Использование мультимедийных технологий на уроках литературы и во внеурочной работе учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:53, аттестационная работа

Краткое описание

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ

 

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.

В последнее  время наблюдается тенденция  обесценивания предметов гуманитарного  цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому тексту, не рассчитанному на полёт творческой фантазии. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула “рассказ о писателе - чтение произведения - обсуждение - сочинение” исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом - чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.

       Новейшие информационные технологии не обошли стороной сферу образования. Особенно благоприятная почва для использования компьютера сложилась на уроках литературы, где не обойтись без наглядности. Если раньше подбор и использование наглядности на уроке зависел от наличия или отсутствия многих технических средств обучения - проигрывателей, киноустановок, магнитофонов, проекторов, диапроекторов, - то сейчас все это заменили компьютер и мультимедийная доска. Соответственно, экономится драгоценное время урока, ученики имеют возможность работать с качественной наглядностью, а учитель может реализовать все свои творческие замыслы.

       Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

Можно выделить следующие приемы применения компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы:

    • Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного.

         Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа. 
Для учителя тест служит вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения. 
Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу.

    • Можно также использовать электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.
    • Медиатексты в электронном формате (компьютер, Интернет). При хорошем оснащении компьютерной техникой художественные тексты можно применять на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.
    • Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, при использовании словарей, энциклопедий имеют возможность создавать слайды по следующим разделам:
    • словарно-орфографическая работа;
    • работа с литературоведческой статьей;
    • обзор творчества поэта, писателя;
    • подготовка доклада о писателе, поэте;
    • изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).
    • Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач). 
      Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Компьютерная  демонстрация мультимедийного урока или отдельной части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

Проблема, которую я прорабатывала и внедряла в свою практику: «Внедрение и использование инновационных электронных технологий как способ самостоятельной работы учащихся и учителя на уроках  и во внеурочной деятельности»

Актуальность представленного опыта обусловлена интенсивным проникновением новейших технологий во все сферы жизни, в том числе и в образование, а также теми возможностями, которые дает учителю использование компьютера на уроке.

Целью данной работы является разработка приёмов работы с компьютером на уроках литературы.

 Теоретические основы использования мупьтимедийных технологий на уроках  литературы.

Термин «мультимедиа» - калька с английского слова multimedia, что дословно можно перевести как «многие среды».

Ещё до появления  мультимедийных технологий эксперты по маркетингу по результатам многочисленных экспериментов выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через некоторое время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек запоминал около 1/4 информации. Если материал был подан визуально – около 1/3. При их сочетании запоминание повышалось до 1/2. Следовательно, применение технологии мультимедиа может значительно повысить эффективность обучения.

Развитию ассоциативного мышления обучающихся (создание образа, ассоциирующегося с определенным словом), а также формированию образного восприятия мира способствует интеграция таких средств эмоционального воздействия, как художественное слово, музыка, живопись. Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать на уроке различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Важной особенностью мультимедиа технологии является ее интерактивность, то есть то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль.

Компьютерные  презентации являются одним из типов  мультимедийных проектов. Компьютерные презентации часто применяются в рекламе, во время выступления на конференциях и совещаниях, на уроках в процессе объяснения материала учителем или в докладах учащихся. Учебный материал, представленный с помощью слайд-презентаций, вызывает интерес у школьников, позволяет им более успешно справиться с учебной задачей.

Что же такое  компьютерная презентация? Проведем аналогию с обычной книгой. Книга состоит  из страниц с текстом; презентация  тоже состоит из страниц, но только электронных, которые, кроме текста, могут содержать также мультимедийные объекты: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Электронные страницы презентации называются слайдами.

Книгу мы обычно читаем последовательно, просто перелистывая её страницы. В процессе же просмотра компьютерной презентации реализуются различные  последовательности представления слайдов. Для осуществления различных вариантов переходов между слайдами используются либо управляющие кнопки, либо гиперссылки.

В некоторых случаях   презентацию запускают в автоматическом режиме, и она повествует о чем-то без участия человека.  Автоматический режим презентации можно использовать во время проведения различных выставок, тематических вечеров и других внеклассных мероприятий.

Различают учебное кино и учебную презентацию.

Этапы создания учебного кино: 1) разработка сценария; 

                                                      2) постановка задания; 

                                                      3)  подбор информационного материала.

Слайд (кадр) учебного кино должен заключать в себе законченную мысль, композицию. Основное требование удержания одного слайда на экране - не 6олее 4-5 сек на слайд.

Учебное кино отличается от учебной презентации отсутствием  органов управления, которые влияют на процесс демонстрации информации.

Особенностью  учебной презентации является обязательное наличие органов управления процессом  демонстрации информации.

Требования  к созданию учебного кино и учебной  презентации:

  1. Эргономические требования к подаче информации (эргономика изображения – соотношение цветов и размеров элементов изображения на экране с целью уменьшения негативного воздействия на органы зрения) следует избегать незаполненного пространства.
  2. Наличие программы, в которой можно создать учебную презентацию - Роwег Роint
  3. Требования к подаче видеоинформации: окно подачи видеоматериала должно быть максимального размера, фон должен быть затемнён с целью концентрации внимания на видеосюжете.
  4. Требование полного пересмотра материала с целью внесения необходимых поправок после завершения создания презентации.
  5. Требования к учителю: при демонстрации учебного кино или учебной презентации учитель должен следить за реакцией учеников для дальнейшей работы по усовершенствованию применения слайд – презентации на уроке.

