Формирование базовой национальной ценности патриотизм в образовательном процессе начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение отношения младших школьников к патриотизму, выявление проявлений этого качества и разработка рекомендаций по патриотическому воспитания младших школьников.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятия «патриотизм» и особенностей духовно-нравственного развития младших школьников;
2) Определить отношение младших школьников к патриотизму;
3) Разработать рекомендации по формированию отношения к патриотизму у младших школьников.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы воспитания патриотизма как базовой национальной ценности у младших школьников…….………….………………………………….……………...…7
1.1 Сущность понятий «отношение», «патриотизм» и «патриотическое воспитание»…………………………………………………………………..…7
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников…………………………………………………………………....16
1. 3. Направленности и формы патриотического воспитания…….....22
Выводы по I главе………………………………………………………….….29
Глава II Экспериментальное исследование проявления патриотизма у младших школьников………………………………..……………….……….31
2.1. Организация и анализ результатов исследования проявления патриотизма у младших школьников………………………...……...………31
2.2. Рекомендации педагогу по формированию отношения к патриотизму как к ценности у младших школьников………..……….……38
Выводы по II главе……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….…46
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 64.30 Кб (Скачать)

Эти праздники выпадают на каникулы, но о них стоит рассказать при выходе с каникул. Стоит рассказать историю праздников, оформить фотовыставку.

13 января  – Старый Новый год

19 января  – Крещение Господне (Святое Богоявление)

27 января  – День воинской славы России (День снятия блокады города  Ленинграда). В этот день также  нужно рассказать об истории  праздника. Дети могут подготовить  небольшие сообщения.

2 февраля  – День воинской славы России (разгром фашистских войск под  Сталинградом). Сообщение об этом  дне могут подготовить дети. Можно  провести фотовыставку героев  этого сражения.

8 февраля  – День российской науки. В  этот день можно проводить  школьный день науки, в которых  будут подводиться итоги научных  исследований, сделанных школьниками. Также нужно рассказать об  этом празднике.

21 февраля  – Международный день родного  языка. Праздник направлен на  защиту древних или исчезающих  языков. В даннос случае достаточно будет сообщить о таких языках.

23 февраля  – День защитника Отечества

8 марта  – Международный женский день

27 марта  – Международный день театра. Нужно провести беседу об истории  праздника и истории становления  театра. Можно предложить детям поставить небольшой отрывок. Это можно провести на уроке литературного чтения.

1 апреля  – День смеха. Рассказать историю  праздника. Можно провести конкурс сочинений смешных историй, курьёзных случаев.

12 апреля  – День космонавтики. Можно ограничиться  оформлением класса. Возможно проведение  конкурса ракет, космических кораблей.

18 апреля  – День воинской славы России (Ледовое побоище 1242 год). Рассказать  об истории праздника. Можно сделать  презентацию с изображениями  тех дней.

1 мая –  Праздник весны и труда. Оформит  класс, рассказать историю праздника.

9 мая –  День Победы. Нужны фотографии  того времени для оформления  класса. Возможно возложение венков, поздравления ветеранов, рисунки  к празднику.

24 мая –  День славянской письменности  и культуры. Оформить класс, сообщить  об азбуке по мере развития  культуры. Выставка азбук разного  периода.

6 июня  – Пушкинский день России. Об  этом празднике можно рассказать, когда по литературному чтению  будет изучение творчества А.С. Пушкина. Можно устроить конкурс  чтецов стихотворений Пушкина.

12 июня  – День России. О празднике  нужно рассказать во время  изучения материала о Российской  Федерации.

22 июня  – День памяти и скорби. Об  этом дне следует рассказать  детям в течение года.

25 июня  – День дружбы, единения славян.

10 июля  – День воинской славы России (День победы Русской армии  под командованием Петра Первого  над шведами в Полтавском сражении)

22 августа  – День Государственного флага  России. Можно побеседовать с  детьми, почему наш флаг триколор, что обозначают эти цвета.

Мы считаем, что такая организация проведения праздника реализует следующие принципы воспитания: социальной активности, социального творчества, взаимодействия личности и коллектива, мотивированности, индивидуализации, целостности воспитательного принципа и другие.

Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера.

 

Вывод по II главе

 

Во второй главе нашей работы мы рассмотрели и подробно описали исследование, которое было проведено нами. В исследовании мы применили два метода письменного опроса.

Результаты исследования показали, что у младших школьников есть зарождение патриотизма. Исходя из результатов, мы видим, что дети знают символику Российской Федерации, все дети знают цвета российского флага. К сожалению, только половина детей знают историю России и родного края. Все дети любят страну, в которой живут. Учащиеся хотят изменить что-то в стране, но не знают ещё, что именно. А также они недоумевают, как можно хотеть уехать из своей страны и не хотеть защищать её от опасности.

Опираясь на результаты, которые были получены нами, мы приводим ряд рекомендаций по формированию отношения к патриотизму младших школьников как к базовой национальной ценности.

Мы предлагаем увеличить внимание, оказываемое праздникам Российской Федерации. В рекомендациях мы проводим перечень тех дат, которые нужно отмечать в течение всего учебного года. А также мы описываем, что в этот день должны делать учитель и ученики.

