Формирование эмоциональной личности школьника в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить педагогические средства, стимулирующие эмоциональное развитие личности школьника.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Образование с учетом эмоционального компонента
1.1. Понятие образования и различные подходы к нему……………………5
1.2. Функции эмоционального компонента………………………………….9
1.3. Важнейшее условие полноценного формирования личности ………..11
1.4. Естественные психофизиологические особенности школьника ……..13
Глава 2. Практическая деятельность

2.1. Методика на «Определение эмоциональности»………………………22

2.2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды…………………………………………………23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

   Министерство  образования и науки

   ГОУ ВПО

   Новосибирский Государственный Педагогический Университет

   Факультет иностранных языков

   Кафедра немецкого языка 
 
 
 

   ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

   Курсовая  работа по педагогики. 
 

   Выполнила:

   Филиппова Л. Е.

   Студентка 371 гр. 

   Проверила:

   канд. пед. наук

   Павлова Т. Л.  
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011

   СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 
Глава 1. Образование с учетом эмоционального компонента  
  1.1. Понятие образования и различные подходы к нему……………………5 
  1.2. Функции эмоционального компонента………………………………….9   
  1.3. Важнейшее условие полноценного формирования личности ………..11 
  1.4. Естественные психофизиологические особенности школьника ……..13 
Глава 2.  Практическая деятельность

  2.1.  Методика на «Определение эмоциональности»………………………22

  2.2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды…………………………………………………23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………….33

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   В последнее  время проблема эмоционального развития детей школьного возраста всё  чаще привлекает внимание педагогов  и психологов.  
Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

   Проблема  эмоционального развития исследовалась  многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, Л.С.Зеньковский, А.В.Запорожец, Л.И. Неверович,  В.Т. Кудрявцев,  Л.П. Стрелкова и др.)

   Эмоциональное развитие школьника связано, прежде всего, с появлением у него новых  интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения  в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

   В настоящее  время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения  и эмоционального самочувствия школьника. Можно с уверенностью сказать, что  через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Проблема педагогического общения занимает одно из центральных мест в психолого-педагогической науке (М.И. Лисина, А.Д. Кошелева, О. Смирнова и др.)

   Педагогическое  общение - процесс сложный, многослойный. Оно представляет собой процесс  непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему.  
Объект исследования: Особенности эмоционального развития личности школьника в процессе обучения.

   Предмет: педагогические средства, обеспечивающие эмоциональное развитие личности школьника.

   Цель: выявить педагогические средства, стимулирующие эмоциональное развитие  личности школьника.

   Задачами  курсовой работы являются:  
1. Определить специфику эмоционального развития личности школьника.

2. Организовать  и провести экспериментальное  изучение особенностей эмоционального развития личности школьника. 
3. Провести диагностику стилей общения педагога с детьми.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Образование с учетом эмоционального компонента

   1.1. Понятие образования и различные подходы к нему

   Образование - сложная педагогическая категория. Изучение образования с позиций философско-методологических взглядов показывает: рассматривать его можно как ценность (государственная, общественная, личностная), как систему (выстроенность учреждений, различающихся по уровню и профилю), как процесс (движение от цели к результату), как результат (уровень образованности).

   В разные исторические эпохи понятие «образование» наполнялось разным содержанием. В него вкладывали определенный смысл, связанный с социальными ожиданиями, ценностными установками общества. Речь идет о теоретическом обосновании содержательной и процессуальной сторон, - выделим общие положения. Это ориентация на постижение школьником мира с индивидуальными ценностями, образами, на развитие индивидуально-мотивированного отношения к окружающему, личностно-избирательной целенаправленности, стиля поведения. На их основе отметим: значимость образования заключается - во многом в поддержке и развитии субъективной позиции ребенка. Не степень обученное (знания, умения, навыки) или воспитанности (сформированность качеств личности, привычек поведения и т.д.) определяет эффективность, а уровень образованности, что связано с «порождением в ребенке субъекта его незатухающей исторической жизни». [5, с. 201]

   Образование с позиции субъектного подхода  к ребенку предполагает согласование его с возрастной стадией. Личностные проявления ребенка, воплощены в специфике самосознания, действий, поступков, в характерных внешних поведенческих образцах. Именно личностные проявления служат основанием, именно они, создающие сенситивный фон для процесса образования.

    Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена». Какие бы понятия ни формировали  у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям школьный возраст остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни школьное прошлое, человек невольно связывает эту пору с определенными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий.

   Игнорирование эмоциональных проявлений школьника, их использование в качестве фоновой стороны образования недопустимо ущемляют заданные природой ценностные формы личностной жизни.  
Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должно по праву стать важным аспектом педагогической работы. Кроме того, согласование педагогического процесса с повышенной природной эмоциональностью школьников позволит выстроить процесс обучения с несколько другим смысловым акцентом - послужит основанием для выделения эмоционального компонента образования. Однако, помимо эмоционального, педагогическая работа образовательных учреждений должна выстраиваться на единстве постижения, действования, переживания и других компонентов - познавательного,  деятельностно-практического. Любые влияния, какой бы направленности они ни были (дидактической, воспитательной), отражаются на развитии мыслительных процессов ребенка, либо на его действиях, деятельности, способах поведения, либо на пристрастно окрашенной оценивающей деятельности, отношении к окружающему миру. Все три компонента, находясь во взаимосвязи, - своего рода векторы, к которым сводится многообразие педагогического воздействия. [3, с. 109]

   Выделенные  компоненты имеют свою долю участия  в общем процессе образования. Остановимся, однако, на эмоциональном. Его содержание включает две стороны.  
• Собственно-эмоциональное развитие - ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и, соответственно, механизмы включения эмоций. Сюда входит развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии, формирование представлений.  
• Опосредованно-эмоциональное развитие - преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу школьника с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом.

   Охарактеризуем  первую сторону. Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становление эмоционально-чувственного опыта, разворачивается динамика сложного процесса в целом. Хотя эмоциональные реакции заданы самой природой (с первых дней жизни ребенок бурно реагирует на дискомфорт в физиологическом состоянии, проявляя так называемые «натуральные» эмоции), только в процессе общения, целенаправленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни, разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций. [3, с. 111]

   Для обоснования  возможности педагогического влияния  на развитие эмоциональной экспрессии детей - мимики, жестов, пантомимики, речевой  интонации - обратимся к театральной  педагогике К.С. Станиславского, в частности  к методу опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Метод этот получил название физического действия. Его заимствование применительно к школьникам, дает возможность управлять характером моторного звена эмоционального отклика в тех случаях, когда следует:  
• снимать психомышечное напряжение скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях;  
• индивидуально-неповторимого рисунка эмоциональной экспрессии;  
• стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта.

   Изучение проблемы воспитания личности у ребенка позволило выделить ряд психологических условий, соблюдение которых необходимо и достаточно для успешного формирования требуемого свойства у воспитанника. К ним относятся следующие условия:

    - Воспитательное  воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь его субъективный мир. Воспитатель должен установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника, и тем, что субъективно значимо для него.

    - Активность  и самостоятельность самой личности.

    - Принцип  развития в деятельности. Деятельность  школьника является необходимым  условием формирования его личности. Именно в деятельности происходит  формирование привычных способов  поведения.

    - Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения  или наказания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации. В конечном результате это приводит к угасанию мотива.

   Воспитание  школьника немыслимо без знания возрастного, гендерного и индивидуального  своеобразия его личности. Индивидуальный подход в воспитании к учащимся предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развития тех или иных способностей  и т.д.), т. е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу.

   Важное  место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности. Мировоззрение  имеет такие характеристики, как  научность, системность, логическая последовательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением. Убеждения – важные осознанные мотивы поведения, придающие всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность.

   Развитие  деятельности личности приводят к появлению  ее различных видов и форм (игра, учение, труд), которые объединяются, соподчиняются. Единая, равносвязанная система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности.

   В зависимости  от мотива, которым руководствуется  ребенок, формируются различные качества личности.

   Поведение определяется обычно не одним, а несколькими  разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Смена  ведущих мотивов, формирование все  более высоких нравственных мотивов и характеризует развитие мотивационной сферы личности. А необходимые изменения соотношения мотивов, их иерархия обеспечивается целенаправленной организацией деятельности.  [10 с. 100] 

   1.2. Функции эмоционального компонента

   Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть школьного образования в единстве рассмотренных двух составляющих (собственно-эмоционального и опосредованно-эмоционального развития) выполняет ряд важнейших функций - интегративную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающую. Рассмотрим их подробнее.

Информация о работе Формирование эмоциональной личности школьника в процессе обучения