Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:04, реферат
Особенности пространственной ориентировки детей дошкольного возраста, методика формирования навыков ориентировки в пространстве у дошкольников.
Введение…………………………………………………….……………………..3
Понятие об ориентации в пространстве…..…………….……………………….4
Особенности пространственной ориентировки детей дошкольного возраста…………………………………………………………..………………...5
Методика формирования навыков ориентировки в пространстве у дошкольников. …………………………………………………..……………..…7
Заключение……………………………...……………………..…………………19
Использованная литература …………………..................…….…….…………20
е) в переходе от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения пространственных отношений к осмыслению их логики и семантики;
ж) в возрастании степени обобщения знаний детей о конкретных пространственных отношениях;
з) в переходе от определения местоположения предмета относительно другого объекта к определению их расположения относительно друг друга.
Таковы основные этапы обучения детей дошкольного возраста по разделу «Ориентировка в пространстве» программы развития элементарных математических представлений. Реализация программных требований связана с разработкой системы упражнений как на занятиях, так и вне их с целью совершенствования навыков ориентировки в трехмерном и двухмерном пространстве.
Заключение
Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.
При ориентировке в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Существует 3 вида ориентировки в пространстве: на себе, относительно себя, относительно других объектов. Каждый вид основывается на предыдущем.
Основная задача процесса формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста – создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме. Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»; 2) ориентировку «на внешних объектах»; 3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям; 4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»; 5) определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов; 6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга; 7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.
В старшем дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это не сразу дается ребенку. Многие дети оказываются недостаточно подготовленными к школе: не знают, где у листа бумаги верх, где низ. В этом следует поупражнять детей на занятиях.
Реализация программных требований связана с разработкой системы упражнений как на занятиях, так и вне их с целью совершенствования навыков ориентировки в трехмерном и двухмерном пространстве.
Использованная литература
1. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. и др. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие / под ред. А.А. Столяра –
М: Просвещение. 1988. - 303 с.
2. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина.- Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
3. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974.- 368с.
4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
2
Информация о работе Формирование навыков ориентировки в пространстве у дошкольников