Дневник студента-практиканта 5 курса. Методическое пособие

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:44, методичка

Краткое описание

полное пособие по прохождению практики

Оглавление

Обращение к идущему на педагогическую практику пятикурснику…………….. 4
Раздел 1. Организация и проведение производственной педагогической
практики………………………………………………………………….
5
1.1. Цель и задачи производственной педагогической практики…………
1.2. Содержание производственной педагогической практики…………..
1.3. Учебно-методическое руководство педагогическим аспектом
производственной практики ….………………………………………
1.4. Обязанности студента во время производственной педагогической практики………………………………………………………………….
1.5. Подведение итогов практики и оценка результатов деятельности студентов…………………………………………..................................... 5
9
10
11
11
Раздел 2. Методические рекомендации по выполнению учебных
поручений кафедры педагогики………………………………………
12
2.1. Примерное распределение содержания деятельности студентов-практикантов по выполнению учебных поручений кафедры педагогики……………………………………………………………….
2.2. Спецкурс «Профессиональное становление учителя». Учебно-тематический план ……..………………………………………………
2.3. Лист самооценки уровня сформированности профессиональных
и личностных качеств педагога………………………………………
12
16
16
Раздел 3. Оформление дневника педагогической деятельности……………. 23
3.1. Общие сведения об учебном заведении……………………………….
3.2. Индивидуальный план работы студента-практиканта………………. 23
27
Раздел 4. Технологии выполнения педагогических заданий………………… 30
4.1. Индивидуальное задание исследовательского характера……………
4.2. Технология разработки и анализа зачетного воспитательного дела...
4.3. Анализ педагогической ситуации на примере собственного опыта деятельности…………………………………………………………….
4.4. Рефлексия педагогического взаимодействия студента-практиканта
с основными субъектами педагогической системы, в которой осуществляется производственная педагогическая практика……… 30
38
46

53

Файлы: 1 файл

Дневник студ-практ 5 курса.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

Структура деятельности включает следующие компоненты:

1. Постановка цели и задач. 2. Проектирование плана, модели осуществления деятельности. 3. Выполнение предметных действий, непосредственное осуществление деятельности в определенной последовательности. 4. Коррекция, стимулирование деятельности. 5. Анализ, рефлексия результатов деятельности (реализации цели).

В этой связи  можно предположить следующую структуру методической разработки:

    • титульный лист разработки;
    • цель и задачи реализации воспитательной деятельности (педагогического взаимодействия в рамках организационной формы);
    • план проведения дела (осуществления педагогического взаимодействия);
    • материально-техническое обеспечение (перечень материалов, оборудования, технических средств, художественное и музыкальное оформление) проводимого дела;
    • перечень методов, название педагогической технологии, используемых при проведении дела;
    • описание содержания педагогического взаимодействия по ходу реализации дела в соответствии с планом его проведения;
    • описание способов анализа, рефлексии итогов, результатов дела (педагогического взаимодействия);
    • список использованных источников при создании методической разработки.

 

Дадим разъяснения  по составлению каждой из структурных  частей методической разработки.

Титульный лист:

    • указывается учреждение образования и его подразделение, где создана методическая разработка (например, Минский государственный лингвистический университет, кафедра педагогики);
    • обозначается характер разработки – методическая разработка;
    • название методической разработки, в котором указываются организационная форма и ее тема, отражающая профиль содержания дела (например, устного журнала «Человек и биосфера»);
    • указывается возраст учащихся, для которых предназначено воспитательное дело, организационная форма с отобранным содержанием (например, для учащихся 5 – 6 классов);
    • автор-составитель методической разработки: Ф.И.О., группа, факультет (например, Сосновская Л.С., студентка гр. 501 факультета английского языка);
    • место (населенный пункт) и год создания методической разработки (например, Минск – 2009).

 

Цель  и задачи проводимого дела:

    • цель как конечный результат дела (формулируется коротко и лаконично, отражая главный предполагаемый результат предстоящего педагогического взаимодействия);
    • задачи (это отдельные шаги в реализации цели),  могут быть классифицированы на:

 

– образовательные (формирование каких-либо знаний, умений и навыков);

– развивающие (развитие различных психических процессов: познания, восприятия, памяти, речи, воли, понимания, воображения, эмоций и чувств, способностей, мышления, мотивов деятельности и поведения, черт характера, удовлетворение потребностей и т.д.);

– воспитательные (формирование базовой культуры личности, отдельных составляющих этой культуры (нравственной, эстетической, экологической, национальной, гендерной и т.д.), отдельных аспектов той или иной культуры, культуры поведения и деятельности, качеств и свойств личности современного школьника).

