Формирование связного повествовательного высказывания дошкольников с использованием метода моделирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогическая технология развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.
Задачи исследования:
Охарактеризовать метод наглядного моделирования;
2) Использовать метод наглядного моделирования в занятиях по развитию речи;
3) Разработать конспекты занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста с помощью метода наглядного моделирования
1.1 Научное определение и суть метода наглядного моделирования. Сведения из истории его создания и применения в дошкольном образовании
1.2 Использование метода моделирования в обучении составлению описательных рассказов, пересказу художественных произведений и составлению повествовательных рассказов
1.3 Метод моделирования в освоении ребенком текста-рассуждения

Глава 2. Описание опыта работы по развитию связной повествовательной речи дошкольников на основе моделирования
2.1 Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Составление рекомендаций по развитию речи с использованием метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

В приложении 1 представлен диагностический материал, при помощи которых шло обследование словаря детей старшего дошкольного возраста по методикам Ф.Г. Даскаловой, В.И. Яшиной и Н.И. Гуткиной.

2.2 Анализ  результатов исследования развития  речи у детей старшего дошкольного  возраста 

В процессе обследования словарного запаса детей на констатирующем эксперименте учитывались все критерии, по которым в дальнейшем шла оценка уровней развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп.

В таблице 2.1. представлены результаты обследования словарного запаса детей экспериментальной группы.

Таблица 2.1. Результаты обследования экспериментальной группы на констатирующем эксперименте

ФИ

Воз-раст

1-я мето-дика

2-я мето-дика

3-я мето-дика

Общий балл по методикам

Уровень словарного запаса

1

А. Лиза

5,5

2 б.

2 б.

2 б.

6 б.

Средний

2

А. Слава

5,8

3 б.

2 б.

3 б.

8 б.

Высокий

3

А.Кирилл

5,6

1 б.

2 б.

2 б.

5 б.

Средний

4

Д. Аня

5,7

1 б.

1 б.

1 б.

3 б.

Низкий 

5

П. Оля

6,2

1 б.

1 б.

2 б.

4 б.

Низкий 


 

 

В таблице 2.2. представлены результаты обследования словарного запаса детей контрольной группы.

Таблица 2.2. Результаты обследования контрольной группы на констатирующем эксперименте

ФИ

Воз-раст

1-я мето-дика

2-я мето-дика

3-я мето-дика

Общий балл по методикам

Уровень словарного запаса

1

З.Ваня

6,3

1 б.

1 б.

1 б. 

3 б.

Низкий 

2

К.Вова

5,5

3 б.

3 б.

3 б.

9 б.

Высокий

3

К.Лена

5,10

1 б.

2 б.

2 б. 

5 б.

Средний

4

К. Юля

5,9

2 б.

2 б.

1 б.

5 б.

Средний

5

М.Олег

6,1

1 б.

1 б.

2 б.

4 б.

Низкий 


 

При диагностическом  обследовании детей экспериментальной  и контрольной групп было видно, что у дошкольников есть проблемы в словарном запасе.

При работе по первой методике многие дети затруднялись в  определении таких понятий, как: сердце, работа, свобода, езда, смерть, удовлетворение, любовь, голод. То есть у них вызывали проблемы обозначение абстрактных существительных.

При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвали  первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов). При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки.

А при подборе  синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый.

Были сделаны  выводы, что в группах недостаточный  уровень развития словаря у детей  старшего дошкольного возраста.

Задачи формирующего эксперимента:

  1. Написать конспекты занятий.
  2. На занятиях по развитию речи использовать метод наглядного моделирования с экспериментальной группой для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.

Были подобраны  виды работ, связанные с методом наглядного моделирования для развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Работа планировалась с учетом исследования словарного запаса детей, проведенного на констатирующем эксперименте.

Для этого был  составлен календарно-тематический план на четыре недели.

Тематический  план работы по развитию словарного запаса детей старшего возраста:

1 занятие: Описание  самого себя «Мой портрет»

Задачи: 1. Учить детей подбирать к своему имени слова-имена (например: Таня, Танечка, Танюша, Танюшка, Татьяна и т. д.).

              2. Воспитывать внимательное отношение к другому ребенку как к личности.  
              3. Продолжать учить детей описывать себя, используя модели.

2 занятие: «Части тела»

Задачи: 1. Знакомить дошкольников с частями тела, их названием и  назначением; 
               2. Упражнять в согласовании числительных с существительными; 
               3. Учить детей вслушиваться в многоступенчатую инструкцию и выполнять ее.

3 занятие: «Семья»

Задачи:   1. Формировать у детей представления и знания о семье, ее членах, обобщающее понятие «семья»; 
                 2. Учить детей составлять простые предложения по сюжетной картинке; 
                3. Вводить в активный словарь детей слова, обобщающие родственные отношения.

4 занятие: «Семья»

Задачи: 1. Формировать понятие «семья»; 
                2. Упражнять детей в образовании форм винительного и родительного падежа единственного числа существительных; 
                3. Подбирать названия предметов к названиям действий.

Для подтверждения необходимости  описанной выше программы для детей и выявления степени ее эффективности нами был повторно проведен контрольный срез с целью изучения динамики произошедших изменений в развитии речи детей.

При проведении контрольного среза  мы использовали ту же систему методик.

Оценка результатов, соответствует количеству набранных ребенком баллов.

Исследование охватило группу детей из пяти человек, принимавших  участие в формирующем     эксперименте     -     экспериментальная     группа.     Нам         показалось целесообразным провести сравнение  уровня развития речи детей экспериментальной группы, после констатирующего эксперимента и по завершению формирующего эксперимента. Такое сравнение результатов исследования позволяет нагляднее продемонстрировать динамику произошедших изменений: фиксировать прогресс, или же напротив, регресс.

