Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Объект исследования - воспитание дошкольников средствами природы.
Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Задачи исследования:
1) проанализировать психологические характеристики дошкольного возраста для ознакомления детей с природой.
2) Раскрыть значение природы в умственном, физическом, эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.
3) Проанализировать основные наиболее эффективные методы и формы работы по ознакомлению детей-дошкольников с природой.

Оглавление

Введение
I. Теоретическое содержание ознакомления детей дошкольного возраста с природой
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и воспитания
1.2 Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
1.3 Содержание знаний, умений, навыков при ознакомлении детей с окружающим миром
Выводы
II. Методика ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром
2.1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
2.2 Формы организации детей при ознакомлении их с природой
Выводы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

5.docx

— 53.37 Кб (Скачать)

урсовая работа: Формы  и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного  возраста с окружающим миром

Курсовая работа: Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного  возраста с окружающим миром

CОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Теоретическое содержание  ознакомления детей дошкольного  возраста с природой

1.1 Общая характеристика  дошкольного возраста и его  возможностей для обучения и  воспитания

1.2 Роль природы в формировании  личности дошкольника. Воспитательно-образовательные  задачи ознакомления детей с  природой

1.3 Содержание знаний, умений, навыков при ознакомлении детей  с окружающим миром

Выводы

II. Методика ознакомления  детей-дошкольников с окружающим  миром

2.1 Общая характеристика  методов ознакомления детей с  природой

2.2 Формы организации детей  при ознакомлении их с природой

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей  степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных  переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде  в той или иной форме соприкасаются  с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего  дождя ― все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую  пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными  и растениями дают детям много  радостных переживаний. Всю жизнь  хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских  игр возникает и развивается  любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство  патриотизма.

Окраска, форма и запах  цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под  ногами ― все это позволяет  детям почувствовать природу  и может служить богатым материалом для развития у них эстетического  чувства, сенсорного воспитания.

Приобретенное в детстве  умение видеть и слышать природу  такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес  к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.  
Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. 
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Для того чтобы дети правильно  воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими  природы. Без приближения детей  к природе и широкого использования  ее в воспитательно-образовательной  работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Р.Тагор говорил: «Нельзя  растить полноценного человека без  воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...

Особенностями эстетического  восприятия детьми прекрасного, в частности  природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей  психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых  не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.

Объект исследования - воспитание дошкольников средствами природы.

Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.

Задачи исследования:

1) проанализировать психологические  характеристики дошкольного возраста  для ознакомления детей с природой.

2) Раскрыть значение природы  в умственном, физическом, эстетическом  и трудовом воспитании дошкольников.

3) Проанализировать основные  наиболее эффективные методы  и формы работы по ознакомлению  детей-дошкольников с природой.

Гипотеза

Если правильно и планомерно организовать воспитательную работу по ознакомлению дошкольников с природой, то это будет содействовать не только приобретению знаний о предметах  и явлениях внешнего мира, но и трудовому, физическому и, в первую очередь, эстетическому воспитанию. 

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической  и методической литературы по  проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью  дошкольников и воспитателей  по ознакомлению с природой.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО  ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И  ВОСПИТАНИЯ

Дошкольный возраст - особо  ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального  становления личности ребенка. В  это время в общении ребенка  со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его  личности. В дошкольном возрасте мир  ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем  старше становится ребенок, тем большее  значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Дошкольное детство - чрезвычайно  важный период развития человека. Его  существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием  общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности  развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной  ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного  обучения.

Дошкольный период детства  сензитивен для формирования у ребенка  основ коллективистских качеств, а  также гуманного отношения к  другим людям. Если основы этих качеств  не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка  может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно  трудно {3;78}.

В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются  восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту  познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного  внимания.

Возрастает роль речи как  в познании ребёнком окружающего  мира, так и в развитии общения  и разных видов деятельности. Дошкольники  начинают выполнять действия по словесной  инструкции, также происходит усвоениезнаний на основе объяснений, но только при  опоре на чёткие наглядные представления.

Основой познания в этом возрасте становиться чувственное  познание – восприятие и наглядное  мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления{8;34}.

Появляются новые виды деятельности:

Игра – первый и основной вид деятельности.

Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность.

Элементы трудовой деятельности.

Так же происходит интенсивное  развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного  возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения  в обществе.  
В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое {3;62}.

Основу содержания любой  деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.

Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в  процессе усвоения которых формируются  познавательные способности детей, и воспитывается правильное отношение  к природе.

В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные, задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное  усвоение ребенком природоведческих знаний.

Детей 2-го и 3-го года жизни  знакомят с растениями, животными, явлениями  неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно  называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к  первичным наглядным связям и  обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и  др.), развиваются внимание и интерес  к наблюдаемым объектам, формируется  доброжелательное отношение к ним.

У детей 4-го года жизни формируют  представления о предметах и  явлениях природы, с которыми они  постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких  связей, которые дети могут познать  в процессе предметно-чувственной  деятельности на занятиях, в игре и  отразить их в форме конкретных представлений.

Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним  признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие  формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года дети к четырем годам  способны подойти к установлению причинно-следственных отношений{7;14}.

К пяти годам у детей  формируется высшая форма наглядно-образного  мышления. Они могут усваивать  обобщенные знания, что способствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Детей учат выделять характерные  особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость  от условий существования.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность  к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и  т.д.).

Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены  естественными причинами (например, изменения в жизни растений и  животных зависят от солнца, света  и тепла). К переходу в школу  у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность  находить в ней красивое{7;15}.

1.2 РОЛЬ ПРИРОДЫ  В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.  ВОСПИТАТЕЛЬНО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ  ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного  возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое  значение. Накопление реальных, достоверных  представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей  элементов материалистического  миропонимания{13;65}.

Разнообразие объектов природы  позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр  и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них  развивается любознательность.

Информация о работе Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром