Формирование базовой национальной ценности патриотизм в образовательном процессе начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение отношения младших школьников к патриотизму, выявление проявлений этого качества и разработка рекомендаций по патриотическому воспитания младших школьников.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятия «патриотизм» и особенностей духовно-нравственного развития младших школьников;
2) Определить отношение младших школьников к патриотизму;
3) Разработать рекомендации по формированию отношения к патриотизму у младших школьников.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы воспитания патриотизма как базовой национальной ценности у младших школьников…….………….………………………………….……………...…7
1.1 Сущность понятий «отношение», «патриотизм» и «патриотическое воспитание»…………………………………………………………………..…7
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников…………………………………………………………………....16
1. 3. Направленности и формы патриотического воспитания…….....22
Выводы по I главе………………………………………………………….….29
Глава II Экспериментальное исследование проявления патриотизма у младших школьников………………………………..……………….……….31
2.1. Организация и анализ результатов исследования проявления патриотизма у младших школьников………………………...……...………31
2.2. Рекомендации педагогу по формированию отношения к патриотизму как к ценности у младших школьников………..……….……38
Выводы по II главе……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….…46
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 64.30 Кб (Скачать)

Каким вырастет ребёнок в нравственном отношении в большей степени зависит от учителей начальных классов, так как именно в этом возрасте закладывается основная база нравственных понятий. Задача педагога – воспитателя помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом. Младшие школьники характеризуются любознательностью, подражательностью, общительностью. Именно в данном возрасте у детей интенсивно расширяется круг интересов, что актуализирует проблему их целенаправленного формирования.

Формирование нравственных качеств в младшем школьном возрасте проходит несколько этапов:

1. принятие  нравственных норм, предъявляемых  ребёнку со стороны, но остающихся  внешними для него;

2. принятие  нравственных норм добровольно, осознавая свои возможности;

3. нравственные  нормы становятся внутренними, личными  [11].

Предпосылки к формированию мотива нравственной деятельности начинают складываться у детей еще в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста, примерно к III-IV классам.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями [15].

Важную роль в формировании нравственных качеств школьника играет словесное воздействие учителя, воспитателя. Метод объяснения, разъяснения, словесного убеждения играет важную роль в воспитании нравственных качеств младших школьников. Также большое значение имеет личный пример учителя. Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей к подражанию тому, кого они любят уважают, кто пользуется у них авторитетом [14].

Характерной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на всё новое, неожиданное, яркое, наглядное. Внимание неустойчиво, что объясняется слабостью тормозимых процессов. Однако этим детям вполне доступно сохранять внимание в течение 30-35 минут.

По данным исследования, проведённого Е.В. Бондаревского и Г.П. Богомоловой, младшие школьники проявляют интерес к истории нашей Родины, к ее будущему, к социальному устройству жизни в нашей стране, к труду. Особую сферу составляет интерес к моральному облику детей, героическим подвигам во время Великой Отечественной войны и в мирное время. Детей интересует, «каким должен быть человек при коммунизме», «как жить, работать», «откуда берутся плохие люди». Эти вопросы направлены на формирование обобщенных представлений об образцах нравственного поведения и свидетельствуют о стремлении школьников этого возраста к обсуждению достаточно сложных моральных проблем.

К концу младшего школьного возраста у учащихся возникает относительно устойчивый интерес к нравственным знаниям. Устойчивость интереса младших школьников к вопросам нравственности, безусловно, зависит от того, насколько внимательно и серьезно относятся к проявлению такой его пытливости взрослые — родители и учителя. Если взрослый отмахивается от вопросов ребенка, обрывает его рассуждения на полуслове, допускает бестактную насмешку или ограничивается общими фразами, то при таком отношении ребенок или замыкается, или начинает искать ответы «на стороне», что может привести к накоплению неправильных, искаженных знаний и оценок явлений жизни.

Получая обстоятельные ответы взрослых, в разъяснении которых подчеркиваются существенные связи и зависимости сложных жизненных явлений, человеческих отношений, действий и поступков, ребенок постепенно учится обобщать, осмысливать полученную информацию, тем самым преодолевается ситуативность его мышления, оценок, рассуждений и выводов [30].

Исходя из деятельностного подхода к формированию личности школьников, мы предполагаем, что воспитание патриотизма, как других, органически взаимосвязанных с ним качеств личности, может быть достигнуто лишь в процессе последовательного усложнения деятельности при постоянной её направленности на решение посильных для школьников социально значимых задач.

