Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:53, курсовая работа
Цель: изучение отношения младших школьников к патриотизму, выявление проявлений этого качества и разработка рекомендаций по патриотическому воспитания младших школьников.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятия «патриотизм» и особенностей духовно-нравственного развития младших школьников;
2) Определить отношение младших школьников к патриотизму;
3) Разработать рекомендации по формированию отношения к патриотизму у младших школьников.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы воспитания патриотизма как базовой национальной ценности у младших школьников…….………….………………………………….……………...…7
1.1 Сущность понятий «отношение», «патриотизм» и «патриотическое воспитание»…………………………………………………………………..…7
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников…………………………………………………………………....16
1. 3. Направленности и формы патриотического воспитания…….....22
Выводы по I главе………………………………………………………….….29
Глава II Экспериментальное исследование проявления патриотизма у младших школьников………………………………..……………….……….31
2.1. Организация и анализ результатов исследования проявления патриотизма у младших школьников………………………...……...………31
2.2. Рекомендации педагогу по формированию отношения к патриотизму как к ценности у младших школьников………..……….……38
Выводы по II главе……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….…46
Список литературы
Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, З.Т Гасанов определяет следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них:
- любви к Отечеству — Российской Федерации и ее многонациональному народу;
- российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);
- уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- любви к родному языку, культуре и истории своего народа; уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности;
- уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;
- глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;
- уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;
- глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);
- уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;
- уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;
- уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;
- непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;
- веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;
- уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, образование носит светский характер [9, 63].
Мы рассмотрели цели и задачи патриотического воспитания граждан на современном этапе развития нашей страны.
Перейдем к рассмотрению соответствующих принципов, каковыми, как известно, в педагогике принято считать вытекающие из цели воспитания и установленных наукой теоретических положений основополагающие, фундаментальные идеи, исходные положения и системы требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.
При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами воспитания. Он призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.
Органы власти и общественность призваны, руководствуясь принципами государственной национальной политики, регулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную Родину. Такое регулирование осуществляется на уровне этнических общностей и национально-территориальных образований.
Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских взаимоотношений народов России (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.
Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. К принципам патриотического воспитания мы относим направленность воспитания на:
- укрепление единства и целостности Российской Федерации;
- учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);
- сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;
- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
- содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;
- развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;
- обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
- укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;
- гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
- обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;
- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;
- предотвращение межнациональных конфликтов;
- учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий; сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;
- распространение объективной информации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного единства, межнационального мира, сотрудничества и взаимопомощи;
- учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных народов и национальных меньшинств страны по сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;
- сохранение самобытной культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- учет в воспитании этнополитической ситуации Северного Кавказа, его историко-культурной специфики, особого геополитического положения и последствий вооруженных конфликтов;
- защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;
- овладение русским языком - средством межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ; обеспечение культурного взаимодействия Российской Федерации и стран СНГ в рамках общеевразийского этнокультурного пространства.
Но что же значит для ребёнка младшего школьного возраста – любить Родину? Выделим такие составляющие этого понятия:
- знать
о ней: по-настоящему можно любить
только то, что хорошо знакомо,
знания помогают объективно
- уважать: уважение и почитание отчизны, её культуры и традиций, достижений прошлого и современности;
- понимать и принимать её сегодняшнюю;
- действовать: приобретать социальный опыт поведения;
- осознавать себя частью своей страны, своего народа.
Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств проходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к своей стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже предательством.
Расширять интересы детей, вывести их из узкого личного мира, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны, очень важно для воспитания патриотических чувств.
Тот же принцип следует соблюдать и при воспитании у детей любви к своему городу, селу. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле – частица Родины. Мысль о том, что родной край, город интересны всем, пробуждает гордость за свой край.
Важной частью патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
Приобщая детей к традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Приобщение к традициям происходит постепенно. Сначала ребёнок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что всё создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребёнка [8, с 55].
Таким образом, можно выделить такие составляющие патриотизма, которые можно воспитывать в сознании младшего школьника:
1) любовь к месту, где живёт ребёнок;
2) уважение к традициям своей страны;
3) уважение к людям, которые окружают ребёнка;
4) уважение к труду и трудящимся своей страны;
5) чувство
гордости за прошлое и
Мы рассмотрели особенности патриотического воспитания школьников в современных условиях. Выявили цели и задачи патриотического воспитания младших школьников на современном этапе развития страны. Выделили составляющие проявления патриотизма для младшего школьного возраста.
1. 2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого с низу в верх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него -значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности [5].
Формирование нравственности личности ребёнка – сложный и длительный процесс, осуществляемый в три основных этапа. Этап первый заключается в накоплении знаний, необходимых для формирования моральных убеждений школьника. Этап второй составляет своеобразный переход знаний в убеждения, и третий этап рассматривается как претворение нравственных знаний и убеждений в конкретное поведение [11].
Процесс накопления знаний детьми начинается, как правило, ещё задолго до школы, протекает в условиях семьи, детского учреждения и имеет своим источником рассказы, советы, замечания родителей, чтение детской литературы, прослушивание радиопередач, просмотр кинофильмов. Для социальной ситуации дошкольника характерна ведущая роль игровой деятельности в психическом развитии ребёнка этого возраста. Однако рост жизненного опыта создаёт уже в этом возрасте возможности для участия ребёнка в элементарном бытовом труде на общую пользу. В условиях правильного воспитания к концу этого возраста у ребёнка формируется сравнительно устойчивое отношение к труду, он начинает сознавать свои трудовые обязанности. У ребёнка развиваются непосредственные интересы как ведущие мотивы. В то же время появляются задатки чувства долга и ответственности. В процессе совместной деятельности у дошкольников формируется правильное отношение к сверстникам: начинает вырабатываться умение действовать совместно, подчиняться или руководить в зависимости от ситуации, считаться с интересами других людей, помогать в случае необходимости. Постепенно расширяется круг трудовых умений, на общем фоне импульсивного поведения наблюдается отдельное проявление воли [2].