Формирование связного повествовательного высказывания дошкольников с использованием метода моделирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогическая технология развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.
Задачи исследования:
Охарактеризовать метод наглядного моделирования;
2) Использовать метод наглядного моделирования в занятиях по развитию речи;
3) Разработать конспекты занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста с помощью метода наглядного моделирования
1.1 Научное определение и суть метода наглядного моделирования. Сведения из истории его создания и применения в дошкольном образовании
1.2 Использование метода моделирования в обучении составлению описательных рассказов, пересказу художественных произведений и составлению повествовательных рассказов
1.3 Метод моделирования в освоении ребенком текста-рассуждения

Глава 2. Описание опыта работы по развитию связной повествовательной речи дошкольников на основе моделирования
2.1 Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Составление рекомендаций по развитию речи с использованием метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет: педагогический

Кафедра: дошкольного образования

 

Дата регистрации  работы в деканате   _________

Дата регистрации  работы на кафедре   _________

Отметка о допуске  к защите      _________

Оценка за защиту        _________

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»

Тема: «Формирование связного повествовательного высказывания дошкольников с использованием метода моделирования».

 

Исполнитель:

ДПз-33

Скрипник В.Е.

 

Руководитель:

Королева Н.А.

 

 

Барановичи   2012

Р Е  Ф Е Р А Т

Курсовая работа: 51 с.,

ФОРМИРОВАНИЕ  СВЯЗНОГО ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Объектом исследования: является процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является педагогическая технология развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.

Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования

При выполнении работы использованы методы: эвристический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

В  процессе  работы  проведены  следующие  исследования  и разработки: конспекты занятий, их апробирование, расчетно-исследовательская работа, таблицы.

Научная новизна исследования состоит: в теоретическом обосновании педагогической технологии развития связной речи с использованием моделирования; в определении критериев, показателей и уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Областью  возможного практического применения являются: занятия по развитию речи

                                                                        ________________________

                                                                             (подпись студента)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 

 

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста с помощью метода наглядного моделирования

1.1 Научное определение и суть метода наглядного моделирования. Сведения из истории его создания и применения в дошкольном образовании

1.2 Использование метода моделирования в обучении составлению описательных рассказов, пересказу художественных произведений и составлению повествовательных рассказов

1.3 Метод моделирования в освоении ребенком текста-рассуждения

 

Глава 2. Описание опыта работы по развитию связной повествовательной речи дошкольников на основе моделирования

2.1 Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

2.3. Составление рекомендаций по развитию речи с использованием метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста

Заключение 

 

Список литературы

 

Приложения

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы – формирование связного повествовательного высказывания дошкольников с использованием метода моделирования. В данной работе я хочу рассмотреть, как метод моделирования влияет на  развитие речи детей.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие  возможности общения друг с другом. Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ.

Формирование связной  речи позволяет дошкольникам успешно  вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное). Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения. Научные основы использования моделирования в развитии речи дошкольников заложены в теории поэтапного усвоения умственных действий  П. А. Гальперина и в исследованиях языковой способности детей (А. А. Леонтьев,  К. И. Чуковский,  Д. Б. Эльконин,  С. Н. Цейтлин,  Ф. А. Сохин).

     Обобщающая функция моделирования позволяет активизировать элементарное осознание детьми явлений языка и речи, которое связано с развитием функций детской речи с формированием речевых умений и навыков. Основой для развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования

Объект  исследования: является процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогическая технология развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать метод наглядного моделирования;

2) Использовать метод наглядного моделирования в занятиях по развитию речи;

3) Разработать конспекты занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.

4) Экспериментально проверить результативность использования разработанной технологии в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования была сформулирована гипотеза: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

- определены теоретические основы использования моделирования в работе по развитию связной речи, являющиеся основополагающими при разработке педагогической технологии;

- разработана технология формирования связной речи, включающая ознакомление с моделями: предметная модель - предметно-схематическая - схематическая - и поэтапное формирование речевых умений, значимых для построения текста;

- разработаны показатели и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста как критерий определения эффективности разработанной педагогической технологии.

          Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

1.1 Научное определение и суть метода наглядного моделирования. Сведения из истории его создания и применения в дошкольном образовании.

     Метод наглядного моделирования был глубоко изучен психологами более всего в области дошкольной методики и рекомендован для использования в практике обучения дошкольников еще в 70-ые годы, когда специалистами под научным руководством Л.А. Венгера исследовались проблемы диагностики умственного развития и познавательных способностей детей, выявлялись скрытые резервы становления личности ребенка. К сожалению, в то время большинство педагогов-практиков не обратило особого внимания на опубликованные рекомендации [6; 7; 12; 21].

Вернулись к  ним лишь в конце 80-х-начале 90-х гг., когда в ряде педагогических изданий по проблемам воспитания и образования детей вышла серия статей с популяризацией метода наглядного моделирования. Их авторы дают рекомендации по использованию данного метода в условиях семьи и детского сада на занятиях познавательного цикла (в связи с ознакомлением с предметным миром и природой), в развитии речи, математике, конструировании, изобразительной деятельности, игре и труде.