Необходимым условием такого развития деятельности является целенаправленное изменение её обстоятельств в соответствии с потребностями самих воспитанников, воспитательного коллектива и других социальных объединений нашего общества в целом и задачами формирования многогранного положительного отношения к Родине. Суть последовательных, педагогически целесообразных изменений обстоятельств деятельности учащихся заключается в том, чтобы требования к самой деятельности постоянно возрастали и несколько опережали уровень развития учебной деятельности воспитанников.

Своеобразие патриотического воспитания в младшем школьном возрасте предопределяется особенностями развития патриотизма как качества личности в этом возрасте, а также спецификой нравственного развития личности младшего школьника в целом. Эта специфика предопределяется, прежде всего, общими особенностями этого возраста – весьма сильная восприимчивость младшего школьника к внешним влияниям, большая возбудимость его эмоциональной сферы, предрасположенность к усвоению нового, яркость восприятия, импульсивность поведения.

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью личности. Способность согласовывать личное с общественным, подчинять ему личное, как один из важнейших критериев патриотической воспитанности, ещё недостаточно развита в младшем школьном возрасте [4].

Большое значение в решении данной проблемы играет использование идей и опыта народной педагогики. Воспитание любви к Родине, чувства ответственности за её судьбу осуществляется через народные праздники, прикладное искусство, нравственные идеалы и трудовые традиции.

Следовательно, успех воспитания в значимой мере зависит от учёта возрастных особенностей: нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер; сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения, правда в данном возрасте внешние проявления личностных качеств не представляются достаточно устойчивыми. Каким вырастет ребёнок в нравственном отношении, в большей степени зависит от учителя начальных классов, так как именно в этом возрасте закладывается основная база нравственных понятий.

Поэтому игнорировать воспитание уважения к минувшему, чувства патриотизма в начальной школе не следует. Вместе с тем младший школьный возраст – период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Расширение социального опыта, развитие положительных качеств его личности – одна из задач изучения в начальной школе исторического и общественного материала.

Таким образом, мы выделили следующие особенности младших школьников, влияющие на воспитание отношения к патриотизму как к ценности:

1. сильная  восприимчивость младшего школьника  к внешним влияниям;

2. большая  возбудимость эмоциональной сферы;

3. предрасположенность  к усвоению нового;

4. яркость  восприятия;

5. импульсивность  поведения.

 

1. 3. Направленности и формы патриотического воспитания

 

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:

1. Формирование  у детей системы знаний о  своей Родине, которая может быть  представлена следующим образом: природоведческие и географические  сведения (географические особенности  родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания  о достопримечательностях родного  города, столицы, страны, знания названия  страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые  исторические сведения (о жизни  народа в разные исторические  периоды, о подвигах людей в  годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников  города, улиц).

2. Воспитание  у младших школьников интереса  к окружающему миру, эмоциональной  отзывчивости на события общественной  жизни.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение  детей в практическую деятельность  по применению полученных знаний. Предполагает формирование у  младших школьников определенных  навыков и умений: умение отразить  накопленные знания в игре, художественной  и трудовой деятельности, умение  принять участие в общественно  направленном труде, умение бережно  относится к природе, результатам  труда других, умение отразить  знания в речи, общении со взрослыми  и сверстниками.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный  центризм» (отбор знаний, наиболее  актуальных для ребёнка данного  возраста);

- непрерывность  и преемственность педагогического  процесса;

- дифференцированный  подход к каждому ребёнку, максимальный  учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное  сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных  нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий  характер обучения, основанный на  детской активности.

Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.

Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству [1]. Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве.

Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь– неспешно текущие реки и т. д.

Широко известна цитата А. Ф. Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно – внутреннее наше» [2]. Итак, одна из главных составляющих патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести.

Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны, в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

- благодарности  детей по отношению к родителям (за порождение на свет),

- уважение  детьми родителей (признание авторитета  отца, отец носитель социальных  норм),

- возможности  детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в  трудное время (сильный отец –  защитник, покровитель, наставник),

- возможности  детей получить тепло, ласка, возможность  быть принятым, несмотря на все  ошибки, обиды, заблуждения (со стороны  любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.

В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать?

Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.

Информация о работе Формирование базовой национальной ценности патриотизм в образовательном процессе начальной школы