Формирование эмоциональной личности школьника в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить педагогические средства, стимулирующие эмоциональное развитие личности школьника.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Образование с учетом эмоционального компонента
1.1. Понятие образования и различные подходы к нему……………………5
1.2. Функции эмоционального компонента………………………………….9
1.3. Важнейшее условие полноценного формирования личности ………..11
1.4. Естественные психофизиологические особенности школьника ……..13
Глава 2. Практическая деятельность

2.1. Методика на «Определение эмоциональности»………………………22

2.2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды…………………………………………………23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

   На  второй стадии (от 7 до 9 лет) дети начинают проникаться идеей взаимности и  сознавать чувства другого. Для  установления дружеских отношений важна субъективная оценка поступков другого.

   На  третьей стадии (от 9 до 11 лет) дружба основана на взаимопомощи. Впервые  появляется понятие обязательства  друг перед другом. Узы дружбы очень  сильны, пока сохраняются, но они, как  правило, не долговечны. На четвертой стадии (11-12 лет), проявляемой, по данным Селмана, довольно редко, дружба понимается как длительные, устойчивые отношения, основанные на обязательности и взаимном доверии.

   Чаще  всего детская дружба прерывается: друзья могут перейти в другую школу или уехать из города. Тогда оба испытывают чувство настоящей потери, чувство горя, пока не находят новых друзей. Иногда дружба прерывается из-за появления новых интересов, вследствие чего дети обращаются к новым партнерам, могущим удовлетворить их потребности.

   Друзья  есть не у всех детей. В таком случае возникает опасность столкнуться  с проблемами социальной адаптации  таких детей. Некоторые исследования говорят о том, что наличие  даже единственного близкого друга  помогает ребенку преодолеть негативное влияние одиночества и неприязни со стороны других детей.

   Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.

   Психологические особенности учащихся 5-6 классов.

   В связи  с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка:

   1. Замедляется  темп их деятельности (на выполнение  определённой работы теперь школьнику  требуется больше времени, в  том числе и на выполнение  домашнего задания).

   2. Дети  часто отвлекаются, неадекватно  реагируют на замечания.

   3. Иногда  ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется

   Всё это  является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и  конфликтам во взаимоотношениях. Все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найти подходящие формы взаимодействия.

   Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию расписания и построение дополнительных занятий с детьми младшего школьного возраста. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.

   Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию. На занятиях широко использовать дидактические игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых качеств младшего школьника.

   Возраст детей пятого класса можно назвать  переходным от младшего школьного к  младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости -5 главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.

   Именно  в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.

   Эмоции  подростков в значительной мере связаны  с общением. Поэтому личностно значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций

   Для эмоциональной  сферы подростков характерны:

1) очень большая  эмоциональная возбудимость, поэтому  подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся  за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

2) большая устойчивость  эмоциональных переживаний по  сравнению с младшими школьниками;  в частности, подростки долго  не забывают обиды;

3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности; повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;

4) противоречивость  чувств: часто подростки с жаром  защищают своего товарища, хотя  понимают, что тот достоин осуждения;  обладая высокоразвитым чувством  собственного достоинства, они  могут заплакать от обиды, хотя  и понимают, что плакать стыдно;

5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;

6) сильно развитое  чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее  переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;

7) предъявление  высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не  совместная игра, как у младших  школьников, а общность интересов,  нравственных чувств; дружба у подростков избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2.  Практическая деятельность

   Я использовала две методики на изучения эмоциональных свойств личности.

   2.1. Методика на «Определение эмоциональности». [приведен в приложении]

    Предложена  В. В. Суворовой (1976) и позволяет  судить об эмоциональности по  интегральному показателю.

   За  каждый утвердительный ответ начисляется по 1 баллу.

   Чем больше число баллов набирает испытуемый, тем выше его эмоциональность. От 0 до 5 баллов – эмоциональность низкая, от 6 до 10 баллов – средняя, от 11 баллов и выше – высокая. 

