Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа
Предмет исследования: педагогическая технология развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.
Задачи исследования:
Охарактеризовать метод наглядного моделирования;
2) Использовать метод наглядного моделирования в занятиях по развитию речи;
3) Разработать конспекты занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста с помощью метода наглядного моделирования
1.1 Научное определение и суть метода наглядного моделирования. Сведения из истории его создания и применения в дошкольном образовании
1.2 Использование метода моделирования в обучении составлению описательных рассказов, пересказу художественных произведений и составлению повествовательных рассказов
1.3 Метод моделирования в освоении ребенком текста-рассуждения
Глава 2. Описание опыта работы по развитию связной повествовательной речи дошкольников на основе моделирования
2.1 Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Составление рекомендаций по развитию речи с использованием метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
В приложении 1
представлен диагностический
2.2 Анализ
результатов исследования
В процессе обследования словарного запаса детей на констатирующем эксперименте учитывались все критерии, по которым в дальнейшем шла оценка уровней развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп.
В таблице 2.1. представлены результаты обследования словарного запаса детей экспериментальной группы.
Таблица 2.1. Результаты обследования экспериментальной группы на констатирующем эксперименте
№ |
ФИ |
Воз-раст |
1-я мето-дика |
2-я мето-дика |
3-я мето-дика |
Общий балл по методикам |
Уровень словарного запаса |
1 |
А. Лиза |
5,5 |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
6 б. |
Средний |
2 |
А. Слава |
5,8 |
3 б. |
2 б. |
3 б. |
8 б. |
Высокий |
3 |
А.Кирилл |
5,6 |
1 б. |
2 б. |
2 б. |
5 б. |
Средний |
4 |
Д. Аня |
5,7 |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
3 б. |
Низкий |
5 |
П. Оля |
6,2 |
1 б. |
1 б. |
2 б. |
4 б. |
Низкий |
В таблице 2.2. представлены результаты обследования словарного запаса детей контрольной группы.
Таблица 2.2. Результаты обследования контрольной группы на констатирующем эксперименте
№ |
ФИ |
Воз-раст |
1-я мето-дика |
2-я мето-дика |
3-я мето-дика |
Общий балл по методикам |
Уровень словарного запаса |
1 |
З.Ваня |
6,3 |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
3 б. |
Низкий |
2 |
К.Вова |
5,5 |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
9 б. |
Высокий |
3 |
К.Лена |
5,10 |
1 б. |
2 б. |
2 б. |
5 б. |
Средний |
4 |
К. Юля |
5,9 |
2 б. |
2 б. |
1 б. |
5 б. |
Средний |
5 |
М.Олег |
6,1 |
1 б. |
1 б. |
2 б. |
4 б. |
Низкий |
При диагностическом обследовании детей экспериментальной и контрольной групп было видно, что у дошкольников есть проблемы в словарном запасе.
При работе по первой методике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце, работа, свобода, езда, смерть, удовлетворение, любовь, голод. То есть у них вызывали проблемы обозначение абстрактных существительных.
При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвали первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов). При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки.
А при подборе синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый.
Были сделаны выводы, что в группах недостаточный уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи формирующего эксперимента:
Были подобраны виды работ, связанные с методом наглядного моделирования для развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Работа планировалась с учетом исследования словарного запаса детей, проведенного на констатирующем эксперименте.
Для этого был
составлен календарно-
Тематический план работы по развитию словарного запаса детей старшего возраста:
1 занятие: Описание самого себя «Мой портрет»
Задачи: 1. Учить детей подбирать к своему имени слова-имена (например: Таня, Танечка, Танюша, Танюшка, Татьяна и т. д.).
2. Воспитывать внимательное отношение
к другому ребенку как к личности.
3. Продолжать учить детей описывать себя,
используя модели.
2 занятие: «Части тела»
Задачи: 1. Знакомить дошкольников
с частями тела, их названием и
назначением;
2. Упражнять в согласовании числительных
с существительными;
3. Учить детей вслушиваться в многоступенчатую
инструкцию и выполнять ее.
