Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:44, методичка
полное пособие по прохождению практики
Обращение к идущему на педагогическую практику пятикурснику…………….. 4
Раздел 1. Организация и проведение производственной педагогической
практики………………………………………………………………….
5
1.1. Цель и задачи производственной педагогической практики…………
1.2. Содержание производственной педагогической практики…………..
1.3. Учебно-методическое руководство педагогическим аспектом
производственной практики ….………………………………………
1.4. Обязанности студента во время производственной педагогической практики………………………………………………………………….
1.5. Подведение итогов практики и оценка результатов деятельности студентов…………………………………………..................................... 5
9
10
11
11
Раздел 2. Методические рекомендации по выполнению учебных
поручений кафедры педагогики………………………………………
12
2.1. Примерное распределение содержания деятельности студентов-практикантов по выполнению учебных поручений кафедры педагогики……………………………………………………………….
2.2. Спецкурс «Профессиональное становление учителя». Учебно-тематический план ……..………………………………………………
2.3. Лист самооценки уровня сформированности профессиональных
и личностных качеств педагога………………………………………
12
16
16
Раздел 3. Оформление дневника педагогической деятельности……………. 23
3.1. Общие сведения об учебном заведении……………………………….
3.2. Индивидуальный план работы студента-практиканта………………. 23
27
Раздел 4. Технологии выполнения педагогических заданий………………… 30
4.1. Индивидуальное задание исследовательского характера……………
4.2. Технология разработки и анализа зачетного воспитательного дела...
4.3. Анализ педагогической ситуации на примере собственного опыта деятельности…………………………………………………………….
4.4. Рефлексия педагогического взаимодействия студента-практиканта
с основными субъектами педагогической системы, в которой осуществляется производственная педагогическая практика……… 30
38
46
53
Структура деятельности включает следующие компоненты:
1. Постановка цели и задач. 2. Проектирование плана, модели осуществления деятельности. 3. Выполнение предметных действий, непосредственное осуществление деятельности в определенной последовательности. 4. Коррекция, стимулирование деятельности. 5. Анализ, рефлексия результатов деятельности (реализации цели).
В этой связи можно предположить следующую структуру методической разработки:
Дадим разъяснения по составлению каждой из структурных частей методической разработки.
Титульный лист:
Цель и задачи проводимого дела:
– образовательные (формирование каких-либо знаний, умений и навыков);
– развивающие (развитие различных психических процессов: познания, восприятия, памяти, речи, воли, понимания, воображения, эмоций и чувств, способностей, мышления, мотивов деятельности и поведения, черт характера, удовлетворение потребностей и т.д.);
– воспитательные (формирование базовой культуры личности, отдельных составляющих этой культуры (нравственной, эстетической, экологической, национальной, гендерной и т.д.), отдельных аспектов той или иной культуры, культуры поведения и деятельности, качеств и свойств личности современного школьника).
План проведения дела
По пунктам
в логической последовательности обозначается
порядок предполагаемого педаго
Материально-техническое обеспечение дела
Перечисляются в назывном порядке:
Методы и технологии
Технологии (указывается название педагогической технологии, определяющей технологическую сторону проведения дела; например, при проведении устного журнала это может быть технология коллективной творческой деятельности или технология проектной деятельности).
Методы (в назывном порядке перечисляются методы, используемые при проведении дела; например, беседа, рассказ, пример, педагогическое требование, поощрение, интерактивные методы «Дюжина вопросов», «Аллитерация понятия», «Рефлексивный круг», «Ключевое слово» и т.д.).
Содержание дела (организационной формы)
В соответствии с планом проведения, структурой, логикой осуществления последовательно описывается содержание дела (излагается информация по всем вопросам; приводятся тексты заданий и упражнений, литературные тексты и т.д.).
Рефлексия дела
Описываются способы (методы, приемы) и содержание (формулируются вопросы, критерии оценки и т.д.) организации рефлексивной деятельности учащихся по итогам состоявшегося дела, взаимодействия.
Список использованных источников
В алфавитном и
хронологическом порядке
Таковы основные требования к составлению методической разработки.
Анализ посещенного вами воспитательного дела, которое провел в другом классе ваш коллега-практикант, проводится непосредственно после окончания воспитательного дела.
Подходы к анализу воспитательного дела могут быть различными. Мы предлагаем вам одну из форм анализа.
I. Целенаправленность (для чего?)
1. Соответствие цели и задач воспитательного дела общей цели воспитания в Республике Беларусь на современном этапе.
2. Четкость формулировки воспитательных задач мероприятия (формирование понятий и представлений, воспитание чувств и отношений, норм и привычек поведения).
3. Соответствие поставленной цели и задач уровню воспитанности, возрастным особенностям и потребностям учащихся.
4. Место данного мероприятия в системе воспитательной работы школы, класса.
5. Осознание самими учащимися значимости и целесообразности воспитательного дела.
6. Соответствие содержания, методов и форм воспитательной деятельности целевым установкам.
II. Содержание (о чем?)
1. Актуальность
темы и содержания
2. Доступность
содержания (учет возрастных особенностей,
уровня развития и
3. Новизна информации, ее педагогическая адаптация.
4. Воспитывающая ценность содержания, возможности эмоционального воздействия.
5. Связь содержания деятельности с жизненным опытом учащихся. Уровень владения материалом организаторами воспитательного дела, степень их профессиональной компетентности.
III.Технология проведения (как?)
1. Обоснованность
выбора методов и форм
2. Организационная
четкость, целесообразность
3. Активность, самостоятельность учащихся, методы и приемы, обеспечивающие их. Роль органов самоуправления.
4. Соотношение индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
5. Роль обстановки (место проведения, оформление), использование специальных приемов для создания необходимой эмоциональной среды.
6. Использование наглядности, ТСО.
7. Способы
активизации внимания учащихся
на различных этапах
8. Соотношение заранее подготовленного материала и импровизации (как у педагога, так и учащихся), целесообразность этого соотношения.
9. Наличие эмоционального контакта между участниками воспитательного дела и его организаторами, пути и средства его достижения.
10. Использование элементов игры, реализация принципа романтики.
11. Влияние
личности педагога на
IV. Результативность (что получилось?)
1. Достижение поставленной цели, уровень реализации воспитательных задач.
2. Отношение
учащихся к проведенному
3. Познавательная
эффективность: какие новые
4. Какие
социальные установки, чувства
убеждения формировались у
5. Влияние
проведенного дела на
6. Возможные пути дальнейшего развития, закрепления достигнутого в ходе воспитательного дела.
7. Анализ и (само) оценка результативности проделанного воспитательного дела педагогом, учащимися.
8. Недостатки,
обнаруженные в ходе
9. Рекомендации
по совершенствованию методики
проведения аналогичных
Подготовка и структура внеклассного занятия (классного часа)
Результат воспитательной работы зависит от изучения детского коллектива педагогом и умения моделировать воспитательные занятия, структура которых состоит в следующем:
1. Название.
2. Цель, задачи.
3. Оборудование.
4. Форма проведения.
5. Ход.
В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно быть лаконичным, привлекательным по форме и точно отражать содержание. Цель формулируется как общее направление работы, а задачи должны быть конкретными, направленными на развитие конкретных качеств, отношений в вашем классе, и отражать содержание данного занятия. К оборудованию внеклассного занятия относятся различные пособия, игрушки, схемы, литература, аудио- и видеосредства записи. Формой проведения может быть викторина, конкурсы, экскурсии и т.д., должны быть указаны способы организации деятельности детей (распределение на команды, размещение детей). Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания, может представлять собой подробное описание как от первого лица, так и тезисный план с основным содержанием. При моделировании содержания важно учитывать его продолжительность и структуру.
Начинающему педагогу при моделировании содержания внеклассного занятия необходимо подобрать несколько дополнительных заданий, так как него не выработано еще чувство времени.
Ход занятия включает в себя четыре основных этапа:
1. Организационный момент (1–3 мин).
Цель: переключить детей на другой вид деятельности, вызвать интерес и положительные эмоции.
2. Вводная часть (9–15 мин).
Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию. Можно использовать разнообразные средства активизации деятельности учащихся – задания на смекалку: ребус, кроссворд, шараду, головоломку, проблемную беседу и т. д.
3. Основная часть (20–25 мин), по времени самая продолжительная.
Цель: реализация основной идеи занятия, требует особой эмоциональной атмосферы. Педагог использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения, воспитывающие ситуации, игры, приучения, поручения и т.д.
4. Заключительная часть (9–11 мин).
Цель: систематизация детьми полученного опыта.
Педагог использует конкретные задания тестового характера в форме кроссвордов, мини-викторин, игровых ситуаций.
Информация о работе Дневник студента-практиканта 5 курса. Методическое пособие