Формирование эмоциональной личности школьника в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить педагогические средства, стимулирующие эмоциональное развитие личности школьника.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Образование с учетом эмоционального компонента
1.1. Понятие образования и различные подходы к нему……………………5
1.2. Функции эмоционального компонента………………………………….9
1.3. Важнейшее условие полноценного формирования личности ………..11
1.4. Естественные психофизиологические особенности школьника ……..13
Глава 2. Практическая деятельность

2.1. Методика на «Определение эмоциональности»………………………22

2.2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды…………………………………………………23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

   •Интегративная функция. Влияя на другие компоненты образования через насыщение их эмоционально-опосредованным содержанием, через действие закона «эмоциональной регуляции деятельности», создание аффективно насыщенного фона, эмоциональный компонент придает целостность педагогическому процессу. Кроме того, в нем аккумулируются основные результаты других направлений развития личности, находя выражение в «образе мира ребенка», системе отношений к окружающему, особенностях мотивации поведения и др.

   •Индивидуализирующая функция. Эмоциональные проявления, как внешние, так и внутренние, в отличие от стандартизированных программных знаний, способов действий, всегда индивидуальны. Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций, своеобразных оттенков переживаний процесса познания, педагог создает благоприятные возможности для того, чтобы ребенок смог проявить свою индивидуальность. Основное условие осознания собственной индивидуальности - называние, принятие и поддержка взрослым эмоциональных проявлений ребенка. [3, с. 134]

   •Коммуникативная функция. Суть ее реализации - обогащение культуры общения детей посредством подключения эмоций. Эмоции придают общению выразительность, искренность, влияют на выбор партнера, служат регулятором складывающихся отношений между детьми и взрослыми.

   •Социализирующая функция. Закладывая у детей основы эмоциональной культуры, педагог тем самым добивается значительных продвижений на уровне социальной компетентности, социальной адаптированности. Так, сопереживание, являясь первым компонентом эмпатийного процесса, одновременно может рассматриваться и как проявление идентификации - одного из механизмов социализации личности. Понимая смысл различных эмоциональных состояний, владея экспрессивными средствами самовыражения, ребенок тем самым сможет выбрать социально-ценные способы поведения, самоутвердиться в обществе, станет восприимчивым, чувствительным к другим. [3, с. 134]

   •Развивающая функция. Влияя на другие сферы личности, эмоциональный компонент способствует развитию ребенка в целом. Впервые к проблеме «взаимосвязь эмоций с другими сторонами психики» обратился Л.С. Выготский. Именно он сумел показать единство «аффекта и интеллекта», связь эмоций с волей. В более поздних работах (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович) обосновывается связь эмоциональной и сенсорной сфер, эмоций и мотивов и др.  

   1.3. Важнейшее условие полноценного формирования личности. *

   Если просмотреть последние нормативные документы, многочисленные периодические издания, нетрудно заметить основную мысль: гуманизация как принцип перестройки предполагает ориентацию не только на признание ценностности человека как личности, но и создание реальных условий для расцвета ее духовных сил, начиная с раннего детства. Думается, что принцип гуманизации, а его оборотная сторона — индивидуализация, должен стать основополагающим в организации всего педагогического процесса в школьном учреждении, поскольку именно гуманизация обязывает реализовать личностный потенциал в развитии каждого ребенка. [12, с. 15]

   Режим, общение, игра, учебные занятия, труд и другие виды деятельности и педагогически грамотная их организация — это все средства, которые помогут раскрыться индивидуальной самобытности учащегося, самостоятельности личности.

