Философское понятие бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:15, реферат

Краткое описание

Вместо этого понятия философы нередко используют понятие Универсума, под которым разумеют единственное самодостаточное целое, не оставляющее ничего вне себя. Когда говорят о бытии (универсуме), то разумеют всё, что имеется в мире как реальность, как наличная данность. Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения.

Файлы: 1 файл

Философское понятие бытия.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

                             Философское понятие бытия.

                           Материальное и духовное бытие. 

В обыденной  речи слово «бытие» означает жизнь, существование. В философии понятию  бытия придаётся максимально  обобщённый и универсальный характер.

Вместо  этого понятия философы нередко  используют понятие Универсума, под которым разумеют единственное самодостаточное целое, не оставляющее ничего вне себя. Когда говорят о бытии (универсуме), то разумеют всё, что имеется в мире как реальность, как наличная данность. Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любой вещи, о любом процессе, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно (он, она) существует.

На уровне предельно абстрактного понятия  бытия противоположность материального и духовного не выделяется, так как мысль, дух, идеальное берутся в единстве с материальными вещами на том основании, что- то и другое имеется в наличии, существуют. И в этом отношении сознание, идеи не менее реальны, чем вещи. Достоверность, например, зубной боли как реальности та же, что и достоверность самого больного зуба.

Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому  самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так как под него подпадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.

Бытие является не каждой из имеющихся вещей, а только тем, что в каждой вещи универсально и поэтому выступает  лишь одной стороной любой вещи. Используя понятие бытия, человек как бы фиксирует наличие того, что есть в его целокупности. Хотя такого рода фиксация и констатация необходимы, они сами по себе не являются конечной целью познания.

Понятие «бытие» сходно однопорядково с  такими понятиями как действительность, реальность  существование, и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его существование.

Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов  и процессов  кроме одной  их черты, а именно их существование,  что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. По способу существования бытие разделяется  на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний  или материальный природный мир, и мир  психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.

Оба этих мира – мир сознания и мир природы – могут характеризоваться понятиям бытия но способы их существования различны .

Физический, материальный природный мир существует объективно независимо  от воли  и сознания людей психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия два вида реально связаны между, собой является одним из основных вопросов философии.

Комбинация  этих двух форм  бытия позволяет  выделить еще несколько разновидностей форм бытия.

Весь  мир материальной культуры принадлежит  к объективному физическому миру, но в тоже время все продукты человеческой деятельности в своем происхождении существовании  и способе функционирования опосредованы человеческим духом сознанием и этим бытие второй природы человека создаваемой человеком отличается от способа бытия самой природы частью, которой является человек. Двояким существованием характеризуется  и духовный мир человека  его можно подразделить  на субъективный дух это внутренний психический мир человека со всеми уровнями его существования  от бессознательного до самосознания. Этот мир является достоянием отдельного индивида. Такие духовные образования которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов  а достоянием духовной культуры общества. К таким формам объективного духа относятся все все формы общественного сознания наука религия мораль искусство. 

Искусство, эстетическое сознание и жизнь 

 Искусство - это неотъемлемая часть жизни людей, которая сопровождает человечество с древнейших времён. Наряду с религией и наукой, оно является одним из способов познания человеком мира и самого себя.

Искусство относится к чувственному способу  изучения и отражения действительности. Это часть духовной культуры общества, которая тесно связана с моралью, эстетикой, духовными ценностями; форма общественного сознания. В искусстве проявляются творческие способности человека, его эстетическое сознание.

Эстетическое  сознание - эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеалы, - формируется в  процессе эстетической деятельности Там  же..

Во все  времена искусство доставляло человеку удовольствие и обогащало его внутренний мир. Особенностью искусства является возможность создания новой реальности, - такой, которая приятна автору. Которая отражала бы не реальный мир, а желаемый. Таким образом, искусство - это целый мир, существующий параллельно с реальным, в котором находит отражение эстетическое сознание человека. Из всех форм общественного сознания именно эстетическое в своих ценностных ориентациях является наиболее широким. Оно специфически отражает достижения различных сфер сознания и идеологии, оно отражает чувственно воспринимаемый мир, конечно, в аспекте прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического, героического или антигероического

Эстетическое  сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни.

В античном мире эстетическое сознание приобрело  относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении  и развитии личности. То, что оно  на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его самостоятельной роли в истории.

