Профессиональные качества менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение теоретических аспектов проблемы развития профессиональных качеств менеджера и исследование профессиональных качеств менеджера на примере ОАО «Химстрой».

Оглавление

Введение…………………………………………………………...………….……..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессиональных качеств менеджера……………………………………………………………………..….…5 1.1.Понятие профессиональных качеств менеджера…………..……………........5
1.2. Эволюция взглядов на профессиональные качества менеджера……………8
1.3. Методы оценки профессиональных качеств менеджера….………….….....12 1.4. Взаимосвязь профессиональных качеств менеджера и успеха в карьере...15
Глава II. Исследование профессиональных качеств менеджера на примере ОАО «Химстрой»……………………………………………………………….…21
2.1. Характеристика деятельности ОАО «Химстрой»………………….….…....21
2.2. Оценка профессиональных качеств менеджеров в ОАО «Химстрой……..23
2.3. Рекомендации по повышению профессиональных качеств менеджеров в ОАО «Химстрой».……………………………….............................……………...26
Заключение………………………………………………………………...……....29
Список использованной литературы………………………………………..…....31

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    Казанский государственный  университет

    им. В.И. Ульянова-Ленина

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 
 
 

    К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А

    Профессиональные  качества менеджера 
 
 
 
 
 

    Выполнена студенткой группы 1478-2

    Щукиной А.Ю.

    Научный руководитель:

    Лукишина Л.В. 
 
 
 
 
 
 

    Казань–2009 

Содержание

Введение…………………………………………………………...………….……..3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессиональных качеств менеджера……………………………………………………………………..….…5                      1.1.Понятие профессиональных качеств менеджера…………..……………........5

1.2. Эволюция  взглядов на профессиональные качества менеджера……………8

1.3. Методы  оценки профессиональных качеств менеджера….………….….....12 1.4. Взаимосвязь профессиональных качеств менеджера и успеха в карьере...15

Глава II. Исследование профессиональных качеств менеджера на примере ОАО «Химстрой»……………………………………………………………….…21

2.1. Характеристика деятельности ОАО «Химстрой»………………….….…....21

2.2. Оценка  профессиональных качеств менеджеров  в ОАО «Химстрой……..23

2.3. Рекомендации  по повышению профессиональных качеств менеджеров в ОАО «Химстрой».……………………………….............................……………...26

Заключение………………………………………………………………...……....29

Список  использованной литературы………………………………………..…....31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Возникшее противоречие между требованиями, предъявляемыми к выпускникам экономических специальностей, и существующими методами и содержанием бизнес-образования определило проблему, актуальность и недостаточная разработанность которой послужили основанием для выбора  
темы курсовой работы: «Профессиональные качества менеджера».

    В процессе решения проблемы формирования профессионально важных качеств  личности будущих менеджеров ставились  задачи развития и обогащения дидактической  теории - системы научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и спрогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений. Повышением качества подготовки специалистов, формированием их профессионально важных качеств занимались такие ученые, как: П.Р. Атутов, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, А.Н. Прядехо, М.В. Ретивых, Г.В. Рубина, В.Д. Симоненко, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.

    Цель  исследования: изучение теоретических  аспектов проблемы развития профессиональных качеств менеджера и исследование профессиональных качеств менеджера  на примере ОАО «Химстрой».

    Объект  исследования - ОАО «Химстрой».

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:     1) проанализировать эволюцию взглядов на профессиональные качества менеджера;           2) рассмотреть взаимосвязь профессиональных качеств менеджера и успеха в карьере;            3) исследовать профессиональные качества менеджера в ОАО «Химстрой»;            4) оценить профессиональные качества менеджеров на предприятии ОАО «Химстрой».           Работа состоит из  двух глав, в первой главе раскрываются  теоретические аспекты исследования профессиональных качеств менеджера, она состоит из четырех параграфов, во второй главе показаны  исследования профессиональных качеств менеджера и успеха в карьере, она состоит из трех параграфов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты исследования профессиональных качеств менеджера

    1.1. Понятие профессиональных  качеств менеджера

    Качества  менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые  оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные  в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

    Талант  менеджера определяется многими  психологическими качествами, которые  являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

    Профессионально важные качества менеджера рассматриваются  на трех уровнях:

    - на уровне задач деятельности  менеджера;

    - на поведенческом уровне;

    - на уровне свойств личности.1

    На  основе управленческой деятельности менеджера  можно выделить следующие профессионально  важные качества.

