Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:53, курсовая работа
Цель: изучение отношения младших школьников к патриотизму, выявление проявлений этого качества и разработка рекомендаций по патриотическому воспитания младших школьников.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятия «патриотизм» и особенностей духовно-нравственного развития младших школьников;
2) Определить отношение младших школьников к патриотизму;
3) Разработать рекомендации по формированию отношения к патриотизму у младших школьников.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы воспитания патриотизма как базовой национальной ценности у младших школьников…….………….………………………………….……………...…7
1.1 Сущность понятий «отношение», «патриотизм» и «патриотическое воспитание»…………………………………………………………………..…7
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников…………………………………………………………………....16
1. 3. Направленности и формы патриотического воспитания…….....22
Выводы по I главе………………………………………………………….….29
Глава II Экспериментальное исследование проявления патриотизма у младших школьников………………………………..……………….……….31
2.1. Организация и анализ результатов исследования проявления патриотизма у младших школьников………………………...……...………31
2.2. Рекомендации педагогу по формированию отношения к патриотизму как к ценности у младших школьников………..……….……38
Выводы по II главе……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….…46
Список литературы
Эти праздники выпадают на каникулы, но о них стоит рассказать при выходе с каникул. Стоит рассказать историю праздников, оформить фотовыставку.
13 января – Старый Новый год
19 января – Крещение Господне (Святое Богоявление)
27 января – День воинской славы России (День снятия блокады города Ленинграда). В этот день также нужно рассказать об истории праздника. Дети могут подготовить небольшие сообщения.
2 февраля – День воинской славы России (разгром фашистских войск под Сталинградом). Сообщение об этом дне могут подготовить дети. Можно провести фотовыставку героев этого сражения.
8 февраля
– День российской науки. В
этот день можно проводить
школьный день науки, в которых
будут подводиться итоги
21 февраля – Международный день родного языка. Праздник направлен на защиту древних или исчезающих языков. В даннос случае достаточно будет сообщить о таких языках.
23 февраля – День защитника Отечества
8 марта – Международный женский день
27 марта
– Международный день театра.
Нужно провести беседу об
1 апреля – День смеха. Рассказать историю праздника. Можно провести конкурс сочинений смешных историй, курьёзных случаев.
12 апреля – День космонавтики. Можно ограничиться оформлением класса. Возможно проведение конкурса ракет, космических кораблей.
18 апреля – День воинской славы России (Ледовое побоище 1242 год). Рассказать об истории праздника. Можно сделать презентацию с изображениями тех дней.
1 мая – Праздник весны и труда. Оформит класс, рассказать историю праздника.
9 мая – День Победы. Нужны фотографии того времени для оформления класса. Возможно возложение венков, поздравления ветеранов, рисунки к празднику.
24 мая – День славянской письменности и культуры. Оформить класс, сообщить об азбуке по мере развития культуры. Выставка азбук разного периода.
6 июня
– Пушкинский день России. Об
этом празднике можно
12 июня
– День России. О празднике
нужно рассказать во время
изучения материала о
22 июня – День памяти и скорби. Об этом дне следует рассказать детям в течение года.
25 июня – День дружбы, единения славян.
10 июля
– День воинской славы России
(День победы Русской армии
под командованием Петра
22 августа – День Государственного флага России. Можно побеседовать с детьми, почему наш флаг триколор, что обозначают эти цвета.
Мы считаем, что такая организация проведения праздника реализует следующие принципы воспитания: социальной активности, социального творчества, взаимодействия личности и коллектива, мотивированности, индивидуализации, целостности воспитательного принципа и другие.
Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера.
Вывод по II главе
Во второй главе нашей работы мы рассмотрели и подробно описали исследование, которое было проведено нами. В исследовании мы применили два метода письменного опроса.
Результаты исследования показали, что у младших школьников есть зарождение патриотизма. Исходя из результатов, мы видим, что дети знают символику Российской Федерации, все дети знают цвета российского флага. К сожалению, только половина детей знают историю России и родного края. Все дети любят страну, в которой живут. Учащиеся хотят изменить что-то в стране, но не знают ещё, что именно. А также они недоумевают, как можно хотеть уехать из своей страны и не хотеть защищать её от опасности.
Опираясь на результаты, которые были получены нами, мы приводим ряд рекомендаций по формированию отношения к патриотизму младших школьников как к базовой национальной ценности.
Мы предлагаем увеличить внимание, оказываемое праздникам Российской Федерации. В рекомендациях мы проводим перечень тех дат, которые нужно отмечать в течение всего учебного года. А также мы описываем, что в этот день должны делать учитель и ученики.
