Формирование базовой национальной ценности патриотизм в образовательном процессе начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение отношения младших школьников к патриотизму, выявление проявлений этого качества и разработка рекомендаций по патриотическому воспитания младших школьников.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятия «патриотизм» и особенностей духовно-нравственного развития младших школьников;
2) Определить отношение младших школьников к патриотизму;
3) Разработать рекомендации по формированию отношения к патриотизму у младших школьников.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы воспитания патриотизма как базовой национальной ценности у младших школьников…….………….………………………………….……………...…7
1.1 Сущность понятий «отношение», «патриотизм» и «патриотическое воспитание»…………………………………………………………………..…7
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников…………………………………………………………………....16
1. 3. Направленности и формы патриотического воспитания…….....22
Выводы по I главе………………………………………………………….….29
Глава II Экспериментальное исследование проявления патриотизма у младших школьников………………………………..……………….……….31
2.1. Организация и анализ результатов исследования проявления патриотизма у младших школьников………………………...……...………31
2.2. Рекомендации педагогу по формированию отношения к патриотизму как к ценности у младших школьников………..……….……38
Выводы по II главе……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….…46
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 64.30 Кб (Скачать)

Содержательно патриотические чувства:

- выражают  субъективную значимость идентификации  личностью себя с определенной  страной, народом, культурой, природой  на основе происхождения и  похожести;

- включают  эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению  к Отечеству;

- проявляются  в переживаниях, которые ориентируют  субъекта на действия, приносящие  благо Отчеству, на защиту совей  Родины;

- выступают  регуляторами конкретных действий  в жизнедеятельности личности.

Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране.

Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания, особо адекватна – символика. Скорее всего, основанием для этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему. В воспитании патриотических чувств достаточно много суггестивного[3] .

В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:

- словесные (девиз, название, имя);

- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);

- действенные (ритуалы);

- музыкальные (мелодии, сигналы);

- изобразительные (рисунки).

Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:

- особого  свойства содержания и формы  символов – возможности образовывать  смысловые ассоциативные связи, которые К. Левин называл «валетностью» [4];

- специфического  порядка предъявления символов  – сочетание и чередование  прямых и опосредованных, индивидуальных  и общественных, организованных  и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых  воздействий, что может интерпретироваться  в соответствии с работами  Л. И. Новиковой, как амбивалентность.

Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.

Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности.

Согласно теории К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.

В 60-70-е гг. XX века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации[5] подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у младших школьников. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.

Поведенческий – выполняет диагностическую функцию.

Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.

У младшего школьника представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 1-2 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).

В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

 

Выводы по I главе:

 

Мы выяснили, что патриотизм – понятие многогранное по своему содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всеми окружающими, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Одной из важнейших особенностей воспитания патриотизма в современной России является многонациональность.

Можно выделить такие составляющие патриотизма, которые можно воспитывать в сознании младшего школьника:

1. уважение  к людям, которые окружают ребёнка;

2. любовь  к месту, где живёт ребёнок;

3. уважение  к труду и трудящимся своей  страны;

4. чувство  гордости за прошлое и настоящее  своей страны;

5. уважение  к традициям своей страны.

Мы выяснили, что, решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный  центризм» (отбор знаний, наиболее  актуальных для ребёнка данного  возраста);

- непрерывность  и преемственность педагогического  процесса;

- дифференцированный  подход к каждому ребёнку, максимальный  учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное  сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных  нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий  характер обучения, основанный на  детской активности.

Содержательно патриотические чувства:

- выражают  субъективную значимость идентификации  личностью себя с определенной  страной, народом, культурой, природой  на основе происхождения и  похожести;

- включают  эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению  к Отечеству;

- проявляются  в переживаниях, которые ориентируют  субъекта на действия, приносящие  благо Отчеству, на защиту совей  Родины;

- выступают  регуляторами конкретных действий  в жизнедеятельности личности.

В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:

- словесные (девиз, название, имя);

- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);

- действенные (ритуалы);

- музыкальные (мелодии, сигналы);

- изобразительные (рисунки).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что учебная деятельность особенно значима в младшем школьном возрасте, так как в данный период начинает формироваться организованность, ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность.

В деятельности формируются патриотические качества, возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение патриотических норм и ценностных ориентаций.

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация  и анализ результатов исследования проявления патриотизма у младших школьников

Цель экспериментальной работы – изучение проявления патриотизма у младших школьников.

Эксперимент  проводился в МАОУ СОШ № 73, в 3 – «б» классе, г. Челябинск. 26 человек прошли исследование.

Учебный процесс организован в первую смену.

Для того, чтобы проследить проявление патриотизма у младших школьников, мы применили методы опроса.

В своём исследовании мы использовали опросник, который был направлен на:

- выявление  знаний детей о конкретных  исторических фактах, событиях;

- выявление  знаний детей о символике России;

- выявление  знаний детей о праздниках  России.

Опросник включал 10 вопросов.

Опросник был взят из квалификационной работы по теме: «Воспитание патриотизма у младших школьников в образовательной системе «Школа 2100»» Генераловой А.Ю., 2009 год.

Содержание опросника:

1. Какие  цвета у Российского флага?

2. Как называется  главный документ, по которому  живёт наша страна?

3. Как зовут  президента Российской Федерации?

4. Что изображено  на Российском гербе?

5. Откуда  пошло название Руси?

6. Почему 23 февраля стал Днём защитников  Отечества?

7. С кем  сражались наши солдаты во  время Великой Отечественной  войны?

8. Чем помогал  фронту Урал во время Великой  Отечественной Войны?

9. Какой  праздник отмечает наша страна 9 мая?

10. Какой  праздник отмечает наша страна 12 июня?

Ответы детей мы занесли в таблицы 1, 2, 3, объединив вопросы 1 – 4 в таблицу 1, вопросы 5 – 8 в таблицу 2, вопросы 9 и 10 в таблицу 3.

Таблица 1

Знание учащимися символики России

Вопрос

Количество правильных ответов

 

Количество учащихся

%

Знание цветов флага

26

100

Знание главного документа, по которому живёт страна

25

96

Знание имени президента Российской Федерации

18

69

Знание символов герба

15

58


 

Исходя из результатов данной таблицы, мы видим, что дети знают символику Российской Федерации. Все дети знают цвета российского флага. 25 человек из 26 знают название главного документа, по которому живёт страна. Не все дети знают имя президента Российской Федерации, некоторые вместо Владимира Владимировича Путина написали Дмитрия Анатольевича Медведева, правильно ответили 69% детей. И не все дети ответили на вопрос о символах герба, правильные ответы лишь у 58% детей.

Таблица 2

Знание учащимися истории России и родного края

Вопрос

Количество правильных ответов

 

Количество учащихся

%

Знание истории названия Руси

12

46

Знание истории праздника «23 февраля»

14

54

Знание врагов нашей страны во время Великой Отечественной Войны

26

100

Знание роли Урала в Великой Отечественной Войне

18

70


 

Результаты этой таблицы показывают, что не все дети знают историю России и родного края. Особо сложными вопросами оказались для детей «Откуда пошло название Руси», ответ дали только 46% и «Почему 23 февраля стал Днём защитников Отечества», на этот вопрос ответили 54% учащихся. Мы видим, что все дети ответили на вопрос «С кем сражались наши солдаты во время Великой Отечественной войны».

Таблица 3

Вопрос

Количество правильных ответов

 

Количество учащихся

%

Знание названия праздника «9 мая»

25

96

Знание название праздника «12 июня»

23

88

Информация о работе Формирование базовой национальной ценности патриотизм в образовательном процессе начальной школы