Дневник студента-практиканта 5 курса. Методическое пособие

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:44, методичка

Краткое описание

полное пособие по прохождению практики

Оглавление

Обращение к идущему на педагогическую практику пятикурснику…………….. 4
Раздел 1. Организация и проведение производственной педагогической
практики………………………………………………………………….
5
1.1. Цель и задачи производственной педагогической практики…………
1.2. Содержание производственной педагогической практики…………..
1.3. Учебно-методическое руководство педагогическим аспектом
производственной практики ….………………………………………
1.4. Обязанности студента во время производственной педагогической практики………………………………………………………………….
1.5. Подведение итогов практики и оценка результатов деятельности студентов…………………………………………..................................... 5
9
10
11
11
Раздел 2. Методические рекомендации по выполнению учебных
поручений кафедры педагогики………………………………………
12
2.1. Примерное распределение содержания деятельности студентов-практикантов по выполнению учебных поручений кафедры педагогики……………………………………………………………….
2.2. Спецкурс «Профессиональное становление учителя». Учебно-тематический план ……..………………………………………………
2.3. Лист самооценки уровня сформированности профессиональных
и личностных качеств педагога………………………………………
12
16
16
Раздел 3. Оформление дневника педагогической деятельности……………. 23
3.1. Общие сведения об учебном заведении……………………………….
3.2. Индивидуальный план работы студента-практиканта………………. 23
27
Раздел 4. Технологии выполнения педагогических заданий………………… 30
4.1. Индивидуальное задание исследовательского характера……………
4.2. Технология разработки и анализа зачетного воспитательного дела...
4.3. Анализ педагогической ситуации на примере собственного опыта деятельности…………………………………………………………….
4.4. Рефлексия педагогического взаимодействия студента-практиканта
с основными субъектами педагогической системы, в которой осуществляется производственная педагогическая практика……… 30
38
46

53

Файлы: 1 файл

Дневник студ-практ 5 курса.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

В учебно-методической деятельности:

    •           разрабатывать учебно-воспитательные материалы (конспекты воспитательных дел) с учетом возрастных особенностей учеников и конкретных задач воспитания.

В научно-исследовательской  деятельности:

    • владеть методической и теоретической базой теоретического исследования, использовать компьютерные методы сбора, хранения и обработки материала;
    • творчески перерабатывать необходимую информацию;
    • готовить аналитические материалы, аннотации, статьи, доклады;
    • уметь пользоваться научной и справочной литературой;
    • интерпретировать, анализировать педагогические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.

В инновационной  деятельности:

  • осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным педагогическим технологиям;
  • использовать современные информационные ресурсы в обучении и воспитании;
  • осваивать современные методы воспитания;
  • изучать воспитательные системы авторских школ;
  • уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

 

 

 

1.2. Содержание производственной  педагогической практики

 

Деятельность  студентов в период производственной педагогической практики аналогична профессиональной деятельности учителя-воспитателя в реальных условиях образовательного учреждения и включает в себя:

  • преподавание иностранного языка и внеклассную работу по предмету;
  • выполнение функций классного руководителя;
  • участие в  общественно-педагогической и методической работе по предмету;
  • профессиональное самовоспитание и самообразование.

 

Педагогическая практика на 5 курсе  осуществляется с отрывом от учебы  в университете. Продолжительность  практики – 15 недель. Учебная нагрузка студента на практике составляет 6 часов  в день при 5-дневной учебной неделе (30 часов в неделю, из них педагогический аспект составляет 10 часов).  Педагогическая практика организуется и осуществляется в три этапа.

 

1. Подготовительный этап – спецкурс «Профессиональное становление учителя иностранного языка», групповые тематические практические занятия, самостоятельная работа по заданиям кафедры (2 недели).

 

2. Основной этап – работа в школах, гимназиях, колледжах, вузах в качестве учителя иностранного языка и классного руководителя. Содержание основного этапа составляет: урочная деятельность, взаимопосещения уроков и их комплексный анализ, внеклассная воспитательная работа, внеклассная работа по предмету, ваимопосещения воспитательных мероприятий и их  анализ, индивидуальная работа с учащимися,  учебно-методическая работа, посещение индивидуальных и групповых консультаций, которые проводятся преподавателями университета, выполнение учебных заданий кафедры (12 недель).

 

3. Заключительный этап – подведение итогов, оформление отчетной документации, проведение итоговых конференций (1 неделя).

 

 

 

1.3. Учебно-методическое  руководство педагогическим аспектом производственной практики

 

Кафедра педагогики осуществляет руководство  практикой в следующих направлениях:

  • Знакомит студентов с целями, задачами и программой  педагогического аспекта производственной  практики в школе;
  • Знакомит руководителей организаций - баз практики с содержанием учебных заданий  по кафедре педагогики;
  • Разрабатывает и вносит изменения и дополнения в программу практики;
  • Организует и проводит спецкурс «Профессиональное становление учителя»;
  • Организует текущий учет практической деятельности студентов, оказывает индивидуальную помощь студентам в подготовке, проведении и анализе уроков, внеурочных занятий и воспитательной работы с учащимися;
  • Консультирует по вопросам организации продуктивного взаимодействия с учащимися и разрешения педагогических конфликтов;
  • Подводит итоги выполнения программы педагогической практики и оценивает работу студентов по заданиям кафедры;
  • Систематически обсуждает итоги практики на производственных совещаниях и заседаниях кафедры.

 

1.4. Обязанности  студента во время производственной  педагогической практики

  • Посещает спецкурс «Профессиональное становление учителя».
  • Находится в школе не менее 6 часов в день при пятидневной учебной неделе.
  • Соблюдает трудовую дисциплину и правила, установленные в школе.
  • Посещает все индивидуальные и групповые консультации преподавателя кафедры педагогики в школе.
  • Составляет индивидуальный план работы на основе примерного содержания деятельности студента практиканта, утверждает его у руководителя практики и работает по нему в течение всей практики.
  • В конце каждой недели получает у классного руководителя отметку о выполнении недельного плана.
  • Выполняет обязанности классного руководителя.
  • Ведет диагностическую, исследовательскую, воспитательную работу в соответствии с заданиями кафедры педагогики.

 

Студент не должен:

    • входить в класс после звонка;
    • самостоятельно руководить детьми вне школы (экскурсии, поездки);
    • посещать семьи учеников без классного руководителя;
    • организовывать внеклассные мероприятия в школе без согласования с дежурным администратором.

Студент может:

  • сотрудничать со студентами-практикантами других классов при организации внеклассных мероприятий, объединяющих несколько классов;
  • обращаться за помощью к администрации школы, учителям, классным руководителям, преподавателям;
  • высказывать замечания и предложения по организации практики групповому методисту, факультетскому руководителю.

 

 

1.5. Подведение итогов практики и оценка результатов деятельности студентов

 

По итогам производственной педагогической практики студент пятого курса представляет:

  1. Педагогический дневник.
  2. Индивидуальный план работы с понедельной отметкой классного руководителя о его выполнении.
  3. Индивидуальное задание исследовательского характера.
  4. Методическую разработку самостоятельно проведенного внеклассного воспитательного дела, анализ посещенного воспитательного дела, проведенного коллегой-практикантом.
  5. Анализ педагогических ситуаций на примерах собственного опыта деятельности.
  6. Рефлексию педагогического взаимодействия по итогам производственной практики.

Критериями  оценки практической деятельности студентов  пятого курса следует считать сформированные компетенции (см. п. 1.1.)

 

 

Раздел 2.  Методические рекомендации по выполнению учебных поручений кафедры педагогики

2.1.  Примерное распределение содержания деятельности студентов-практикантов по выполнению учебных поручений кафедры педагогики

 

Время

Содержание деятельности

Формы и методы организации деятельности

1-я и 2-я недели

Актуализация, обобщение и систе-матизация необходимых для предстоящей  практики педа-гогических знаний, умений и навыков

Семинарские занятия  в рамках спецкурса «Профес-сиональное становление учителя»

3-я неделя

1. Ознакомление с задачами и со-держанием учебно-воспитательной работы базы практики (далее – школы) в новом учебном году

 

2. Ознакомление с функциональны-ми обязанностями учителя-пред-метника и классного руководителя; содержанием, методами и формами их деятельности, а также с работой предметного кабинета

 

 

 

3. Знакомство  с учащимися класса, изучение  их возрастных и инди-видуальных особенностей

1. Беседа с  администрацией  школы, психологом, соци-альным педагогом

2. Экскурсия по школе

 

1. Распределение  по классам

2. Посещение  предметного кабинета и  урока учителя-предметника

3. Беседа с  учителем и класс-ным руководителем

4. Знакомство с оборудова-нием предметного кабинета

 

1. Изучение классного жур-нала, личных дел учащихся

2. Посещение  уроков (не 


Продолжение табл.

   

менее 3-х) во вверенном классе, наблюдение и беседы с учащимися

3. Беседы с  учителями-пред-метниками, классным руко-водителем, родителями

4. Оформление  педагогичес-кого дневника

4-я неделя

1. Ознакомление  с системой воспитательной работы классного руководителя в прикрепленном классе

 

 

2. Планирование  учебно-воспита-тельной деятельности студента в период педагогической практики.