Использование мультимедийных технологий на уроках литературы представляет собой не что иное как наглядность. Таким образом, учебная презентация может быть задействована на уроке при изучении биографии писателя, при работе с иллюстрациями и другой наглядностью.

На первом уроке, посвященном изучению творчества определённого писателя, при изучении его биографии независимо от того, дается ли ученикам короткая биографическая справка о писателе (5-6 классы), или же в биографическом рассказе раскрывается жизнь писателя в неразрывной связи с его творчеством, целесообразно использовать портрет. И здесь мультимедийные технологии предоставляют огромные возможности. Например, благодаря   учебной   презентации можно применить на уроке такой прием работы с портретом, как сопоставление портретов одного писателя, созданных в одно и то же время, но разными художниками. При этом учитель сэкономит время на этапе подготовки к уроку, а также на самом уроке. В учебную презентацию, используемую на уроке изучения биографии писателя, можно включить и картины портретной темы, которые иллюстрируют  отдельные события из жизни писателей, знакомят с окружающими их людьми

   Учебная  презентация, посвящённая раскрытию биографии писателя в неразрывной связи с его творчеством, может содержать и иллюстрации к наиболее известным произведениям автора.

    Нельзя не упомянуть и об использовании на уроке аудиофонограмм и видеосюжетов. Это поможет ученикам погрузиться в эпоху жизни писателя или в эпоху описываемых им событий. Создавая учебную презентацию, учитель может включить в неё отрывки из кинофильмов и мультипликационных фильмов, снятых по мотивам изучаемых произведений.  При этом пользование

аудио- и видеоинформацией упрощается за счет того, что в распоряжении учителя находится именно тот отрывок, который ему необходим.

Кроме этого, пользуясь  учебной презентацией на уроке литературы, учитель может экономить время  и при работе с таблицами. Например, он предлагает ученикам заполнить в  их тетрадях таблицу, расположенную на экране, а затем при проверке такого задания вывести на экран данные таблицы, чтобы ученики могли сверить свои ответы с исходными.

 

Приёмы  использования видеозаписей на уроке  литературы

 

п/п

 

Приём

 

Цель использования

 

Пример из опыта работы

1

Демонстрация отрывка художественного фильма сразу после обсуждения соответствующего отрывка литературного произведения

  1. Сравнить авторскую позицию и позицию режиссёра;
  2. установить соответствия между замыслом автора и воплощением его  на экране;
  3. уточнить детали;
  4. наблюдать за игрой актёров, работой художника, звукорежиссёра и т.д.

«Война и  мир» (реж.

С. Бондарчук). Сцена  именин в доме Ростовых и смерти графа Безухова.

Вопрос (ставится перед демонстрацией отрывка, обсуждается  после просмотра).

 К какому  приёму прибегает режиссёр, чтобы передать авторское отношение к вопросам жизни и смерти?

«Табор уходит в небо» (реж.

Э. Лотяну). Сцена  остановки Радой летящих на неё  коней.

Вопрос. Как  фильм помог вам по-новому увидеть  своеобразие ранних рассказов Горького?

2

Демонстрация отрывка при изучении биографии писателя

  1. Вызвать интерес к личности писателя;
  2. более детально познакомить с отдельными страницами биографии.

«1814» (реж. Андрес Пуустусмаа).

Окончание фильма – рассказ  о судьбах лицейских друзей

 А.С. Пушкина.

 

3

Демонстрация отрывка в качестве иллюстрации возможностей интерпретации художественного произведения

  1. Познакомить с таким явлением в искусстве, как  интерпретация;
  2. показать возможности и цели интерпретации,
  3. учить самостоятельно определять художественную ценность произведения.

«Ромео и  Джульетта» (реж.

Б. Лурманн).

Вопрос. В чём  заключается своеобразие интерпретации  трагедии Шекспира современным режиссёром?

Если бы В.Шекспир  увидел эту экранизацию своей  трагедии,  Б. Лурманн заслужил бы  от него благодарность или порицание?

4

Демонстрация отрывка перед чтением художественного произведения

  1. Подготовить читательское восприятие к знакомству с ещё малознакомым им явлением в литературе (в данном случае - антиутопией);

«1984» (реж. Майкл  Рэдфорд).

Вопрос. Какие детали указывают на отсутствие благополучия в государстве? Почему большинство людей довольствуются создавшимся положением?

  1. создать мотивацию к чтению, основанную на желании выяснить проблему.

«Глава 27» (реж. Д. Шефер).

Проблема для  обсуждения после прочтения романа. Какова доля вины романа  Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в убийстве Джона Леннона?

5

Демонстрации отрывка при изучении вопросов теории литературы

  1. Формировать научное филологическое мировоззрение;
  2. показывать связь теории с жизнью.

«Есенин» (реж. И. Зайцев). Сцена чтения стихотворения поэтом перед залом и ответы на вопросы слушателей.

Вопрос. Как  поэт относится к  литературным направлениям?

6

Сравнение двух экранизаций одного и литературного произведения

  1. Учить вырабатывать собственное суждение по поводу произведения искусства;
  2. развивать

эстетический  вкус.

«Тихий Дон» (реж. Герасимов и С. Бондарчук). Сцена  избиения Аксиньи Степаном после  возвращения с военных сборов.

Вопрос. В каком  фильме сцена выглядит более убедительной?

7

Выбор сцены для демонстрации на уроке как индивидуальное домашнее задание

  1. Активизировать художественно-творческие потребности учащихся

Задание. Подготовить  вопрос (1-2) классу для анализа просмотренного отрывка.

Информация о работе Использование мультимедийных технологий на уроках литературы и во внеурочной работе учащихся