Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:45, реферат
Понятие о мировоззрении. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.
. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
Понятие о мировоззрении.
Одной из ведущих задач воспитания
базовой культуры личности является
формирование мировоззрения школьников.
Мировоззрение представляет собой
целостную систему научных, философских,
социально-политических, нравственных,
эстетических взглядов на мир (т.е. на природу,
общество и мышление). Воплощая в
себе достижения мировой цивилизации,
научное мировоззрение
Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром.
И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек соотносит себя с каким-то определенным горизонтом мира, с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответственно этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в себе качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности.
У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.
Мировоззренческие убеждения
и действительность. Убеждения, как
и знания, есть субъективное отражение
объективной реальности, результат
усвоения коллективного и
Убеждения - это не нечто "знаемое" и "понимаемое", это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности.
Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности - ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки. Пока человек пробуждается к деятельности внешней необходимостью, не перешедшей в его внутреннюю потребность, не ставшей его собственной волей, он действует без внутреннего горения, активности, без мобилизации всех ресурсов.
Сознание, на каком бы уровне
оно ни находилось, всегда имеет
своим результатом определенную
оценку, некое знание действительности.
Это знание может относиться к
сфере житейского, обыденного сознания,
которое складывается под влиянием
традиций, настроений, привычек, носящих
порой весьма консервативный характер.
Оно, это знание, может также функционировать
в понятиях, суждениях, умозаключениях,
гипотезах, теориях, отражающих наиболее
существенные, закономерные связи и
отношения объективной
Рост науки обусловил
не только развитие ее теоретического
аппарата. Он наложил отпечаток на
формы и стиль современного мышления,
одна из черт которого - стремление к
строгой фактической
Факты действительности становятся фактами науки, одной из исходных основ научного мировоззрения, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая общие и наиболее существенные стороны множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной целостности.
Среди мировоззренческих
обобщений чрезвычайно важная роль
принадлежит методологическим идеям,
в которых с наибольшей полнотой
и глубиной раскрываются внутренние
законы действительности. Отражая не
только сущее, но и должное, такого рода
идеи выступают одним из механизмов
организации и получения
Возрастные возможности
формирования мировоззрения. Существует
взгляд, согласно которому на начальном
этапе обучения будто бы можно
ограничиться простым накоплением
фактов. Между тем уже в начальных
классах существует принципиальная
возможность раскрывать идеи, дающие
знание общих законов, которым подчинено
всякое движение и развитие. Пониманию
школьников вполне доступны некоторые
существенные связи и зависимости
в явлениях природы и общества,
носящие мировоззренческий
Интенсивное формирование личности
в подростковом возрасте делает этот
процесс достаточно благоприятным
для овладения диалектико-
Актуальная потребность
подросткового возраста - стремление
к самоутверждению, поиск своего
места в мире. Удовлетворение этой
потребности расширяет круг общения
подростка, выводит его за пределы
своего индивидуального опыта, дает
толчок формированию идеалов и жизненных
установок. Вместе с тем для подростков
характерны неустойчивость суждений,
взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная
склонность к подражанию. В этих
условиях важно побуждать учащихся
к самостоятельной и
В юношеском возрасте школьники
достигают физической и духовной
зрелости, определяющей их готовность
к усвоению научного мировоззрения
во всем его объеме и полноте. Философская
направленность мышления, познавательное
отношение к действительности, потребность
проникнуть в систему "вещей и
знаний" создают прочную основу
для формирования у старшеклассников
фундаментальных
В этом активно участвует одно из ценнейших новообразований ранней юности - самоосознание личности, непосредственно обусловленное ее самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, представлениями о себе, о своих ожиданиях и жизненных планах. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов, характеризующих ту или иную профессиональную группу, формирование морально-психологической и трудовой готовности следовать своему общественному и гражданскому долгу.
Основные средства формирования мировоззрения учащихся. Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания. Это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности ее активной практической деятельности.
Интеллектуальный компонент
мировоззрения предполагает движение
от непосредственного чувственного
отражения действительности к абстрактному
понятийному мышлению. Однако понятийное
мышление не является конечным пунктом
научного и учебного познания - вслед
за этим начинается восхождение от
абстрактного к конкретному. Это
не простое возвращение к
В любом результате аналитико-синтетической деятельности (в понятиях, идеях, теориях) содержатся и знание, и способ деятельности. Это разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать.
Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру современного научного знания, организуется на основе методологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащимися системы знаний находятся в постоянном движении, соотносятся с
другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения. При этом совершается не простой переход от одной системы к другой, а осуществляется обобщение образовавшихся систем знаний, создание новых систем, а также широкий перенос знаний в самые разнообразные жизненные ситуации.
Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентаций личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний.
Положительное эмоциональное
состояние учащихся побуждает их
обращаться к своему личному опыту,
к жизни и деятельности выдающихся
ученых и общественных деятелей, к
произведениям литературы и искусства
- ко всему тому, что создает и
поддерживает благоприятный социально-
Наряду с интеллектуальным
и эмоционально-волевым в
Сфера практических действий
учащихся может быть достаточно широкой.
Учебно-трудовая и общественная деятельность
вовлекает учащихся в широкий
круг социальных отношений, вооружает
разносторонней информацией, опытом общения.
Она не ведет к чисто внешним
результатам, а перестраивает внутренний
мир школьников, развивает у них
потребность активного
Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свойства и связи
изучаемых объектов. К примеру, на основе межпредметной корреляции у школьников формируются такие методологические идеи, как единство живой и неживой природы, общность естественнонаучных и общественно-исторических основ взаимодействия человека, общества и природы, единство антропогенеза и социогенеза и др.
Социальная и профессиональная позиция педагога является важнейшим фактором формирования у учащихся научного мировоззрения. Успех формирования мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю. "Это идеальное юношеское верование, - отмечал Н. А. Добролюбов, - облегчает действия учителя и делает его пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым он был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тот час же и слово учителя теряет свою силу" [1].
1 Добролюбов В. А. Учитель должен служить идеалом для учеников // Чернышевский И. Г., Добролюбов Н. А. Избр. пед. произведения. - М., 1995. - С. 145.
Только учитель, который
не выучил, не вызубрил, а всем
своим существом принял
Информация о работе Философско-мировоззренческая подготовка школьников