Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 16:38, курсовая работа
Цель: определить пути формирования профессиональных качеств педагога.
Задачи исследования:
1.изучить условия и закономерности формирования профессиональных
качеств педагога.
2.Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональных качеств педагога.
3.Раскрыть сущность включенности студентов в становлении профессионально значимых качеств педагога.
Профессия учителя – один из самых важных, почетных и ответственных в нашей стране. Государство и народ доверяют учителю самое ценное, самое дорогое – нашу смену, наше будущее, наших детей. Через учителя осуществляется передача опыта предыдущих поколений молодому поколению. Учитель формирует личность будущих граждан, их мировоззрение, убеждения, преданность Родине. Педагог – это инженер человеческих душ.
Учитель – основной организатор педагогического процесса в школе. Работа учителя по обучению и воспитанию молодого поколения – весьма многогранная деятельность, требующая, прежде всего глубоких знаний и высокой нравственной культуры. Учитель, осуществляющий обучение и воспитание молодого поколения нашей Родины в духе требований общества, прежде всего характеризуется последовательным научным, мировоззрением, высокой степенью зрелости. Убежденность и вера в хорошее будущее – основные черты личности учителя. Только такой учитель может зажигать молодые сердца, готовить подрастающую молодежь к большим делам.
Учитель – активный участник
общественной жизни,
Проблема качества профессиональной подготовки педагогов является актуальной.
Объект: процесс становления профессионально значимых качеств педагога.
Предмет: проблема формирования профессионально значимых качеств педагога.
Цель: определить пути формирования профессиональных качеств педагога.
Задачи исследования:
качеств педагога.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование профессиональных качеств педагога будет возможным при создании следующих условий:
Теоретическая значимость: изучен и систематизирован теоретический материал по проблемам формирования профессионально значимых качеств педагога. Данная курсовая работа может быть использована студентами педагогических учебных заведений.
Структура работы: состоит из оглавления, введения, двух глав, списка использованных источников, заключения, приложения.
Глава 1. Структура
профессиональных
качеств педагога
1.1. Роль личностных качеств учителя в педагогической деятельности
Существует достаточно обширный перечень тех личностных качеств, которыми, по мнению разных исследователей, должен обладать учитель. Вряд ли можно определить качественное своеобразие личности учителя на основе их соединения.
Личностные и профессиональные качества: гражданственность и патриотизм, социальная активность, гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям, подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, эрудиция, духовность и нравственная зрелость, ценностные ориентации, общая культура, конкурентоспособность, трудолюбие и работоспособность, эмоционально – волевые качества, педагогическая направленность, развитое педагогическое мышление, профессиональный долг, педагогический такт, педагогическая культура, потребность в самосовершенствовании (5, с. 81).
Важнейшими качествами учителя являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовно – нравственная культура, ответственность и общительность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога – мастера – человеколюбие, творчество и умение общаться. Гуманистическая направленность личности педагога – это его мотивы, интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а следовательно, в своей педагогической деятельности он должен осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с людьми на основе субъектности, сотрудничества, любви и уважения. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений следует рассматривать как показатель профессионального мастерства учителя. Педагогическая направленность является базовым образованием в структуре личности педагога, именно она ориентирует его на ребенка как на ценность и на развитие у него индивидуальных способностей.
Другие качества учителя: любовь к детям, профессиональный долг и ответственность, педагогическая совесть и педагогическая справедливость, профессиональная самоотверженность, выдержка и самообладание. Любовь к детям – самое необходимое качество учителя (11,с.65). Однако зачастую любовь к детям воспринимается педагогом очень абстрактно и не отражается в его реальных взаимоотношениях с учениками. Любовь как высшее духовное напряжение человека основана на сознании максимальной ценности другого, бескорыстном и самозабвенном желании ему добра и счастья. Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, а не каким бы он хотел его в данный момент видеть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии.
Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений учителя к ним, которые строятся на доверии, уважении, великодушии, доброте, на действенной заботе о развитии ребенка, раскрытии его возможностей. Называя качества, которые они более всего ценят в учителе, ученики, прежде всего, включают в данный список следующее: отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал. Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви учителя к своим ученикам не рождаются ответная любовь и доверие. Недаром лучшие педагогические книги всех времен – это книги о любви воспитателя к своим воспитанникам: «Как любить ребенка» Я. Корчака, «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинского, «Здравствуйте, дети!» Ш.А. Амонашвили, «Любимые мои ученики» В.А. Караковского, «Педагогика как любовь» О.А. Казанского и многие другие (15,с.25).
Из
любви к детям вырастает
Выдержка и самообладание. Важное для учителя качество- выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением. А ведь ситуации могут быть самыми неожиданными и возникать стремительно и бурно.
Профессиональная совесть учителя – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Из любви, чувства долга и ответственности рождается профессиональная самоотверженность учителя – готовность в служении детям и своему призванию пренебречь эгоистическими интересами и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни. Педагогическая справедливость – это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимых» и «нелюбимых». Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений (9,с.12).
Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки не только ведет к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.
Педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя
Педагогический
такт – чувство меры в выборе
средств педагогического
Таким
образом, ведущими условиями становления
профессионально – педагогической направленности
личности являются открытие ею своего
педагогического призвания и формирование
профессионально – ценностных ориентаций.
1.2. Знания, умения и навыки – основные компоненты в структуре профессиональных качеств педагога
Психолого-педагогические и специальные (по тому или иному предмету) знания – важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки, это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Так как многие теоретико-практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.
Знания: теории и методики воспитания, содержания учебных предметов и методики его преподавания, психолого-педагогические, анатомо - физиолого-гигиенические, методики работы, содержания методов работы с родителями и общественностью, необходимые знания в области политики, истории, краеведения, литературы и искусства, морали, этики, эстетики, атеизма, права, техники и культуры.
Умения – это готовность
Навыки – это компоненты
Умения и навыки:
Организаторские: выявлять и организовывать актов класса, управлять им организовывать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, развивать их активность. Осуществлять педагогическое руководство пионерской работой в классе. Организовывать работу с родителями и общественностью.
Конструктивные: планировать воспитательную работу, отбирать целесообразные виды деятельности. Планировать систему перспективных линий в развитии коллектива и отдельной личности. Осуществлять индивидуальную программу воспитания каждого ученика в условиях коллектива. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом психолого-физических и возрастных особенностей.
Информация о работе Формирование профессионально значимых качеств педагога