Одно из ведущих мест в обучении и развитии способностей дошкольников отводится методу наглядного моделирования в современных образовательных технологиях для детских дошкольных учреждений. Так, альтернативная программа «Развитие», разработанная лабораторией развития способностей при НИИ дошкольного воспитания АПН РФ под научным руководством Л.А. Венгера, предполагает использование данного метода в качестве важнейшего средства познания и отражения количественных, пространственных, временных, логических и др. отношений, взаимосвязи явлений природы, отношений звуков в слове, соотношения содержания понятий и их объема и т.д. [19].

Авторская программа  «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой и В.Т. Ивановой рекомендует  использование наглядных моделей  в виде предметной лесенки из пяти ступенек и предметов-заместителей, а также схем, используемых в различных видах деятельности, мысленного моделирования как способности интеллекта [17].

В образовательной  программе «Радуга», разработанной  под научным руководством Т.Н. Дороновой и С.Г. Якобсон, предусматривается использовать данный метод в развитии речи (в виде модели слова, предложения, при знакомстве с художественной литературой), в изобразительной деятельности (моделировании в плоскостях), математике (при ознакомлении с понятиями времени, формы, пространства, величины, числа) [20].

Широко представлен  метод наглядного моделирования в различных системах ТРИЗ в качестве основы познавательной деятельности дошкольников и развития их творческого воображения [25].

Обобщая известные  нам подходы к проблеме использования  метода наглядного моделирования, необходимо отметить следующее.

Психологические исследования А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера и др. позволяют утверждать, что еще в дошкольном детстве  формируется общая познавательная способность ребенка – способность к опосредствованию, одним из видов которой является способность к наглядному моделированию. Под наглядным моделированием психологи понимают совокупность действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (схемы, абстракции, модели), «элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы» (А.Н. Леонтьев). В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом.

Современные исследователи связывают развитие способности к опосредствованию с зарождением игровой деятельности детей в раннем дошкольном возрасте, когда в совместной игре со взрослым формируются простейшие игровые навыки и осуществляется постепенный перенос игровых действий на новые предметы [4].

По представлениям психологов, этот процесс выглядит следующим образом. В конце второго и на протяжении третьего года жизни ребенка диапазон отражаемых в игре действий расширяется, в нее включается все большее число предметов. Изменения носят не только количественный, но и качественный характер. Игровые действия перестают быть случайными, все чаще связываются по смыслу, логически вытекают одно из другого. Например, ребенок сначала готовит кукле еду, затем кормит ее, потом укладывает спать и, наконец, моет посуду. Действия становятся все более уверенными, развернутыми: малыш не просто наливает в тарелку «суп» и подносит ко рту куклы, но тщательно выполняет те операции, которые раньше пропускал, - режет овощи, складывает их в кастрюльку, помешивает, солит, пробует на вкус.

Здесь появляется еще одно кардинальное изменение  игры – введение замещений. Ведь в игре нет настоящих овощей, масла или хлеба. Но эти предметы нужны для осуществления замысла, который постепенно начинает регулировать процесс игры. Поэтому малышу приходится использовать вместо реальных предметов другие, имеющиеся под рукой. Как правило, это полифункциональные предметы (кубики, палочки, шарики) или природный материал, которые можно употреблять в самых разных целях и значениях. Это дало основание Л.С. Выготскому указать когда-то, что для игры, с развитием которой неразрывно связано развитие воображения ребенка, характерно наличие «мнимой ситуации». В такой ситуации ребенок самим собой, предметами – заместителями обозначает определенные стороны действительности. Аналогичная мнимая ситуация может создаваться в любой его деятельности: в литературном творчестве, изобразительном, в конструировании, игре и пр.

Замещения в игре не появляются сами собой, считают психологи. Если взрослый не вводит их, не объясняет их смысла, малыш не овладевает ими и в дошкольном возрасте. Первоначально использование замещений носит чисто подражательный характер: ребенок употребляет только те предметы, которыми действовал взрослый. Как правило, так продолжается примерно до двух с половиной лет. Постепенно малыш начинает варьировать игру взрослого, вносить в нее элементы новизны и самостоятельности.

Психологи подчеркивают особую роль слова в развитии замещающих действий с игрушками. Вначале перенос действия с одного предмета на другой происходит на невербальном уровне: ребенок может осуществить замещение, но правильно назвать его еще не в состоянии. Так, он может старательно помешивать предметы в кастрюльке, явно занимаясь приготовлением пищи, но на вопрос взрослого, что он делает, ответить: «Там пирамидки и палочки». Таким образом, игровое использование предмета и его реалистическое название не совпадают. Ребенок пока смутно осознает смысл замещения.

Информация о работе Формирование связного повествовательного высказывания дошкольников с использованием метода моделирования