    Организаторские качества, характеризующиеся умением  подбирать, расставлять кадры, планировать  работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

    Наиболее  важными из них являются:

    - избирательность - способность адекватно,  без искажения отражать психологию  организации;

    -   самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и

действиях других людей и своих поступках;

    -  контакт - способность устанавливать  меру воздействия, влияния на  других людей;

    - способность предъявлять адекватные  требования в зависимости от  особенностей ситуации;

    - способность к организаторской  деятельности, т. е. потребность  в ее выполнении;

        -    способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.2

    Помимо  этого, можно отметить и такие  организаторские качества как:

    -  целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;

    -  гибкость - способность реально оценивать  обстоятельства, адаптироваться к  ним, не меняя, при этом принципиальных  позиций;

    -  работоспособность - способность  длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

    -  настойчивость - волевое свойство  личности, проявляющееся в упорном  стремлении достичь сознательно  поставленной цели;

    -  самостоятельность - способность  осуществлять деятельность, опираясь  на собственные возможности без  чужой помощи;

    - дисциплинированность - подчинение  установленному порядку, умение  налаживать и поддерживать дисциплину  в коллективе;

    -   инициативность - умение действовать  энергично, способность выдвигать  идеи и намечать пути их  воплощения.

    Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

    Существенное  значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества, включая:

    - способность к кооперации и  групповой работе;

    - поведенческие ориентации при  разрешении конфликтных ситуаций;

    - социальная компетентность при реализации своих целей.

    Менеджер  в своей деятельности постоянно  осуществляет три вида общения:

    -  субординационное, или общение при  взаимодействии руководителя и  подчиненных.

    - служебно-товарищеское - это общение  между руководителями-коллегами.

    - дружеское - это общение на  основе морально-психологических  норм взаимоотношений.

    В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить  тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые  контакты.

    Умение  устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит  от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой  обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать  влияние на людей.

    Кроме того, важное значение имеют и мотивационно-волевые качества менеджера:

    - стремление к успеху (ориентация  на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

    -  добросовестность (внимание, порядочность, честность, точность, признание со  стороны окружающих);

    -  свобода ( самоопределение, открытость);

    -  компетентность (разговорчивость, общительность,  готовность к обсуждению, сила  убеждения, обаяние, дружественное  отношение к организации, уверенная манера держать себя).3

    Также следует отметить и предпринимательские качества менеджера, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.

    Наиболее  важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

    Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества. 

    1.2. Эволюция взглядов  на профессиональные  качества менеджера

    Принципиально новые условия и содержание деловой активности, сложившиеся в нашей стране в связи с переходом к рыночным отношениям, кардинальным образом изменили требования к профессионально важным качествам, которыми должны обладать специалисты, прошедшие специальное обучение и желающие заниматься управленческой деятельностью в организациях. Это обусловило необходимость подготовки кадров в учебных заведениях по профилю, существенно отличному от того, каким еще несколько лет назад обладали их выпускники. Грамотные управленцы-специалисты эпохи «развитого  социализма» должны были в первую очередь иметь обширные, но достаточно статичные знания, которые использовались в слабо подверженной изменениям схеме планового управления как экономикой страны в целом, так и отдельными предприятиями. Ценились фундаментальность знаний, а также умение использовать инструментарий рациональности и формального анализа.

    Менеджер — профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности своего руководства менеджеры различаются. В 50-е гг. опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие4:

    - желание и интерес человека  заниматься деятельностью менеджера;

Информация о работе Профессиональные качества менеджера