 

 

 

 

 

1. Изучение, содержатель-ный анализ и оценка годово-го плана воспитательной ра-боты школы  и классного руководителя

 

1. Консультации препода-вателя кафедры педагогики по составлению индиви-дуальных планов работы студента на период педпрактики и оформлению педагогических дневников.

2. Составление индивидуаль-ного плана работы

 

 

 

 

5-я неделя

1. Диагностика эффективности про-цесса воспитания школьников в прикрепленном классе

 

 

2. Помощь классному  руководителю в проведении текущей  воспитатель-ной работы с классом

 

1. Наблюдение, анкетирова-ние, опрос, беседа с уча-щимися с целью диагностики их уровня воспитанности

 

1. Посещение информацион-ных и классных часов в прикрепленном классе, наблюдение и беседы с уча-щимися

2. Проверка дневников  и тетрадей школьников

6-я неделя

 

 

1. Анализ и  обобщение материалов диагностики процесса воспитания в классе

 

 

2. Постановка  воспитательных задач и поиск  актуальной темы воспитательного дела с классом

1.Консультации препода-вателя педагогики по выпол-нению индивидуальных ис-следовательских заданий

 

1. Обсуждение с классным руководителем и учащимися ближайших перспектив


Продолжение табл.

   

совместной внеклассной воспитательной работы

7-я

 неделя

Планирование  и разработка сцена-рия воспитательного дела (зачетного воспитательного мероприятия) в классе

 

Подведение  итогов работы по вы-полнению заданий по педагогике (промежуточная аттестация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Написание  методической разработки зачетного   воспи-тательного мероприятия

 

 

1. Оформление отчетной  до-кументации о выполнении заданий по педагогике

2. Собеседование с  препода-вателем кафедры педагогики, предоставление ему пись-менных отчетов о выпол-нении заданий, поверка педа-гогических дневников

3. Помощь классному  руко-водителю в организации досуга детей во время школьных каникул

 

 

 

 

8-я неделя

1. Подготовка  воспитательного дела (зачетного  воспитательного мероп-риятия)

1. Взаимодействие  с учащи-мися по методике КТД (кол-лективное целеполагание и подготовка)

2. Групповые  и индиви-дуальные консультации преподавателя кафедры педагогики по организации и проведению зачетного вос-питательного мероприятия

8-я и 9-я недели

1. Проведение  зачетного воспи-тательного мероприятия в классе

 

 

2. Взаимопосещение  и анализ зачет-ных мероприятий студентов-практи-кантов

1. Организация воспитатель-ного дела в классе и анализ его результатов

 

1. Коллективное обсуждение и индивидуальный анализ зачетных мероприятий

10-я и

11-я недели

1. Самодиагностика  уровня профес-сиональной подготовленности

1. Выполнение тестовых  заданий по определению уровня  своей профессиональ


Продолжение табл.

   

ной подготовленности

2. Составление профессио-нальной самохарактеристики или программы профессио-нального самовоспитания

12-я неделя

1. Помощь классному  руководителю в проведении текущей  воспита-тельной работы с классом

1. Коллективная и индиви-дуальная учебно-воспита-тельная работа со школьни-ками (помощь отстающим, дополнительные занятия, кружковая работа, участие в проведении  олимпиад)

2. Анализ педагогических  ситуаций на примере собственного  опыта

13-я неделя

1. Реализация  программы профес-сионального самовоспитания

 

1. Изучение  педагогической литературы, опыта работы лучших учителей школы

2. Самоанализ учебно-вос-питательной работы в классе

3. Помощь учителю-предмет-нику и классному руково-дителю в подведении итогов четверти и учебного года

14-я неделя

1. Подготовка  к аттестации по итогам педагогической практики в школе

1.Групповые  и индивиду-альные консультации преподавателя педагогики по оформлению отчетной доку-ментации

2.Оформление отчетной до-кументации

15-я неделя

1. Подведение  итогов учебно-воспи-тательной педагогической практики

1. Итоговая конференция по группам и на факультете

2. Дифференцированный  за-чет


 

 

 

 

 

 

 

2.2. Спецкурс «Профессиональное становление учителя».

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

1

Педагогическая  профессия   и ее роль в современном обществе

2

2

Учитель как  личность и профессионал

2

3

Личностный  и профессиональный рост учителя

2

4

Культура педагогического  взаимодействия

2

5

Классный руководитель в современной школе

2

 

Всего:

10

Информация о работе Дневник студента-практиканта 5 курса. Методическое пособие