Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:53, реферат
В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние ИПТ оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый через Интернет - источники, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.
Введение.
Роль ИПТ в условиях современного общества.
Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационной технологии обучения.
Система применения информационных технологий обучения на уроках.
Заключение.
Литература.
УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
Реферат
На тему: Информационно—педагогические технологии как эффективный способ преподавания учебных дисциплин в интерактивном режиме.
Выполнила: Абдиева Асель,
финансы,1 группа
АЛМАТЫ, 2012 год
ПЛАН:
Введение.
Роль ИПТ в условиях современного общества.
Активизация познавательной
деятельности посредством информационно-
Система применения информационных технологий обучения на уроках.
Заключение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ:
В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние ИПТ оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый через Интернет - источники, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.
ИПТ, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Роль информационно-
Современное состояние развития
цивилизации социологи и
Развитие общества обусловливает
необходимость перехода школы к
новой образовательной
Сегодня преподаватель имеет
возможность качественно
Перед школой информационного
века стоит задача развития познавательной
активности и самостоятельности
учащихся. С изменением содержания
образования, подходов к образовательному
процессу, появлением новых педагогических
технологий, в том числе информационно-
Включение в учебный процесс
разных источников и способов получения
информации, в том числе и с
помощью информационно-
Активизация познавательной деятельности посредством информационно-педагогических технологии обучения
Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это естественная потребность учащихся, но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника.
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги - дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, Информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Кандидаты педагогических наук Е.И.Машбиц и М.В.Монахов в своих работах, посвященных теории совершенствования учебного процесса с помощью компьютерной техники, рассматривают психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения.
Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.
Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения -
ИПТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.
Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?
На уроках ставятся цели, решаемые посредством ИПТ:
1. Интенсификация учебного процесса.
2. Активизация
познавательной деятельности
3. Формирование образовательных компетенций:
4. Обогащение понятийного
аппарата: повышение уровня умений
работать с информацией
5. Осуществление самообразования.
6. Формирование информационной культуры.
Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Фраза», «Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки -
электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.).
Для внеклассной работы можно
создать электронные
Основная проблема заключается в том, что в применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИПТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно разделить на несколько этапов:
1 этап (подготовительный)
Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи:
1. анализ образовательной программы;
2. анализ тематического планирования;
3. выбор тем;
4. выбор типа урока;
5. выявление особенностей материала данной темы.
2 этап (созидательный)
Подбор и создание информационных продуктов:
-
1. подбор готовых
2. создание собственного
продукта (презентационного, обучающего,
тренирующего или
3 этап (реализационный)
Применение информационных продуктов:
1. применение на уроках разных типов;
2. применение во внеклассной работе по предметам;
3. применение при руководстве
научно-исследовательской
4 этап (мониторинговый)
Анализ эффективности использования ИПТ:
1. изучение динамики результатов;
2. отслеживание рейтинга по предмету.
Таким образом, считаю, что
с целью активизации
Система применения
информационных технологий
Считаю, что использование информационно-коммуникационной технологии обучения в системе существенно влияет на формирование образовательных компетенций школьников.
Рассмотрим в виде таблицы несколько примеров:
класс
деятельностные формы организации учебного процесса
умение работать с информацией
виды познавательной деятельности учащихся
5 класс
поисковая
поиск и отбор информации
работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы
6 класс
поисковая
поиск, отбор информации из различных источников;
осмысление, сравнение.
подготовка сообщений, создание творческих работ
7 класс
поисковая, исследовательская
поиск, отбор информации; -
сравнение, обобщение, вычленение существенного
подготовка и создание -
рефератов, создание памяток, алгоритмов, тестов, карт
8 класс
исследовательская,
научно-исследовательская
анализ информации, полученной из разных источников
подготовка сообщений и докладов; проектная деятельность
9 класс
научно-исследовательская
применение информации в практической деятельности, в условиях решения нестандартной новой задачи.
проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность
Используя систему применения информационной технологии обучения, считаю, что не нужно превращать ИПТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. -
Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИПТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах:
В обучающем режиме.
В тренировочном режиме (именно
в этом режиме особенно эффективно
реализуется принцип
Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).
Статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.