Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 01:03, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Объект исследования - воспитание дошкольников средствами природы.
Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Задачи исследования:
1) проанализировать психологические характеристики дошкольного возраста для ознакомления детей с природой.
2) Раскрыть значение природы в умственном, физическом, эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.
3) Проанализировать основные наиболее эффективные методы и формы работы по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Введение
I. Теоретическое содержание ознакомления детей дошкольного возраста с природой
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и воспитания
1.2 Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
1.3 Содержание знаний, умений, навыков при ознакомлении детей с окружающим миром
Выводы
II. Методика ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром
2.1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
2.2 Формы организации детей при ознакомлении их с природой
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
урсовая работа: Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром
Курсовая работа: Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром
CОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Теоретическое содержание
ознакомления детей
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и воспитания
1.2 Роль природы в формировании
личности дошкольника.
1.3 Содержание знаний, умений,
навыков при ознакомлении
Выводы
II. Методика ознакомления
детей-дошкольников с
2.1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
2.2 Формы организации детей при ознакомлении их с природой
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя ― все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Окраска, форма и запах
цветов и плодов, пение птиц, журчание
ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание
сухих листьев, скрип снега под
ногами ― все это позволяет
детям почувствовать природу
и может служить богатым
Приобретенное в детстве
умение видеть и слышать природу
такой, какая она есть в действительности,
вызывает у детей глубокий интерес
к ней, расширяет их знания, способствует
формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой
― это средство образования в их сознании
реалистических знаний об окружающей
природе, основанных на чувственном опыте
и воспитании правильного отношения к
ней.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих
действительность, приводит нередко к
образованию у них различных предрассудков
и суеверий. Неправильные представления
часто служат причиной недоброжелательного
отношения детей к животным, уничтожения
ими лягушек, ежей, полезных насекомых
и др. Это не только наносит вред природе,
но и отрицательно действует на психику
детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся
неправильные представления значительно
труднее, чем образовать новые, правильные.
Вот почему очень важно, чтобы дети уже
в дошкольном возрасте получили верные
сведения о природе.
Для того чтобы дети правильно
воспринимали явления природы, необходимо
направлять процесс восприятия ими
природы. Без приближения детей
к природе и широкого использования
ее в воспитательно-
Р.Тагор говорил: «Нельзя
растить полноценного человека без
воспитания в нем чувства прекрасного...»:
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Объект исследования - воспитание дошкольников средствами природы.
Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Задачи исследования:
1) проанализировать
2) Раскрыть значение природы
в умственном, физическом, эстетическом
и трудовом воспитании
3) Проанализировать основные
наиболее эффективные методы
и формы работы по
Гипотеза
Если правильно и планомерно организовать воспитательную работу по ознакомлению дошкольников с природой, то это будет содействовать не только приобретению знаний о предметах и явлениях внешнего мира, но и трудовому, физическому и, в первую очередь, эстетическому воспитанию.
Методы исследования:
-изучение психолого-
-наблюдение за деятельностью дошкольников и воспитателей по ознакомлению с природой.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Дошкольное детство - чрезвычайно
важный период развития человека. Его
существование обусловлено
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно {3;78}.
В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоениезнаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.
Основой познания в этом
возрасте становиться чувственное
познание – восприятие и наглядное
мышление. От того, как сформировано
у ребёнка-дошкольника
Появляются новые виды деятельности:
Игра – первый и основной вид деятельности.
Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность.
Элементы трудовой деятельности.
Так же происходит интенсивное
развитие личности ребёнка. Начинается
развитие воли. Детьми дошкольного
возраста уже усваиваются нравственные
представления и формы
В процессе воспитания в дошкольном учреждении
осуществляется всестороннее развитие
детей — физическое, умственное, нравственное,
трудовое и эстетическое {3;62}.
Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.
Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, и воспитывается правильное отношение к природе.
В каждой возрастной группе
осуществляются определенные программные,
задачи ознакомления детей с природой.
Они предусматривают
Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.
Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений{7;14}.
К пяти годам у детей
формируется высшая форма наглядно-образного
мышления. Они могут усваивать
обобщенные знания, что способствует
возникновению у них
К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.).
Детей подводят к выводу,
что явления природы
1.2 РОЛЬ ПРИРОДЫ
В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Общение детей с природой
имеет и идейно-
Разнообразие объектов природы
позволяет воспитателю