Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:53, курсовая работа
Цель: изучение отношения младших школьников к патриотизму, выявление проявлений этого качества и разработка рекомендаций по патриотическому воспитания младших школьников.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятия «патриотизм» и особенностей духовно-нравственного развития младших школьников;
2) Определить отношение младших школьников к патриотизму;
3) Разработать рекомендации по формированию отношения к патриотизму у младших школьников.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы воспитания патриотизма как базовой национальной ценности у младших школьников…….………….………………………………….……………...…7
1.1 Сущность понятий «отношение», «патриотизм» и «патриотическое воспитание»…………………………………………………………………..…7
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников…………………………………………………………………....16
1. 3. Направленности и формы патриотического воспитания…….....22
Выводы по I главе………………………………………………………….….29
Глава II Экспериментальное исследование проявления патриотизма у младших школьников………………………………..……………….……….31
2.1. Организация и анализ результатов исследования проявления патриотизма у младших школьников………………………...……...………31
2.2. Рекомендации педагогу по формированию отношения к патриотизму как к ценности у младших школьников………..……….……38
Выводы по II главе……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….…46
Список литературы
Эта таблица показывает, что дети знают праздники Российской Федерации, хотя есть неточности в ответах.
Таким образом, смотря на итоги опросника, мы можем считать, что дети знают символику Российской Федерации, знакомы, но недостаточно качественно усвоены знания об истории России, знают праздники Российской Федерации. На вопросы «Откуда пошло название Руси» и «Почему 23 февраля стал Днём защитников Отечества» было дано наименьшее количество ответов.
С целью выявления отношения детей к стране, в которой они живут, мы опросили учащихся класса. Им было предложено 7 вопросов.
Опрос
1. Любите ли вы страну, в которой живёте?
2. Почему?
3. Что больше всего вам нравится в нашей стране?
4. Что не нравится в нашей стране?
5. Хотелось бы вам что-то изменить в стране, в которой живёте?
6. Представьте, что нашей стране угрожает опасность, будете ли вы её защищать?
А. Да, конечно
В. Нет
С. Если заставят
D. А зачем
7. Хотелось бы вам навсегда уехать из этой страны?
Результаты опроса мы занесли в таблицы 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Таблица 4
Отношение детей к своей стране
Варианты ответов |
Количество учащихся |
% |
Люблю |
26 |
100 |
Очень люблю |
0 |
0 |
Не люблю |
0 |
0 |
Результаты этой таблицы показывают, что 100% детей любят страну, в которой живут.
Таблица 5
Объяснения детьми, почему они любят свою страну
Варианты ответов |
Количество учащихся |
% |
Я здесь родился |
10 |
38 |
Это моя Родина |
6 |
23 |
Здесь красивая природа, чисто |
2 |
8 |
Я здесь учусь, гуляю, много друзей |
2 |
8 |
Здесь живут хорошие, добрые люди |
6 |
23 |
Отвечая на этот вопрос, большее количество детей сказали, что они любят эту страну, потому что они здесь родились, это их Родина и здесь живут хорошие, добрые люди.
Таблица 6
Что нравится в стране
Варианты ответов |
Количество учащихся |
% |
Люди, природа, животные |
14 |
54 |
Всё |
8 |
30 |
Чисто |
2 |
8 |
Школа |
1 |
4 |
Скверы, парки |
1 |
4 |
Здесь мы видим, что 54% учащихся в стране нравятся люди, природа, животные. Также многие дети – 30% отметили, что им нравится всё.
Таблица 7
Что не нравится в стране
Варианты ответов |
Количество учащихся |
% |
Кризис |
9 |
34 |
Преступность (воровство, бандиты) |
4 |
16 |
Грязь, мусор |
1 |
4 |
Всё нравится |
12 |
46 |
Мы видим, что большинство участников ответили «всё нравится», также много участников ответили «кризис».
Таблица 8
Проявление желания изменить что-либо в стране
Варианты ответов |
Количество учащихся |
% |
Желание отсутствует |
9 |
34 |
Есть желание |
14 |
54 |
Желание чистоты |
3 |
12 |
Больше половины учащихся выбрали ответ «есть желание» - 54%.
Таблица 9
Стремление защищать страну
Варианты ответов |
Количество учащихся |
% |
Есть стремление |
22 |
84 |
Нет стремления |
4 |
16 |
Из этой таблицы видно, что почти все дети стремятся защищать страну – 84%.
Таблица 10
Желание уехать из страны
Варианты ответов |
Количество учащихся |
% |
Желание отсутствует |
23 |
88 |
Есть желание |
2 |
8 |
Ни за что |
1 |
4 |
Только 2 ребёнка из 26 хотели бы уехать из страны, но 84% детей из страны уезжать не хотят.
Мы считаем, что проявление патриотизма можно проследить в ответах на такие вопросы, как:
1. Хотелось бы вам что-то изменить в стране, в которой вы живёте?
