Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:47, доклад

Краткое описание

Цель исследования - определение педагогических условий повышения эффективности формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний.

Файлы: 1 файл

статья Карина .doc

— 46.00 Кб (Скачать)

Ланчакова Карина НО-81

Формирование  у младших школьников ценностного  отношения к здоровью.

Цель исследования - определение педагогических условий  повышения эффективности формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста — возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий.

В региональных исследованиях (Н.В.Соколова, Э.Е. Шуберт, С.А. Якимчук  и др.) большое внимание уделяется  проблемам здоровья детей младшего школьного возраста. Многие факторы  Севера- Востока влияют на состояние  здоровья детей. Это такие факторы как этиологические факторы (природно-климатические, социально-педагогические, экономические и др.), отрицательно влияющие на показатели здоровья детского населения, проживающего в северно-восточном регионе. Развитие детей младшего возраста на Северо - Востоке РФ отличается рядом специфических особенностей: сниженный уровень умственной и физической работоспособности, пространственно-временного восприятия, рост психоэмоционального напряжения, депрессий и т.д. Это обусловлено экстремальными условиями окружающей среды и особенностями социально-педагогических условий в Магаданской области.

У, детей, проживающих на Севере – Востоке снижены физические и функциональные возможности организма, так как на Севере нагрузки постоянны, никакой компенсации не происходит. Большинство детей – это больные или дети находящиеся в третьем состоянии(между нормой и болезнью).  Это состояние повышенной нервозности, тревожности, раздражительности, переутомления, вялости и т.д.

У, младших школьников снижены  показатели иммунитета, что создает предпосылки к более частым заболеваниям.

В северных условиях детский  организм чувствителен к недостатку витамин. Дефицит солнечной радиации (витамин Д), недостаток витамина Д ведет к нарушению фосфорно-кальциевого обмена. Так же дети испытывают недостаток в витаминах А, С, В. У 90% детей авитаминоз. (недостаток витаминов).

Сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в  здоровом образе жизни – важнейшая  задача начальной школы. Особенностью, отразившейся на современном состоянии здоровья детей, стало воздействие постоянных стрессовых перегрузок, приводящих к разрушению механизмов саморегуляции физиологических функций.

Индивидуальное развитие младшего школьника во многом зависит  от взаимодействия физических, когнитивных  и психосоциальных факторов, поэтому ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать именно в этот период жизни ребенка (Л.И. Божович, А.А. Люблинская и др.).

Важнейшее значение в обеспечении  здорового образа жизни приобретает  личностный компонент младшего школьника, который предполагает установление здорового образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей, наследственно обусловленных или приобретенных заболеваний либо нарушений состояния его регуляторно-адаптивных систем или иммунитета, жизненных целевых установок, имеющихся доступных социально-экономических условий.

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической  обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей и образовательных учреждений. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:

  • (профилактическим методикам – оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.);
  • привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.);
  • через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен;
  • проветривания влажной уборки помещений;
  • ароматерапии, витаминотерапии;
  • чередование занятий с высокой и низкой активностью;
  • через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры);
  • в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура);
  • массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом.

Важной задачей  является организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу. Выполнение режима дня в строгой последовательности приводит к образованию условных рефлексов:

  • привычка ложится, и вставать в определенные часы способствует быстрому засыпанию и пробуждению;
  • прием еды в установленное время обеспечивает хороший аппетит и усвоение пищевых веществ;
  • учебный материал запоминается быстрее и лучше, если домашнее задание готовить всегда в одно и то же время;
  • дневной отдых должен предусматривать повышение двигательной активности школьника, пребывание на свежем воздухе.

Ценностное  отношение к здоровью у детей  младшего школьного возраста представляет собой интегрированное личностное образование, характеризующееся совокупностью  осознанных на личностно-смысловом  уровне представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни, проявлением ответственного и бережного отношения к здоровью своему и других людей, умением выбрать собственную линию поведения и деятельности, ориентированную на приоритет здоровья как общечеловеческой жизненной ценности, способность адекватно оценивать свои достижения по сохранению и укреплению здоровья.

Критериями  проявления ценностного отношения  к здоровью у детей младшего школьного  возраста являются:

  • осознание здоровья как общечеловеческой ценности, потребность в его сохранении и укреплении;
  • наличие знаний, умений и навыков о способах укрепления организма, ведения здорового образа жизни;
  • проявление ценностного отношения к здоровью в поведении, деятельности и общении учащихся;
  • степень развития рефлексии.

И так эффективность формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: формирование ценностного отношения к здоровью рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности аксиологического, информационно-коммуникативного, когнитивного, мотивационного, деятельностного, эмоционально-волевого, прогностического, рефлексивного компонентов; педагогическая поддержка осуществляется на основе диагностики проявления у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью, опоры на субъектный опыт детей; принятия ребенка как субъекта собственного развития; организации педагогической поддержки на основе диалога и сотрудничества, личностно- индивидуальной ориентированности содержания, форм и методов. Формирования ценностного отношения к здоровью с опорой на интересы и потребности детей; реализуется взаимодействие учителей и родителей на основе сотрудничества и преемственности формирования ценностного отношения к здоровью у детей.  

Библиографический список

  1. Вестник Северного международного университета. – Вып.7. – Ч.1. – Магадан: Изд. СМУ, 2006. – 73-81 с.

 

  1. Вестник Северного международного университета. – №13. Спецвыпуск. – Магадан: Изд. СВГУ,2010.  – 77-80 с.

 

 

  1. Авчинникова С.О. Формирование здорового образа жизни младшего школьника / С.О. Авчинникова: Автореф.. канд. пед. наук. — Курск, 2002. 16 с.

 

  1. Беленов В.Н. Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью в процессе физического воспитания / В.Н. Беленов: Дисс.. канд. пед. наук. Самара, 2000.

 


Информация о работе Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью