Формирование базовой национальной ценности патриотизм в образовательном процессе начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение отношения младших школьников к патриотизму, выявление проявлений этого качества и разработка рекомендаций по патриотическому воспитания младших школьников.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятия «патриотизм» и особенностей духовно-нравственного развития младших школьников;
2) Определить отношение младших школьников к патриотизму;
3) Разработать рекомендации по формированию отношения к патриотизму у младших школьников.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы воспитания патриотизма как базовой национальной ценности у младших школьников…….………….………………………………….……………...…7
1.1 Сущность понятий «отношение», «патриотизм» и «патриотическое воспитание»…………………………………………………………………..…7
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников…………………………………………………………………....16
1. 3. Направленности и формы патриотического воспитания…….....22
Выводы по I главе………………………………………………………….….29
Глава II Экспериментальное исследование проявления патриотизма у младших школьников………………………………..……………….……….31
2.1. Организация и анализ результатов исследования проявления патриотизма у младших школьников………………………...……...………31
2.2. Рекомендации педагогу по формированию отношения к патриотизму как к ценности у младших школьников………..……….……38
Выводы по II главе……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….…46
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 64.30 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Факультет подготовки учителей начальных классов

Кафедра педагогики, психологии и предметных методик

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Формирование базовой национальной ценности патриотизм в образовательном процессе начальной школы

 

 

 

Выполнила:

студентка 581 группы

факультета подготовки УНК

Ренёва Евгения

Научный руководитель:

   

 

                                               

Работа допущена к защите                                       Работа защищена в ГАК

«   »_____________2014г.                                         с оценкой______________

Зав. Кафедрой ПП и ПМ                                           Председатель ГАК______

Волчегорская Е.Ю.                                                    Члены ГАК____________

 

 

Челябинск 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава I. Психолого-педагогические основы воспитания патриотизма как базовой национальной ценности у младших школьников…….………….………………………………….……………...…7

          1.1 Сущность понятий «отношение», «патриотизм» и «патриотическое воспитание»…………………………………………………………………..…7

          1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников…………………………………………………………………....16

          1. 3. Направленности и формы патриотического воспитания…….....22

Выводы по I главе………………………………………………………….….29

Глава II Экспериментальное исследование проявления патриотизма у младших школьников………………………………..……………….……….31

          2.1. Организация и анализ результатов исследования проявления патриотизма у младших школьников………………………...……...………31

          2.2. Рекомендации педагогу по формированию отношения к патриотизму как к ценности у младших школьников………..……….……38

Выводы по II главе……………………………………………………………44

Заключение………………………………………………………………….…46

Список литературы………………………………………………………..…..48

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

 Решение  этой задачи невозможно без  создания такой модели патриотического  воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений.  Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

По проблеме патриотического воспитания имеются исследования отечественных и зарубежных учёных: В.Г Белинский, Н.А. Добролюбов, Л.И. Лепелетье, А.М. Радищев, К.Д. Ушинский, В.Г. Чернышевский и другие. В советской педагогике проблема разрабатывалась такими учёными, как Ю.Е. Антонов, И.А. Каиров, Г.А. Ковалёва, И.С. Макарьенко, Е.И. Пронина, В.А. Сухомлинский и другие. Наиболее значительные специальные исследования некоторых аспектов формирования патриотического воспитания принадлежат Л.Р. Болотиной, П.В. Кононыхину, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирину и другим. Рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического В.В. Беларусова, Н.Е. Болдырев, Л.И. Мищенко, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов и другие.

Тем не менее, в воспитании патриотизма у младших школьников есть нерешённые вопросы.

Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому необходимо воспитывать отношение к патриотизму у младших школьников.

Противоречие состоит между необходимостью воспитания патриотизма как базовой национальной ценности и степенью реализации на практике.

Мы определили проблему нашего исследования так: какими формами организации воспитательной работы должен пользоваться педагог для того, чтобы воспитать человека – патриота, переживающего за свою Родину и стремящегося что-то сделать для пользы Родины.

Тема нашего исследования – «Отношение младших школьников к патриотизму как к базовой национальной ценности» является актуальной, потому что по мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Цель: изучение отношения младших школьников к патриотизму, выявление проявлений этого качества и разработка рекомендаций по патриотическому воспитания младших школьников.

Объект – духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Предмет – отношение младших школьников к патриотизму как к базовой национальной ценности.

Задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятия «патриотизм» и особенностей духовно-нравственного развития младших школьников;

2) Определить  отношение младших школьников  к патриотизму;

3) Разработать рекомендации по формированию отношения к патриотизму у младших школьников.

Методы исследования:

- теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы;

- эксперимент  констатирующий (письменные опросы).

Практическая значимость нашей работы состоит в разработке рекомендаций педагогу в воспитании патриотизма у младших школьников.

База исследования: МАОУ СОШ №73 г. Челябинск, 3 «Б» класс.

 

 

 

 

 

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ПАТРИОТИЗМУ КАК К БАЗОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность  понятий «отношение», «патриотизм» и «патриотическое воспитание»

Сущность понятия отношение рассматривали многие авторы. Все определения похожи, но есть и различия.

В толковом словаре Ушакова отношение – это значить относиться; Связь, касательство, участие [26].

В толковом словаре Ожегова сказано, что отношение – значит отнестись, относиться; Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем-чем-нибудь [18].

В Википедии отношение рассматривается как философская категория или научный термин, обозначающий любое понятие, реальным коррелятом которого является определенное соотнесение (связь) двух и более предметов; Отношение в социологии, психологии, антропологии — связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой или характерная направленность их действий («отношение партии к крестьянству»). [7]

По толковому словарю Т.Ф. Ефремовой отношение - взаимная связь, в которой находятся какие-либо субстанции или признаки. Характер и форма такой связи. Соотношение каких-либо явлений, предметов. Причастность к чему-либо, связь с кем-либо, чем-либо; Характер обращения с кем-либо, чем-либо; Взгляд на что-либо, мнение о чем-либо. [13]

В своём исследовании мы будем придерживаться определению Ожегова, так как оно является наиболее полным, понятным и в большем объёме раскрывает сущность понятия «отношение».

Рассматривая понятие «патриотизм», в первую очередь нужно обратиться к словарям.

В словаре В.И. Даля «патриот - это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [10]. Исходя из словаря В.И. Даля, патриотизм – это любовь к отечеству, забота о благе его.

Философский словарь даёт такое определение патриотизма «(греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.

Патриотизм - одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества. Патриотические чувства, идеи возвышают личность, когда они сопряжены с уважением к народам др. стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности [28, с 415]».

Педагогический энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение.

Современное понимание патриотизма во многом опирается на идеи христианства: в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству видеть его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы [20, с 185]».

И.В. Богачёва считает, что «патриотизм – общечеловеческая ценность, высоконравственное чувство, активная гражданская позиция личности, олицетворяющая любовь к своему отечеству, сопричастность его истории, культуре достижениям; потребность в достойном, самоотверженном ему суждении. Патриотизм основан на возвышенном чувстве любви, гражданственность основывается на чувстве долга. Именно гражданственность – чувство, возможно, не столь возвышенное, но социально весьма значимое – лежит в истоках патриотизма [17, с 22]».

Как говорится в учебниках по политологии, Российский патриотизм – это отношение граждан к своей Родине – Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать её. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, её населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам [6, 102].

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования — это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель — воспитание культуры межнационального общения — дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.

Информация о работе Формирование базовой национальной ценности патриотизм в образовательном процессе начальной школы