2. Представьте, что нашей стране угрожает опасность, будете ли вы её защищать?
3. Хотелось бы вам навсегда уехать из этой страны?
Учащиеся класса эмоционально отвечали на опрос, они хотят изменить что-то в стране, но не знают ещё, что именно. Они недоумевают, как можно хотеть уехать из страны и не хотеть защищать её от опасности.
Так как это учащиеся третьих классов, у них патриотизм только формируется. Результаты исследования показали, что зарождение патриотизма у детей есть.
2.2. Рекомендации
педагогу по формированию
Опираясь на результаты нашего исследования, мы предлагаем следующие рекомендации по воспитанию отношения к патриотизму у младших школьников как к ценности.
Развитие общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.
Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.
Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.
Возможные формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
У детей высокий интерес к истории, подвигам. Для поддержания этого интереса можно составить списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения и обсуждать их на внеклассных занятиях. Наример: «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Володька – партизанский сын» А. Первенцева, «Штурм рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничева и др.
На встречу с ребятами обязательно необходимо приглашать ветеранов войны. Также можно проводить патриотические игры, которые забыты
По мнению Н.Е. Щурковой: « В качестве источника материала для осмысления проблем жизни выступают праздники в своей очевидности, стоит лишь уразуметь ценностный смысл праздника: семейного, личного, группового, общественного, общечеловеческого. Выявление социально-психологической значимости праздника, который своим традиционным статусом утверждает ценность какого-то явления и обретение смысла этой ценности, само по себе становится фактором духовного обогащения личности» [30, с 199].
Опираясь на это высказывание Н.Е. Щурковой, в своих рекомендациях мы предлагаем формировать отношение к патриотизму через вовлечение ребёнка в государственные и религиозные праздники нашей страны.
Мы приводим перечень дат, которые, по нашему мнению, заслуживают нашего внимания в школе. Конечно, не для всех праздников нужно готовить большое мероприятие с концертом – это отнимает много времени на подготовку и на обучение времени не останется. А воспитание патриотизма можно проводить как во внеурочное время, так и на уроках.
Главное условие для праздника – это праздничное настроение. Для того, чтобы его создать, достаточно оформления класса. Оформлять класс нужно рисунками, подделками, фотографиями, стихотворениями, стенгазетами детей. Желательно, чтобы класс оформляли сами дети, так как это уже создаёт настроение участия в празднике. Каждый ребёнок должен знать, что это за праздник. И не просто его название, а и историю этого праздника в 2-3 словах – это второе условие, поэтому необходимо в начале каждого праздника проводить небольшой экскурс в историю праздника. Это может делать учитель или любой ученик из класса, подготовив небольшое сообщение.
Наш перечень праздников очень широкий. Мы также оставляем право учителя на выбор, какой именно праздник отметить, так как это зависит от загруженности конкретного класса. А также, чтобы не было пересыщения праздниками. Но каждый месяц следует отмечать обязательно один или два праздника.
Мы предлагаем следующие даты, отмеченные в истории:
1 сентября – День знаний
8 сентября
– День воинской славы России
(День Бородинского сражения
Второе воскресенье сентября – День памяти жертв фашизма. Нужно детям рассказать о том, что такое фашизм. Возможно, дети сами приготовят сообщение о том, что такое фашизм, хорошо это или плохо.
1 октября – Международный день пожилых людей. Провести беседу о том, кто такой пожилой человек. Почему они заслуживают того, чтобы им выражали почтение отдельным днём. Можно подготовить праздник для бабушек и дедушек.
22 октября – День Белых Журавлей (праздник поэзии и памяти павших на полях сражений во всех войнах). Этот новый литературный праздник способствует укреплению многовековых традиций дружбы народов и культур многонациональной России. Название праздника наталкивает на проведение конкурса чтения стихотворений о войне, подвигах, солдатах.
30 октября
– День памяти жертв
4 ноября – День народного единства. Рассказать историю праздника, оформить класс праздничными стенгазетами.
11 ноября – День памяти (Окончание Первой мировой войны). Рассказать историю праздника, результаты этой войны.
18 ноября – День рождения Деда Мороза. Рассказы о Деде Морозе и о Санта Клаусе. Возможно, сделать подарки для них.
29 ноября – День матери России. Рассказать историю праздника. Беседа на тему: «Трудно ли быть мамой?» Можно провести праздник для мам, творческий конкурс на выбор: рисунки, посвящённые маме; стихи, написанные детьми; сочинения.
9 декабря – День героев Отечества. Нужно выяснить, кто такие герои, каких героев дети знают из истории России.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации. Можно провести конкурс стенгазет по вопросам: что такое конституция? Для чего она нам нужна? Что было бы, если бы мы жили без конституции? История Конституции Российской Федерации.
1 января – Новый год
7 января – Рождество Христово
11 января
– День заповедников и