3 занятие: «Семья»
Задачи: 1. Формировать у детей представления
и знания о семье, ее членах, обобщающее
понятие «семья»;
2. Учить детей составлять простые предложения
по сюжетной картинке;
3. Вводить в активный словарь детей слова,
обобщающие родственные отношения.
4 занятие: «Семья»
Задачи: 1. Формировать понятие «семья»;
2. Упражнять детей в образовании форм
винительного и родительного падежа единственного
числа существительных;
3. Подбирать названия предметов к названиям
действий.
Для подтверждения необходимости описанной выше программы для детей и выявления степени ее эффективности нами был повторно проведен контрольный срез с целью изучения динамики произошедших изменений в развитии речи детей.
При проведении контрольного среза мы использовали ту же систему методик.
Оценка результатов, соответствует количеству набранных ребенком баллов.
Исследование охватило группу детей из пяти человек, принимавших участие в формирующем эксперименте - экспериментальная группа. Нам показалось целесообразным провести сравнение уровня развития речи детей экспериментальной группы, после констатирующего эксперимента и по завершению формирующего эксперимента. Такое сравнение результатов исследования позволяет нагляднее продемонстрировать динамику произошедших изменений: фиксировать прогресс, или же напротив, регресс.
Таблица 2.3. Результаты обследования экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента
№ |
ФИ |
Воз-раст |
1-я мето-дика |
2-я мето-дика |
3-я мето-дика |
Общий балл по методикам |
Уровень словарного запаса |
1 |
А. Лиза |
5,5 |
3 б. |
2 б. |
2 б. |
7 б. |
Средний |
2 |
А. Слава |
5,8 |
3 б. |
2 б. |
3 б. |
8 б. |
Высокий |
3 |
А.Кирилл |
5,6 |
2 б. |
2 б. |
3 б. |
7 б. |
Средний |
4 |
Д. Аня |
5,7 |
2 б. |
2 б. |
1 б. |
5 б. |
Средний |
5 |
П. Оля |
6,2 |
2 б. |
1 б. |
2 б. |
5 б. |
Средний |
Дети находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию формирующего эксперимента показали те же результаты. Двое детей, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи.
По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития речи детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще стали появляться фрагменты речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. Использование моделей при обучении детей рассказыванию поможет развить у дошкольников способность строить любое высказывание, представляя его как единое целое, во взаимосвязи структурных элементов. Кроме того, представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями текста формируется у детей на основе развития языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
В процессе исследования был проведен констатирующий эксперимент по определению развития речи у дошкольников.
Основой формирующего этапа стали занятия, на которых широко был использован метод наглядного моделирования. Затем был проведен контрольный эксперимент, доказавший, что применение метода наглядного моделирования, является целесообразными, достаточно эффективными и практически оправданными.
Можно утверждать, что метод наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие речи. На основе анализа можно сделать следующие выводы:
- формирование мышления и речи
у детей происходит в тесной
связи на основе овладения
практической деятельностью;
- овладение связной
- моделирование, основное на действии замещения реальных объектов предметами, схемами, условными знаками, реализует принцип наглядности в обучении, развитии познавательных способностей и развитии речи дошкольников.
Таким образом определяется научная обоснованность, актуальность и практическая востребованность метода наглядного моделирования для развития речи детей дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Диагностический материал обследования
1. Методика Ф. Г. Даскаловой.
Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет. В него включаются имена существительные двух типов - конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста, и 1000 существительных из семантического атласа Ч. Осгуда.
Список слов, включенных в тест-словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерь, деньги, удовлетворение, суп, любовь, мир, смех, боль, жара, голод.
Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей - 20, четырехлетних - 40, пятилетних - 60, шестилетних - 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением слов.
Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровень развития словаря;
2 балла - средний уровень развития словаря;
3 балла –
высокий уровень развития
2. Диагностика лексического развития. Автор: В.И. Яшина
Задание №1. Классификация понятий
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка - 30 баллов.
Задание № 2. Подбор синонимов
Проводится в форме игры "Скажи по-другому". Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).