   1. Людмила.  Количество положительных ответов - 7, отрицательных –8.

   Эмоциональность – средняя.

   2. Женя. Количество положительных ответов  - 10, отрицательных – 5.

   Эмоциональность – выше средней.

   3. Света  А. Количество положительных ответов  - 6, отрицательных – 9.

   Эмоциональность – средняя.

   4. Ксюша. Количество положительных ответов - 9, отрицательных – 6.

   Эмоциональность – средняя.

   5. Полина. Количество положительных ответов  - 7, отрицательных – 8.

   Эмоциональность – средняя.

   6. Алиса.  Количество положительных ответов  - 7, отрицательных – 8.

   Эмоциональность – средняя.

   7. Анна. Количество положительных ответов  - 8, отрицательных – 7.

   Эмоциональность – средняя.

   8.  Света. Количество положительных  ответов - 4, отрицательных – 11.

   Эмоциональность – низкая.

   9. Даша. Количество положительных ответов  - 6, отрицательных – 9

   Эмоциональность – средняя.

   10. Дима. Количество положительных ответов - 7, отрицательных – 8

   Эмоциональность – средняя. 
 

   2.2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды.

   Методика  разработана В. В. Бойко (1996). [приведен в приложении]

   Испытуемому предлагается оценить свое поведение  в ряде ситуаций, выбрав подходящий для него вариант ответа.

   При обработке  данных учитывается:

  1. «эйфорическая активность вовне» - «а», «рефрактерная активность внутрь» - «б» и «дисфорическая активность» - «в»;
  2. характер стимулов:

   а) положительные  – обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением (хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, шутка);

   б) амбивалентные (или нейтральные) – они двойственны по своей природе, в них можно обнаружить либо положительный, либо негативный смысл – все зависит от установок самой личности, от ее тенденций приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества (амбивалентны как стимулы: новый деловой партнер вообще, телевизионная передача, сомнительные идеи, окружающие люди, жизнь в целом, обычная обстановка на работе);

   в) отрицательные  – отрицательный смысл, значение (ощущение усталости, надо пройти интеллектуальное испытание, трудное обстоятельство в жизни).

 
Стимулы
 
   Вопросы
   Тип эмоциональной реакции
Эйфорическая

«а»

Рефрактерная

   «б»

Дисфорическая

   «в»

 
Негативные
1,4,7,10,13,16,

19,22,25,28, 31, 34,37

1, 1, 1, 1, 1, 1 

   6

1, 1, 1, 1, 1, 1,1

   7

    
 
Амбива-

лентные

2,5,8,11,14,17,

20,23,26,29,32,

35,38

1, 1, 1, 1, 1, 1,

   1, 1

   8

1, 1, 1, 1, 1 

   5

    
 
Позитивные
3,6,9,12,15,18

21,24,27,30,33,36,39

1, 1, 1, 1, 1 

   5

1, 1, 1, 1, 1, 1 

   6

   1
Всего 19 18 1
   Людмила
 
 
 
Стимулы
 
   Вопросы
   Тип эмоциональной реакции
Эйфорическая

   «а»

Рефрактерная

   «б»

Дисфорическая

   «в»

 
Негатив-

ные

1,4,7,10,13,16,

19,22,25,28, 31, 34,37

1,1,1,1,1 

   5

1,1,1,1,1,1, 

   6

   1,1 

   2

Амбива-

лентные

2,5,8,11,14,17,

20,23,26,29,32,

35,38

1,1,1,1,1 

   5

1,1,1,1,1,1,1 

   7

   1 
   
 
Позитив

ные

3,6,9,12,15,18

21,24,27,30,33,36,39

1,1 

   2

1,1,1,1,1,1,1,1

8

   1,1, 

   2

Всего 12     21 5
   Женя

Информация о работе Формирование эмоциональной личности школьника в процессе обучения