 

 

Таблица 2.3. Результаты обследования экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента

 

ФИ

Воз-раст

1-я мето-дика

2-я мето-дика

3-я мето-дика

Общий балл по методикам

Уровень словарного запаса

1

А. Лиза

5,5

3 б.

2 б.

2 б.

7 б.

Средний

2

А. Слава

5,8

3 б.

2 б.

3 б.

8 б.

Высокий

3

А.Кирилл

5,6

2 б.

2 б.

3 б.

7 б.

Средний

4

Д. Аня

5,7

2 б.

2 б.

1 б.

5 б.

Средний

5

П. Оля

6,2

2 б.

1 б.

2 б.

5 б.

Средний


 

Дети находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию формирующего эксперимента показали те же результаты. Двое детей, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи.

По результатам  этих данных мы пришли к выводу о  том, что уровень развития речи детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще стали появляться фрагменты речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково  у различных детей. Использование моделей при обучении детей рассказыванию поможет развить у дошкольников способность строить любое высказывание, представляя его как единое целое, во взаимосвязи структурных элементов. Кроме того, представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями текста формируется у детей на основе развития языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

В процессе исследования был проведен констатирующий эксперимент по определению  развития речи у дошкольников.

Основой формирующего этапа стали  занятия, на которых широко был использован метод наглядного моделирования. Затем был проведен контрольный эксперимент, доказавший, что применение метода наглядного моделирования, является целесообразными, достаточно эффективными и практически оправданными.

Можно утверждать, что метод наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие речи. На основе анализа можно сделать следующие выводы:

- формирование мышления и речи  у детей происходит в тесной  связи на основе овладения  практической деятельностью; язык, как средство общения людей  является особым видом интеллектуальной деятельности; моделирование как особый вид умственной деятельности позволяет оптимизировать процесс формирования словесно-логического мышления и развития речи у дошкольников;

- овладение связной монологической  речью – наивысшее достижение в развитии речи дошкольников, которое включает в себя овладение всеми сторонами языка; на основе моделей у детей складывается представление о структуре высказывания, способах связи между приложениями и частями текста;

- моделирование, основное на  действии замещения реальных объектов предметами, схемами, условными знаками, реализует принцип наглядности в обучении, развитии познавательных способностей и развитии речи дошкольников.

Таким образом определяется научная  обоснованность, актуальность и практическая востребованность метода наглядного моделирования для развития речи детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1997
  2. Базик И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию: Старший дошкольный возраст// Дошкольное воспитание. 1984. – №11. С. 34-36.
  3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М.: Знание, 1994.
  4. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Добринская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. М.: Просвещение: Учебная литература, 1996, с.67 – 69.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  6. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской.– М.: Просвещение, 1978.
  7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1978.
  8. Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. 1993. – № 11. С.43 – 47.
  9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986.
  10. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 1993.– № 8. С.46-51.
  11. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.
  12. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.:  Просвещение, 1989.
  13. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999.С.276-279.
  14. Карликовская С.А. Наглядное моделирование как метод обучения старших дошкольников: Дипломная работа. – Томск, ТГПУ, 1994.
  15. Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого творчества // Дошкольное воспитание. 1991. – №10. С. 52-56.
  16. Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. 1992. №7-8, №9-10; 1993. № 3, 6 и последующие номера.
  17. Крылова Н.М., Иванова В.Т. Детский сад – дом радости. – Пермь: Круг,1992.
  18. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет изучения: Учебное пособие для студентов. – М.: Флинта: Наука, 1998.
  19. Программа “Развитие”: Основные положения. – М.: Новая школа, 1994.
  20. Радуга / Отв. ред. Т.Н. Доронова. – М.:Просвещение, 1989.
  21. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. – М.:Просвещение, 1986.
  22. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М.: Прогресс, 1990.
  23. Русский язык в начальных классах /Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Линка-Пресс, 1994.
  24. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов //Дошкольное воспитание. 1990. – №10. С. 16-21.
  25. Шустерман З.Г. Диалектика для маленьких, или Новая сказка про Колобка. – М.: Педагогика, 1990.
  26. Базик И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию: Старший дошкольный возраст// Дошкольное воспитание. 1984. – №11. С. 34-36.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Диагностический материал обследования

1. Методика Ф.  Г. Даскаловой.

Для проверки понятий  значения слова детям предлагаются задания на определение – "Что  такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный  тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет. В него включаются имена существительные двух типов - конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста, и 1000 существительных из семантического атласа Ч. Осгуда.

        Список слов, включенных в тест-словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерь, деньги, удовлетворение, суп, любовь, мир, смех, боль, жара, голод.

Правильный  ответ на каждый вопрос условно оценивается  в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей - 20, четырехлетних - 40, пятилетних - 60, шестилетних - 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением слов.

Для удобства подсчетов  баллы переводятся следующим  образом:

1 балл – низкий  уровень развития словаря;

2 балла - средний  уровень развития словаря;

3 балла –  высокий уровень развития словаря.

2. Диагностика лексического развития. Автор: В.И. Яшина

Задание №1. Классификация  понятий

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог  называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка - 30 баллов.

Задание № 2. Подбор синонимов

Проводится  в форме игры "Скажи по-другому". Ребенку предлагается поиграть в  слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего  предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Информация о работе Формирование связного повествовательного высказывания дошкольников с использованием метода моделирования