 

План  проведения дела

По пунктам  в логической последовательности обозначается порядок предполагаемого педагогического взаимодействия. Например, при проведении устного журнала «Человек и биосфера» этот план может быть обозначен следующим образом.

    1. Увертюра устного журнала (презентация темы, цели и задач).
    2. Страница 1. «Биосфера как сфера жизни на Земле».
    3. Страница 2. «Место человека в биосфере».
    4. Страница 3. «Современное состояние биосферы».
    5. Страница 4. «В ноосферу держим путь».
    6. Страница 5. Викторина «Экологические проблемы и пути их решения».
    7. Рефлексия итогов устного журнала.

 

Материально-техническое обеспечение дела

Перечисляются в назывном порядке:

    • необходимые материалы (например, бумага формата А-3, набор цветной бумаги, маркеры, скотч, самоклеющаяся бумага и т.д.);
    • технические средства (например, мультимедийная установка или графопроектор и т.д.);
    • художественное и графическое оформление (перечисляются карты, плакаты, лозунги, схемы, таблицы, фотографии, рисунки и т.д., используемые в оформлении проводимого дела);
    • музыкальное оформление (перечисляются названия и авторы музыкальных произведений, используемых при проведении дела).

 

Методы  и технологии

Технологии (указывается название педагогической технологии, определяющей технологическую сторону проведения дела; например, при проведении устного журнала это может быть технология коллективной творческой деятельности или технология проектной деятельности).

Методы (в назывном порядке перечисляются методы, используемые при проведении дела; например, беседа, рассказ, пример, педагогическое требование, поощрение, интерактивные методы «Дюжина вопросов», «Аллитерация понятия», «Рефлексивный круг», «Ключевое слово» и т.д.).

Содержание дела (организационной формы)

В соответствии с планом проведения, структурой, логикой  осуществления  последовательно  описывается содержание дела (излагается информация по всем вопросам; приводятся тексты заданий и упражнений, литературные тексты и т.д.).

Рефлексия дела

Описываются способы (методы, приемы) и содержание (формулируются  вопросы, критерии оценки и т.д.) организации  рефлексивной деятельности учащихся по итогам состоявшегося дела, взаимодействия.

Список использованных источников

В алфавитном и  хронологическом порядке приводятся библиографические записи (в соответствии с требованиями ГОСТа) литературных источников, Интернет-ресурсов, использованных при создании методической разработки.

Таковы основные требования к составлению методической разработки.

        Анализ посещенного вами воспитательного дела, которое провел в другом классе ваш коллега-практикант, проводится непосредственно после окончания воспитательного дела.

Подходы к анализу воспитательного дела могут быть различными. Мы предлагаем вам одну из форм анализа.

Схема анализа воспитательного  дела

 

I. Целенаправленность (для чего?)

1.  Соответствие цели и задач воспитательного дела общей цели воспитания в Республике Беларусь на современном этапе.

2.  Четкость    формулировки    воспитательных    задач    мероприятия    (формирование    понятий    и представлений, воспитание чувств и отношений, норм и привычек поведения).

3. Соответствие  поставленной цели  и задач уровню  воспитанности,  возрастным особенностям  и потребностям учащихся.

4.  Место данного мероприятия в системе воспитательной работы школы, класса.

5.  Осознание самими учащимися значимости и целесообразности воспитательного дела.

6.  Соответствие содержания, методов и форм воспитательной деятельности целевым установкам.

 

II. Содержание (о чем?)

1.    Актуальность  темы и содержания воспитательного  дела.

2.    Доступность  содержания (учет возрастных особенностей, уровня развития и подготовленности  учащихся).

3.    Новизна информации, ее педагогическая адаптация.

4.    Воспитывающая  ценность содержания, возможности  эмоционального воздействия.

5.   Связь содержания деятельности с жизненным опытом учащихся. Уровень владения материалом организаторами воспитательного дела, степень их профессиональной компетентности.

 

III.Технология проведения (как?)

1.    Обоснованность  выбора методов и форм проведения  мероприятия, их соответствие  поставленной цели и содержанию.

2.    Организационная  четкость, целесообразность распределения  времени.

3.    Активность, самостоятельность учащихся, методы  и приемы, обеспечивающие их. Роль  органов самоуправления.

4.    Соотношение  индивидуальной, групповой и фронтальной  работы.

5.    Роль  обстановки   (место   проведения,   оформление),   использование   специальных   приемов   для создания необходимой эмоциональной среды.

6.    Использование  наглядности, ТСО.

7.    Способы  активизации внимания учащихся  на различных этапах проводимого  мероприятия, создание коллективного  переживания.

8.    Соотношение  заранее   подготовленного   материала  и  импровизации  (как  у  педагога,  так   и  учащихся), целесообразность  этого соотношения.

9.   Наличие эмоционального контакта между участниками воспитательного дела и его организаторами, пути и средства его достижения.

10.  Использование  элементов игры, реализация принципа романтики.

11.  Влияние  личности педагога на подготовку  и проведение воспитательного  дела, его педагогические способности.

 

IV. Результативность (что получилось?)

1.    Достижение поставленной цели, уровень реализации воспитательных задач.

2.    Отношение  учащихся к проведенному мероприятию,  их интерес, активность.

3.    Познавательная  эффективность: какие новые знания  получили учащиеся, какие умения  и навыки сформированы, закреплены.

4.    Какие  социальные установки, чувства  убеждения формировались у школьников? Проявилось ли это в их оценочных  суждениях?

5.    Влияние  проведенного дела на формирование  мотивов поведения учащихся.

6.    Возможные  пути дальнейшего развития, закрепления достигнутого в ходе воспитательного дела.

7.    Анализ    и    (само) оценка    результативности    проделанного    воспитательного    дела    педагогом, учащимися.

8.    Недостатки, обнаруженные в ходе подготовки  и проведения воспитательного  дела, их причины и возможные пути устранения.

9.   Рекомендации  по совершенствованию методики  проведения аналогичных мероприятий.

 

 

Подготовка и структура  внеклассного занятия (классного часа)

 

Результат воспитательной работы зависит от изучения детского коллектива педагогом и умения моделировать воспитательные занятия, структура которых состоит в следующем:

1.  Название.

2.  Цель, задачи.

3.  Оборудование.  

4.  Форма проведения.

5.  Ход.                                                                             

      В  названии  отражается  тема   внеклассного   занятия.   Оно должно быть лаконичным, привлекательным по форме и точно отражать содержание. Цель формулируется как общее направление работы, а задачи должны быть конкретными, направленными на развитие конкретных качеств, отношений в вашем классе, и отражать содержание данного занятия. К оборудованию внеклассного занятия относятся различные пособия, игрушки, схемы, литература, аудио- и видеосредства записи. Формой проведения может быть викторина, конкурсы, экскурсии и т.д., должны быть указаны способы организации деятельности детей (распределение на команды, размещение детей). Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания, может представлять собой подробное описание как от первого лица, так и тезисный план с основным содержанием. При моделировании содержания важно учитывать его продолжительность и структуру.                  

Начинающему педагогу при моделировании содержания внеклассного занятия необходимо подобрать несколько дополнительных заданий, так как него не выработано еще чувство времени.

 

Ход занятия  включает в себя четыре основных этапа:

1.  Организационный момент (1–3 мин).

Цель: переключить детей на другой вид деятельности, вызвать интерес и положительные эмоции.

2.  Вводная часть (9–15 мин).

Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию. Можно использовать разнообразные средства активизации деятельности учащихся – задания на смекалку: ребус, кроссворд, шараду, головоломку, проблемную беседу и т. д.

3.  Основная часть (20–25 мин), по времени самая продолжительная.

Цель: реализация основной идеи занятия, требует особой эмоциональной атмосферы. Педагог использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения, воспитывающие ситуации, игры, приучения, поручения и т.д.

4.  Заключительная часть (9–11 мин).

Цель: систематизация детьми полученного опыта.

Педагог использует конкретные задания тестового характера  в форме кроссвордов, мини-викторин, игровых ситуаций.

Информация о работе Дневник студента-практиканта 5 курса. Методическое пособие