Эстетическое  сознание отражает окружающий мир, всю  разнообразную деятельность людей  и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения. Эстетическое сознание – это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Объектом отражения эстетического сознания, как и всех других форм общественного сознания, является природная и социальная действительность, уже освоенная социально-культурным опытом человечества. Субъектом отражения выступает общество в целом через конкретных индивидов, социальных групп.

По гносеологической природе эстетическое аналогично истине, но отличается по своей сущности. Если истина есть рациональное знание, то эстетическое не столько знание, сколько эмоциональное переживание при восприятии объекта. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что психическим эквивалентом эстетического является переживание. Переживание всегда эмоциональны, но они не сводятся к эмоциям. Переживания всегда выступают продуктом, результатом субъективно-объективных отношений. По органической структуре и содержанию переживания – «это образование сложное по своему составу; оно всегда в той или иной мере включено в единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного». Эстетическое как переживание не обязательно базируется на интеллектуальном знании. Причиной аффективного в нем может быть и интуитивное, и бессознательное, но всегда по поводу чего-то. Специфический характер эстетических переживаний объясняется двумя причинами: особенностями объекта эстетического отношения и соотнесением объекта с эстетическими вкусами, взглядами, идеалами человека, обозначаемыми «эстетическое сознание». Например, цвет сам по себе как источник эстетических переживаний еще не определяет смысла этих переживаний.

Специфика эстетического сознания, в сравнении с другими формами духовной жизни человечества заключается в том, что представляет собой целый комплекс чувств. Представлений взглядов, идей, особого рода, духовное образование, характеризующее эстетическое отношение человека, или общества к действительности на уровне существа эстетическое сознание. Существует в форме общественного сознания, которое отображает уровень эстетического, на уровне индивидуальности в форме личностной характеристики одного человека формируется только на основе практики, чем богаче эстетическая практика личности или общества, тем богаче и сложнее их эстетическое сознание. 
 
 

     Как вы понимаете смысл  высказывание Ницше:

     «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеками – канат над пропастью» 

Немецкий  философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в день рождения прусского  короля. Он был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться само исправлением. Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой - поучал он важно сестру - то начинаешь владеть всем миром". Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего детства. Фр. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию, и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.

В 1862 году Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет. Жизнь послала ему самое горькое одиночество-одиночество побежденного. Не он сам покинул студенческую среду,- его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс.

В 24 года, не имея научной степени, получил кафедру профессора базельского университета. Ежедневные занятия непрестанная сосредоточенность мысли на определенных научных вопросах отрицательно действует на остроту восприятия ума и в корне кладут свой отпечаток на философское понимание вещей.

С 1876 г. и всю жизнь страдал тяжелейшими головными болями, они истощали его. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать. Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии.

В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше  пытался написать историю своей  жизни. Все ученики покинули его: немецкие филологи объявили его "человеком, умершим для науки".

У Ницше  нет Бога, нет отца, нет веры, нет  друзей; он намеренно лишил себя всякой поддержки, но все таки не согнулся под тяжестью жизни. Страдания воспитывают  его волю и оплодотворяют его мысли.

Этика Ницше  тесно связана с его психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости.

Погибший  интеллект спасти было нельзя.

Фридрих Ницше  умер в Веймаре, 25 августа 1900 г

В человеке важно то, что мост, а не цель, можно любить только что переход и гибель такой смысл: вкладывает Ницше в термин сверх человек. Философы разных времен уделяли особое внимание тому, как животное влияет или чрезвычайно схожи с поведением человека. Человек как субъект не сможет жить без природы также как младенец не может жить без матери для человека природа это мать. Ницше показывает направление духовного развития для людей. Сверхчеловек по Ницше это предел развития человека также полагает, что сверхчеловек это сила прежнего человека преодоление его этот же самый человек но с измененным  виденьем окружающего мира истории культуры, с определенным сознанием где злопамятность в моральных оценках поступок, наполненный в сверхчеловеческой морали это не целостно или пространственно имея отношение к нему.

Канат это путь по которому идешь, стоишь на переходе между животным и сверх человеком. Сверх человек не утрачивает собственных инстинктов и желаний он контролирует их,  будучи способным,  творить себя сам. В целом сверхчеловек в традиционной философии пост модернизма это нечто гораздо меньше, чем исчезновение существование людей  и не что гораздо больше чем изменения понятия:- это пришествие и не бог и не человек. Это то что ассоциируют с пропастью смотришь вниз  и представляешь, что упадешь закрываешь глаза и идешь так и сверхчеловек как выше указанный мост  можно надеяться что это форма не будет хуже двух предыдущих.  
 
 
 
 
 
 
 

 

      

 

Информация о работе Философское понятие бытия