  памяти друзей и близких, так как  на бумаге оставлять их было опасно.

 

Слайд № 6.

  1. Какие слова предисловия обратили ваше внимание?

· «голубые губы»;

· тема социального заказа;

· дважды повторяется слово “чуждый”, дважды - слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.

 

Слайд № 7.

  1. Почему эта часть называется «Посвящение»?
  2. Кому адресована поэма?

Информация о работе Использование мультимедийных технологий на уроках литературы и во внеурочной работе учащихся