Мы предлагаем на уроках, во внеурочную деятельность и в виде проектов задания, большинство которых проводятся в форме игры, а затем полученные знания переносятся учениками в повседневную жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе мы проанализировали психолого-педагогическую литературу. Выяснили, что по проблеме формирования ответственности имеются исследования как отечественных, так и зарубежных учёных: В.Г Белинский, Н.А. Добролюбов, Л.И. Лепелетье, А.М. Радищев, К.Д. Ушинский, В.Г. Чернышевский и другие. В советской педагогике проблема разрабатывалась такими учёными, как Ю.Е. Антонов, И.А. Каиров, Г.А. Ковалёва, И.С. Макарьенко, Е.И. Пронина, В.А. Сухомлинский и другие.
Патриотизм (греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.
На основе теоретического анализа, мы определили составляющие патриотизма младших школьников:
1. любовь к месту, где живёт ребёнок;
2. уважение к людям, которые окружают ребёнка;
3. уважение к традициям своей страны;
4. уважение к труду и трудящимся своей страны;
5. чувство
гордости за прошлое и
Выделили особенности младших школьников, влияющие на формирование отношения к патриотизму как к ценности:
1. сильная
восприимчивость младшего
2. большая
возбудимость эмоциональной
3. предрасположенность к усвоению нового;
4. яркость восприятия;
5. импульсивность поведения.
Разработали рекомендации педагогу по формированию отношения к патриотизму. Мы предлагаем увеличить внимание праздникам Российской Федерации, так как подготовка и проведение праздника – это деятельность. Мы приводим перечень дат с описанием деятельности учителя и учеников в конкретный день.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций школьника в современной информационной среде / Н.А. Баранец // Начальная школа - 2006. - №3.
2. Богословский,
В.В. Психология воспитания
3. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. – 1998.
4. Вопросы
нравственного воспитания
5. Вопросы нравственного воспитания младших школьников / под ред. С.В. Винокурова. – Тамбов, 1968. – 288 с.
6. Ворожейкина, Н.И. Пропедевтический курс истории в начальной школе: беседы с учителем / Ворожейкина, Н.И. – 3-е изд. – Смоленск: ассоциация 21 век, 2006. – 80с.
7. Воспитание
// Википедия. [2012—2013]. Дата обновления:
27.04.2013. URL: http://ru.wikipedia.org/?
8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кН. Для воспитателя дет. Сада / Р.С, Буре, Г.Н, Година, А.Д, Шатова и др.; под ред. А.И. Виноградовой – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1989. – 96с.
9. Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – №6. – с. 59 –63.
10. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В.И., Даль – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 983С.
11. Единство воспитания нравственного сознания и поведения школьников / Е.С. Кузнецова. – М.: МГПИ, 1986. – 143 с.
12. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб: Питер, 2002.
13. Ефремова, Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка в 3 томах / Т.Ф. Ефремова. – 2006.
14. Крутецкий, В.А. Психология / В.А, Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 225с.
15. Липкина, А.И. Психология ребёнка / А.И, Липкина. – М.: Педагогика, 1989. – 320с.
16. Миллер, С. Психология развития / С. Миллер. - СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
17. Моё отечество – Россия! Комплексная система воспитания воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ И.В, Богачёва и др. – М.: Издательство ГНОМиД, 2005. 232с.
18. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
19. Павлов, Б.Ф. Воспитание патриотов: учебное пособие для вузов / Б.Ф. Павлов, А.Н. Хузиахметов. – Казань: ТаРИХ, 2004. – 319с.
20. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-бад; Редкол.: Н.М, Безруких, В.А, Болотов, Л.С, Глебова и др. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528с. Ил.
21. Пылев, С.С. Беседы о патриотизме / С.С, Пылев – М.: Молодая гвардия, 2004. – 367с.
22. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 2004.
23. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего гражданина / В.А, Сухомлинский. – Киев: Рад. школа, 1976. – 236с.
24. Сухомлинский, в.а. Родина в сердце / Сост. А.И, Сухомлинская, Л.В, Голованов; Фотоочерк А.А, Кулешова. – 2-е изд. – М.: Мол. Гвардия, 1980. – 175с.
25. Тейлор, Ш.Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. – СПб: Питер, 2004. – 768с.
26. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Ушакова Д. Н. — М.: Государственный институт «Советская энциклопедия»; ОГИЗ (т. 1); Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2-4). - 1935—1940.
27. Трофимова, Н.М.: Нравственное взросление младших школьников в условиях современной информационной среды: дис. / Н.М. Трофимова. – Воронеж, 2005. -126 с.
28. Философский словарь / Под ред. Фролова – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Республика, 2001. – 719с.
29. Шнайдер, Л. Педагог-психолог и семья школьника / Л. Шнайдер // Школ. Психолог: прмл. к газ. «Первое сентября» - 2006. - №10. – с. 18 -22.
30. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н.Е, Щуркова. – СБп.: Питер, 2005. – 336с.: ил. – Серия «Учебное пособие»).
Литература к 1.3.