   Тайна педагогического мастерства — это  особым образом организованная деятельность ребенка, помогающая ему усваивать  общественный опыт, нравственные нормы  на таком уровне, чтобы сделать  их собственным мерилом. Но для того чтобы эти психологические постулаты нашли применение в практике, требуется более совершенная педагогическая технология. Проблема эта поистине огромна. И здесь мы очень многое упустили. Поэтому как важнейшее условие, способствующее перестройке системы школьного воспитания в этом направлении, видим:  
— во-первых, необходимость переориентации действий педагога (в соответствии с насущными задачами демократизации общественного развития) на личностную направленность. В этом плане должна перестраиваться и система вузовской подготовки педагогических кадров. Будущим педагогам необходима прикладная психологическая подготовка. Отсюда вытекает скорейшая разработка принципиально новых учебных планов для школьных отделений педагогических институтов. Промедление надолго, затормозит и исказит перестройку работы детских школьных учреждений. Уже сейчас в ряде случаев вместо комплексной их перестройки имеют место примеры выхватывания каких-то звеньев из общей системы и превращение их в универсальные направления. На данном этапе поиск этих, а может и каких-то иных направлений особенно важен. Следует поощрять ценный опыт, но при этом стремиться к комплексной перестройке, избегая   ретуширования   устаревшего; 
— во-вторых, формирование профессиональной самостоятельности у педагогов. Мы убеждены: в работе педагога нет места рецептурному натаскиванию, т. е. разработок на все случаи жизни, абстрактных схем, заданий, рекомендаций, ориентированных на тот или иной возраст (заметим: вся методическая литература и поныне издается именно в таком виде). Солидная психологическая Подготовка, в том числе и в плане прикладной психологии, обеспечит подготовку будущего педагога к диагностической работе с детьми. Иными словами, обеспечит ориентировку в возрастных закономерностях психического развития детей, возможных отклонениях, 
индивидуально-вариативных особенностях и их причинах; умение пользоваться   этими   знаниями   -   владеть приемами и методиками диагностики, диагностировать актуальные и потенциальные возможности развития, организовывать целенаправленную коррекцию развития, а при необходимости контроль психолого-педагогическими средствами;  
— в-третьих, высокий профессионализм руководителей детскими школьными учреждениями, включая сюда и деятельность практического психолога. Только профессионал высокой квалификации действительно сможет организовать непрерывное психолого-педагогическое образование своих кадров. В противном случае в школьных учреждениях  по-прежнему все  останется  на прежнем уровне;  
— в-четвертых,    содружество,    совместная деятельность ученых и практиков. Только в этом случае возможны разработки   и  внедрение   в   практику 
принципиально   новых  педагогических технологий;  
— в-пятых, научно-практическое содружество. В этом плане накоплен определенный опыт. Речь идет об организации на основе специально разработанной научной платформы комплексного изучения и оказания помощи детям с затрудненным психическим развитием — с задержкой психического развития.

   Как личность такой ребенок в школе, как показывает опыт, при отсутствии необходимой помощи развиваться, как правило, не успевает. Не справляясь с учебой, он начинает утверждать себя в делах далеко не благовидных. [10, с. 16]  

   1.4. Естественные психофизиологические особенности школьника 

   Анатомо-физиологические  особенности детей 10-12 летнего возраста.

В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Подросток - это уже не ребёнок и ещё  не взрослый. Это период бурного  и неравномерного физического развития:

1. Происходит  ускорение   роста, интенсивно  происходит  рост  скелета и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость.

2. Происходит  увеличение массы мышц, мышечной  силы, но мышцы не способны  к длительному напряжению.

3. Диспропорция  сердечнососудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнение в глазах, головные боли.

4. Нарушения  со стороны нервной системы:

   • Повышенная возбудимость,

   • Вспыльчивость,

   • Раздражительность,

   • Склонность к аффектам (Аффект - кратковременное, бурно протекающее состояние  сильного эмоционального возбуждения, связано с неудовлетворением  жизненно-важных потребностей)

   Способность восприятия и наблюдения внешней  действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

   Особенностью  внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

   Память  у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние  особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.

   Многочисленные  наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

   Мышление  у детей в этом возрасте также  отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.

   Вот почему в этом возрасте малоэффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Объяснение должно быть просто по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы, понятия. Закреплять восприятие практическими действиями и с помощью слова.

   Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие демонстрацию уже имеющихся знаний, умений, навыков; широту кругозора, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение дидактических игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.

   Однако  такое положительное влияние  достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Игры полезны и для развития способностей младших школьников, регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

   Детей 10-11 лет отличает весьма своеобразное отношение к себе: около 34 % мальчиков  и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. Таким образом, характеристикам детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.

   Итак, эмоциональная сфера младших  школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью  на происходящие события и  окрашенностью восприятия, воображения,  умственной и физической деятельности  эмоциями;

2) непосредственностью  и откровенностью выражения своих  переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью  к аффекту страха; в процессе  учебной деятельности страх ребенок  переживает как предчувствие  неприятностей, неудач, неуверенности  в своих силах, невозможность  справиться с заданием; школьник  ощущает угрозу своему статусу  в классе, семье;

4) большой эмоциональной  неустойчивостью, частой сменой  настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным  и бурным аффектам;

5) эмоциогенными  факторами для младших школьников  являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие  эмоции и чувства слабо осознаются  и понимаются; мимика других воспринимается  часто неверно, так же как  и истолкование выражения чувств, окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

   В младшем  школьном возрасте особенно ярко видна  социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется  восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.

   На  первой стадии (до 7 лет) дружба основана на соображениях физического или  географического порядка и носит  эгоцентрический характер: друг —  это просто партнер в играх, тот, кто живет рядом, ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. О понимании интересов друга речи пока нет.

Информация о работе Формирование эмоциональной личности школьника в процессе обучения