Мы предлагаем на уроках, во внеурочную деятельность и в виде проектов задания, большинство которых проводятся в форме игры, а затем полученные знания переносятся учениками в повседневную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе мы проанализировали психолого-педагогическую литературу. Выяснили, что по проблеме формирования ответственности имеются исследования как отечественных, так и зарубежных учёных: В.Г Белинский, Н.А. Добролюбов, Л.И. Лепелетье, А.М. Радищев, К.Д. Ушинский, В.Г. Чернышевский и другие. В советской педагогике проблема разрабатывалась такими учёными, как Ю.Е. Антонов, И.А. Каиров, Г.А. Ковалёва, И.С. Макарьенко, Е.И. Пронина, В.А. Сухомлинский и другие.

Патриотизм (греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.

На основе теоретического анализа, мы определили составляющие патриотизма младших школьников:

1. любовь  к месту, где живёт ребёнок;

2. уважение  к людям, которые окружают ребёнка;

3. уважение  к традициям своей страны;

4. уважение  к труду и трудящимся своей  страны;

5. чувство  гордости за прошлое и настоящее  своей страны.

Выделили особенности младших школьников, влияющие на формирование отношения к патриотизму как к ценности:

1. сильная  восприимчивость младшего школьника  к внешним влияниям;

2. большая  возбудимость эмоциональной сферы;

3. предрасположенность  к усвоению нового;

4. яркость  восприятия;

5. импульсивность  поведения.

Разработали рекомендации педагогу по формированию отношения к патриотизму. Мы предлагаем увеличить внимание праздникам Российской Федерации, так как подготовка и проведение праздника – это деятельность. Мы приводим перечень дат с описанием деятельности учителя и учеников в конкретный день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций школьника в современной информационной среде / Н.А. Баранец // Начальная школа - 2006. - №3.

2. Богословский, В.В. Психология воспитания школьника: учебное пособие для педагогических  институтов / В.В, Богословский. – Ленинград, 1974. – 164с.

3. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. – 1998.

4. Вопросы  нравственного воспитания младших  школьников / Под ред. А.П, Макаровской – Иркутск, 1972. – 72с.

5. Вопросы нравственного воспитания младших школьников / под ред. С.В. Винокурова. – Тамбов, 1968. – 288 с.

6. Ворожейкина, Н.И. Пропедевтический курс истории в начальной школе: беседы с учителем / Ворожейкина, Н.И. – 3-е изд. – Смоленск: ассоциация 21 век, 2006. – 80с.

7. Воспитание // Википедия. [2012—2013]. Дата обновления: 27.04.2013. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=55053019 (дата обращения: 27.11.2012).

8. Воспитание  нравственных чувств у старших  дошкольников: кН. Для воспитателя дет. Сада / Р.С, Буре, Г.Н, Година, А.Д, Шатова и др.; под ред. А.И. Виноградовой – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1989. – 96с.

9. Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – №6. – с. 59 –63.

10. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В.И., Даль – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 983С.

11. Единство воспитания нравственного сознания и поведения школьников / Е.С. Кузнецова. – М.: МГПИ, 1986. – 143 с.

12. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб: Питер, 2002.

13. Ефремова, Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка в 3 томах / Т.Ф. Ефремова. – 2006.

14. Крутецкий, В.А. Психология / В.А, Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 225с.

15. Липкина, А.И. Психология ребёнка / А.И, Липкина. – М.: Педагогика, 1989. – 320с.

16. Миллер, С. Психология развития / С. Миллер. - СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

17. Моё  отечество – Россия! Комплексная  система воспитания воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ И.В, Богачёва и др. – М.: Издательство ГНОМиД, 2005. 232с.

18. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

19. Павлов, Б.Ф. Воспитание патриотов: учебное  пособие для вузов / Б.Ф. Павлов, А.Н. Хузиахметов. – Казань: ТаРИХ, 2004. – 319с.

20. Педагогический  энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-бад; Редкол.: Н.М, Безруких, В.А, Болотов, Л.С, Глебова и др. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528с. Ил.

21. Пылев, С.С. Беседы о патриотизме / С.С, Пылев – М.: Молодая гвардия, 2004. – 367с.

22. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. -  Ростов-на-Дону, 2004.

23. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего  гражданина / В.А, Сухомлинский. – Киев: Рад. школа, 1976. – 236с.

24. Сухомлинский, в.а. Родина в сердце / Сост. А.И, Сухомлинская, Л.В, Голованов; Фотоочерк А.А, Кулешова. – 2-е изд. – М.: Мол. Гвардия, 1980. – 175с.

25. Тейлор, Ш.Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс.  –  СПб: Питер, 2004. – 768с.

26. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Ушакова Д. Н. — М.: Государственный институт «Советская энциклопедия»; ОГИЗ (т. 1); Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2-4). - 1935—1940.

27. Трофимова, Н.М.: Нравственное взросление младших школьников в условиях современной информационной среды: дис. / Н.М. Трофимова. – Воронеж, 2005. -126 с.

28. Философский  словарь / Под ред. Фролова – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Республика, 2001. – 719с.

29. Шнайдер, Л. Педагог-психолог и семья школьника / Л. Шнайдер // Школ. Психолог: прмл. к газ. «Первое сентября» - 2006. - №10. – с. 18 -22.

30. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н.Е, Щуркова. – СБп.: Питер, 2005. – 336с.: ил. – Серия «Учебное пособие»).

 

 

 

Литература к 1.3.

  1. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.
  2. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.
  3. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.
  4. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.

 

 


Информация о работе Формирование базовой национальной ценности патриотизм в образовательном процессе начальной школы