Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:44, методичка
полное пособие по прохождению практики
Обращение к идущему на педагогическую практику пятикурснику…………….. 4
Раздел 1. Организация и проведение производственной педагогической
практики………………………………………………………………….
5
1.1. Цель и задачи производственной педагогической практики…………
1.2. Содержание производственной педагогической практики…………..
1.3. Учебно-методическое руководство педагогическим аспектом
производственной практики ….………………………………………
1.4. Обязанности студента во время производственной педагогической практики………………………………………………………………….
1.5. Подведение итогов практики и оценка результатов деятельности студентов…………………………………………..................................... 5
9
10
11
11
Раздел 2. Методические рекомендации по выполнению учебных
поручений кафедры педагогики………………………………………
12
2.1. Примерное распределение содержания деятельности студентов-практикантов по выполнению учебных поручений кафедры педагогики……………………………………………………………….
2.2. Спецкурс «Профессиональное становление учителя». Учебно-тематический план ……..………………………………………………
2.3. Лист самооценки уровня сформированности профессиональных
и личностных качеств педагога………………………………………
12
16
16
Раздел 3. Оформление дневника педагогической деятельности……………. 23
3.1. Общие сведения об учебном заведении……………………………….
3.2. Индивидуальный план работы студента-практиканта………………. 23
27
Раздел 4. Технологии выполнения педагогических заданий………………… 30
4.1. Индивидуальное задание исследовательского характера……………
4.2. Технология разработки и анализа зачетного воспитательного дела...
4.3. Анализ педагогической ситуации на примере собственного опыта деятельности…………………………………………………………….
4.4. Рефлексия педагогического взаимодействия студента-практиканта
с основными субъектами педагогической системы, в которой осуществляется производственная педагогическая практика……… 30
38
46
53
Литература
Л. Горбачева // Воспитание школьников. – 2002. –№ 1–3; № 8-10.
/ И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989.
В.П. Сергеева. – М.; Ставрополь; Н. Новгород, 2000.
Н.Е. Щуркова. – М., 1994.
Адреса сайтов по проблемам воспитания
4.3. Анализ педагогической ситуации на примере собственного опыта деятельности
Основное назначение задания – упражнение в умении профессионально анализировать явления и факты педагогической действительности, моделировать и прогнозировать ход развития педагогического взаимодействия.
Правильный и всесторонний анализ образовательной или воспитательной ситуации является важной предпосылкой установления продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса, условием его совершенствования и развития.
Содержание задания
Приведите один или несколько примеров проблемных (конфликтных) ситуаций из собственного опыта преподавания и воспитания, дайте их развернутый анализ.
Рекомендации и советы по выполнению задания
Работа с педагогическими ситуациями – это настоящая исследовательская деятельность. Анализ педагогических ситуаций опирается на теоретические знания о личности, коллективе, деятельности, общении, а также конкретные факты проявления их характеристик в реальном педагогическом процессе, которые поддаются наблюдению и измерению.
Следует помнить, что профессиональная деятельность учителя, классного руководителя представляет собой цепь взаимосвязанных между собой педагогических ситуаций и предполагает постоянное решение педагогических задач.
Педагогическая ситуация – объективное состояние педагогического процесса в конкретной школе, классе в определенный период времени. Педагогическая ситуация всегда содержит в себе противоречие, которое проявляется в расхождении между желаемым и реально достигнутым уровнем развития личности учащегося, педагога ученического или педагогического коллектива.
Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели своей деятельности в условиях конкретной педагогической ситуации.
Решить педагогическую задачу – значит:
При анализе педагогической ситуации мы рекомендуем придерживаться следующей схемы.
1. Опишите факт, демонстрирующий нарушение конструктивного взаимодействия.
2. Кратко охарактеризуйте общественно-воспитательную среду, в которой происходит действие, акцентируя внимание на таких вопросах, как: тип педагогической системы (школа, класс, спортивная команда, группа туристов и пр.), в которой происходит действие, ее характеристики (половозрастной состав, степень сплоченности группы, формальная и неформальная структура и т.д.) и социальное окружение (благоприятное или неблагоприятное влияние школьной, семейной и др. среды). Достаточными считаются те данные, которые помогают ясно представить суть проблемы. Описание ситуации не должно включать в себя избыточных данных, которые непосредственно не относятся к решению проблемы и могут затруднять ее понимание и решение.
3. Назовите основных субъектов взаимодействия. Дайте им педагогическую характеристику. Объектами анализа выступают: психологические особенности субъектов взаимодействия, черты их характера, привычки поведения, ценности, мотивы, цели деятельности, взаимоотношений, эмоциональные состояния и т.д.
4. Охарактеризуйте
отношения, сложившиеся в
5. Сформулируйте цель собственной деятельности в связи со сложившимися обстоятельствами, обоснуйте ее значимость для развития личности, коллектива, отношений и т.п.
6. Выделите
и назовите условия, которые
являются предпосылкой для усил
7. Определите условия, способствующие решению задачи, и предложите вариант разрешения противоречия с обоснованием избранных стратегий и тактик, форм и методов взаимодействия.
8. Оцените результаты. В качестве критериев оценки избранного варианта могут выступать следующие вопросы: является ли принятое решение помощью ребенку, коллеге, родителям; направлено ли оно на создание ситуации успеха, на соблюдение прав, свободы и достоинства участников проблемной ситуации; является ли принятое решение проявлением милосердия, сострадания, заботы, справедливости, сотрудничества.
Уважаемый коллега, помните, что творчески работающий педагог при решении сложных профессиональных задач руководствуется следующими принципами.
Компетентный в области межличностных отношений педагог знает: дети учатся жить и жизни.
Требования, предъявляемые к заданию «Анализ педагогических ситуаций из собственного опыта»
При оценивании данного вида работы учитывается полнота и глубина анализа, последовательность и логичность изложения фактов, умение их описывать и интерпретировать на языке педагогической теории, целесообразность и оригинальность решений, умение рефлексировать и видеть ошибочность решений.
Литература
В.И. Журавлев. — М., 1995.
______________________________
4.4. Рефлексия педагогического взаимодействия студента-практиканта
с
основными субъектами
Назначение задания – актуализация потребности в работе над собой, развитие рефлексивных умений, программирования личностного и профессионального самосовершенствования.
Содержание задания. Проведите рефлексию своего педагогического взаимодействия с основными субъектами педагогической системы, в которой осуществлялась производственная педагогическая практика.
Рекомендации по проведению рефлексии.
Информация о работе Дневник студента-практиканта 5 курса. Методическое пособие