Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Объект исследования - воспитание дошкольников средствами природы.
Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Задачи исследования:
1) проанализировать психологические характеристики дошкольного возраста для ознакомления детей с природой.
2) Раскрыть значение природы в умственном, физическом, эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.
3) Проанализировать основные наиболее эффективные методы и формы работы по ознакомлению детей-дошкольников с природой.

Оглавление

Введение
I. Теоретическое содержание ознакомления детей дошкольного возраста с природой
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и воспитания
1.2 Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
1.3 Содержание знаний, умений, навыков при ознакомлении детей с окружающим миром
Выводы
II. Методика ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром
2.1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
2.2 Формы организации детей при ознакомлении их с природой
Выводы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

5.docx

— 53.37 Кб (Скачать)

Наблюдая за животными, ухаживая за ними, дети получают знания об их внешнем  виде, поведении, приспособлении к условиям окружающей среды, в том числе  к сезонным изменениям в природе.

- Знания о труде взрослых в природе

Воспитатель рассказывает детям  о способах выращивания растений и ухода за животными, об охране природы  и использовании ее человеком. Ребята узнают об условиях, необходимых для  роста и развития растений, о способах обработки почвы, о том, как производятся посев, посадка, прополка, подкормка  и хлебных, овощных и других культур.

В единстве с накоплением  знаний о труде взрослых происходит формирование трудовых навыков и  умений у детей. Дошкольники учатся ухаживать за растениями и животными  в уголке природы, на участке.

Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при  условии, если в течение дошкольного  возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура  воздуха, типичные осадки, состояние  растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни  самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.

Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного  возраста.

ВЫВОДЫ

1.  Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой - это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.

1.  В дошкольном возрасте знакомство с природой решает следующие воспитательно-образовательные задачи: формирование первой и элементарной системы знаний, формирование у детей трудовых навыков и умений, формирование у детей любви к природе.

2.  Все знания, приобретаемы ребенком-дошкольником об окружающем мире, можно систематизировать в три группы:знания о неживой природе, знания о растениях, знания о животных, знания о труде взрослых вприроде. В младшей группе дети просто знакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся обобщать и систематизировать, в старшей и подготовительных группах уже умеют находить и устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями внешнего мира.

Поэтому знакомство с природой присутствует и решает свои воспитательно-образовательные  задачи на каждом этапе дошкольного  воспитания.

 

II. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ  ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ  МИРОМ

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МЕТОДОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С  ПРИРОДОЙ

Руководя познанием природы  и приобретением детьми различных  навыков и умений, воспитатель  применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует  отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам  относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются  методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией  натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ  воспитателя с чтением художественного  произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество  различных приемов. Так, например, при  проведении беседы в сочетании с  наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже  известным, вводит элементы игры, применяет  пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут  использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время  наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также  используются при наблюдениях, в  беседах; показ, пояснение — при  обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. {11;34}.

Разнообразие и эффективность  методов и приемов характеризует  мастерство воспитателя. Выбор методов  и приемов определяется содержанием  программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а  также от возраста детей и накопленного ими опыта.

В группах раннего и  младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.

Во время наблюдения ребенок  может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют  природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. 
Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Наблюдения в лес, в  поле, на берега рек и озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность  под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих  наблюдений и работы в группе, в  уголке природы. На наблюдения у ребят  развиваются наблюдательность, интерес  к изучению природы.

Они приучаются всматриваться  в предмет и подмечать его  характерные особенности. Красота  природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение  к ней, любовь к Родине.

По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг  и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты  — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.

Организация наблюдений.

Наблюдение как форму  занятия используют в средней, старшей  и подготовительной группах. Для  каждой наблюдения определяют программное  содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в  природе. Например, в весенний сезон  с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в  парк с постепенным усложнением  задач. Цель этих наблюдений — знакомить  с весенними изменениями, развивать  умение видеть их и понимать причину  происходящего в природе. 
Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки {11;43}.

Дидактическая игра

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие  дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется  как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные  предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями  его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические  игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов  и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе{6;28}.

Дидактические игры нужно  постепенно усложнять. Так, например, узнавание  предметов следует давать сначала  по внешнему виду, потом на ощупь, затем  по описанию и наконец, по ответам  на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение  объектов по общим признакам и  отгадывание предметов по ответам  на вопросы.

Во время дидактической  игры с растениями нужно воспитывать  бережное отношение к ним.

Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются  игры детей с естественным материалом.

В многочисленных играх с  песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают  чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и  теплой, разливается, в ней тонут  камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и  т. д.

В ходе игры с природным  материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить  некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший  пирожок».

Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые  в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов  в воде, движение в воздухе и  др.).

Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим  очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к  природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми  предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к  школе группах она чаще всего  является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель  и т. д.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся  «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».

Для первой из этих игр воспитатель  заранее приготовляет мешочек и  кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди  опускают в мешочек руку, берут  предмет, ощупывают его, называют, а  затем вынимают и показывают всей группе.

После того как у детей  накопятся конкретные представления  о растениях (полевых, лесных, комнатных  и т.д.), в старшей группе можно  дать дидактические игры на сравнение  предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с  листьями, имеющимися у растений.

В подготовительной к школе  группе проводят игры, требующие выявления  некоторых признаков растений или  животных, умения их описать, сделать  обобщение{7;48}.

Словесные дидактические  игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы  повышает интерес детей к растениям  и животным, помогает воспитывать  у детей любовь и бережное отношение  к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие  на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Труд в детском саду применяется в повседневном уходе  за растениями и животными на земельном  участке ив уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей  в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять  или закреплять знания детей о  природе. Так, например, перед посевом  дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).

У детей необходимо воспитывать  сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали  производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку  черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.

Если всю деятельность детей свести к механическому  проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную  ценность. Любой новый трудовой прием  воспитатель должен объяснить и  показать сам, затем его повторяют  двое-трое детей средней группы и  один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только после этого  можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних  и тех же приемов ведет к  образованию трудового навыка и  тем обеспечивает успешное выращивание  растений и уход за животными.

К основным приемам, применяемым  в трудовом обучении детей, относятся  ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям  различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной  работы воспитателем и всей группой{7;65}.

Информация о работе Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром