Дневник студента-практиканта 5 курса. Методическое пособие

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:44, методичка

Краткое описание

полное пособие по прохождению практики

Оглавление

Обращение к идущему на педагогическую практику пятикурснику…………….. 4
Раздел 1. Организация и проведение производственной педагогической
практики………………………………………………………………….
5
1.1. Цель и задачи производственной педагогической практики…………
1.2. Содержание производственной педагогической практики…………..
1.3. Учебно-методическое руководство педагогическим аспектом
производственной практики ….………………………………………
1.4. Обязанности студента во время производственной педагогической практики………………………………………………………………….
1.5. Подведение итогов практики и оценка результатов деятельности студентов…………………………………………..................................... 5
9
10
11
11
Раздел 2. Методические рекомендации по выполнению учебных
поручений кафедры педагогики………………………………………
12
2.1. Примерное распределение содержания деятельности студентов-практикантов по выполнению учебных поручений кафедры педагогики……………………………………………………………….
2.2. Спецкурс «Профессиональное становление учителя». Учебно-тематический план ……..………………………………………………
2.3. Лист самооценки уровня сформированности профессиональных
и личностных качеств педагога………………………………………
12
16
16
Раздел 3. Оформление дневника педагогической деятельности……………. 23
3.1. Общие сведения об учебном заведении……………………………….
3.2. Индивидуальный план работы студента-практиканта………………. 23
27
Раздел 4. Технологии выполнения педагогических заданий………………… 30
4.1. Индивидуальное задание исследовательского характера……………
4.2. Технология разработки и анализа зачетного воспитательного дела...
4.3. Анализ педагогической ситуации на примере собственного опыта деятельности…………………………………………………………….
4.4. Рефлексия педагогического взаимодействия студента-практиканта
с основными субъектами педагогической системы, в которой осуществляется производственная педагогическая практика……… 30
38
46

53

Файлы: 1 файл

Дневник студ-практ 5 курса.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Минский государственный  лингвистический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое пособие

 

 

 

студента (ки) ___________________ группы _______ курса

___________________________________ факультета  МГЛУ

___________________________________________________

фамилия, имя, отчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск  2009

 

 

Оглавление

 

Обращение к  идущему на педагогическую практику пятикурснику……………..

4

Раздел 1. Организация и проведение производственной  педагогической  

                   практики………………………………………………………………….

 

5

1.1.  Цель и задачи производственной педагогической практики…………

1.2.  Содержание производственной педагогической практики…………..

1.3.  Учебно-методическое руководство педагогическим аспектом    

         производственной практики  ….………………………………………

1.4.  Обязанности студента  во время производственной педагогической  практики………………………………………………………………….

1.5.  Подведение  итогов практики и оценка результатов  деятельности студентов………………………………………….....................................

5

9

 

10

 

11

 

11

Раздел 2.  Методические     рекомендации   по    выполнению   учебных     

                   поручений кафедры педагогики………………………………………

 

12

    1. Примерное распределение содержания деятельности студентов-практикантов по   выполнению учебных   поручений   кафедры педагогики……………………………………………………………….
    2. Спецкурс «Профессиональное становление учителя». Учебно-тематический план ……..………………………………………………
    3. Лист самооценки уровня сформированности   профессиональных

        и личностных качеств педагога………………………………………

 

 

12

 

16

 

16

Раздел 3.   Оформление дневника педагогической деятельности…………….

23

3.1. Общие сведения об учебном заведении……………………………….

            3.2.  Индивидуальный план работы студента-практиканта……………….

23

27

Раздел 4.    Технологии выполнения педагогических заданий…………………

30

    1. Индивидуальное задание исследовательского характера……………
    2. Технология разработки и анализа зачетного воспитательного дела...
    3. Анализ педагогической ситуации на примере собственного опыта деятельности…………………………………………………………….
    4. Рефлексия педагогического взаимодействия студента-практиканта

с основными   субъектами   педагогической   системы, в   которой       осуществляется производственная педагогическая практика………

30

38

 

46

 

 

53


 

 

 

 

 

Обращение

к идущему  на педагогическую практику пятикурснику

 

Юный коллега! Вы приступаете к практическому постижению самой универсальной и захватывающей в мире профессии. «Важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Не будем  скрывать, что процесс адаптации  к творческой профессии учителя протекает достаточно сложно, а иногда и болезненно. Преодолеть трудности адаптации, обрести себя в профессии Вам,  возможно, помогут советы опытных педагогов:

  • Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении!
  • Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе и речи не может быть о творчестве!
  • Развивай в себе незаурядность. Не замыкайся в своем учительстве. Ты должен быть интересен детям!
  • Будь оптимистом! Придерживайся педагогической аксиомы: «Недостаток ребенка – это такое его достоинство, которому мы не нашли применения».
  • Будь честным!
  • Цени юмор в общении с учениками! В классе будь готов ко всему: к высшим проявлениям человеческого духа и к любой «первобытности». Не падай в обморок, а анализируй и работай.
  • Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть!
  • Обрети гражданскую позицию!
  • Помни, что главная цель воспитания – счастливый человек!
  • И, наконец, самое последнее:

Не воспринимай  эти советы как безапелляционное провозглашение непреложных истин!

Мы желаем Вам  успехов в постижении профессии и предлагаем Вам познакомиться с Клятвой учителя Шалвы Амонашвили, в которой содержится то, что так важно в работе с детьми: круг личностных и профессиональных ценностей учителя-гуманиста.

 

 

 

 

Клятва учителя

 

      Я - Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребенка, о судьбах детей, клянусь:

    • любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца;
    • быть им верным и преданным;
    • следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребенке личности;
    • быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых случаях. 

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:

    • о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности;
    • о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества;
    • об очеловечивании знаний и очеловечивании среды вокруг каждого ребенка;
    • об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребенком.

Клянусь:

    • не вредить детям;
    • не вредить Ребенку.

 

 

Раздел 1. Организация  и проведение производственной  педагогической практики

 

1.1.  Цель и задачи  производственной  педагогической  практики

 

Производственная  педагогическая практика студентов  выпускного курса МГЛУ является завершающим этапом профессиональной подготовки к самостоятельной педагогической деятельности. Базой ее проведения являются различные типы учебных заведений Республики Беларусь: общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, вузы.

Производственная педагогическая практика направлена на закрепление полученных в вузе знаний, формирование у будущих специалистов умений проектировать, конструировать, организовывать и анализировать профессиональную деятельность, развитие их профессионального мышления, а также формирование индивидуального стиля  профессиональной  деятельности.

Смысловая направленность завершающего этапа педагогической практики в МГЛУ — подготовить  студентов к целостному и творческому  выполнению функций учителя иностранного языка.

Опираясь  на представления студентов о  педагогической деятельности и себе как самоопределяющемся профессионале,  опыт изучения психолого-педагогических, языковых и общекультурных дисциплин, производственная практика призвана:

  • способствовать формированию гуманистической мировоззренческой позиции будущих учителей иностранного языка, воспитанию у них профессионально значимых  качеств;
  • содействовать углублению и обогащению психолого-педагогических  и специальных знаний в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия с учащимися, их родителями, коллегами;
  • обеспечивать практическое освоение студентами современных методик, техник и технологий обучения и воспитания, отработку общепедагогических и методических умений и навыков, обусловливающих успешность учебно-воспитательного процесса;
  • обогащать мотивацию профессиональной педагогической деятельности, стимулировать выработку творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, а также приобретение опыта критического анализа результатов своего труда, самостоятельного и ответственного принятия педагогических решений;
  • включать студентов в процесс самопознания сильных и слабых сторон своей личности и на этой основе  способствовать формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности;
  • ознакомить будущих учителей с современным состоянием учебно-воспитательной работы школы и стимулировать к оказанию посильной научно-методической и социально-педагогической помощи школе в решении проблем воспитания и обучения.

 

В течение производственной педагогической практики у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:

 

Академические компетенции

  • Владеть и применять базовые научные знания для решения теоретических и практических задач:

– Теоретико-методологические знания о человеке как биосоциопсихическом существе; основные методологические подходы и принципы воспитания и обучения; типологические (возрастные) и индивидуальные закономерности воспитания и обучения; развития личности на всех стадиях онтогенеза; влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание, принципы профессиональной деятельности современного учителя;

– Методические знания – современные технологии учебно-воспитательной работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, моделирования педагогической деятельности;

– Прикладные знания – способы, приемы, виды психолого-педагогической диагностики и коррекции, психотехнические приемы (например, я-высказывание, активное слушание) психолого-педагогическое сопровождение личности и малой группы (коллектива) в педагогическом процессе.

 

  • Работать самостоятельно с психолого-педагогической литературой.
  • Обладать способностью соотносить понятийный аппарат «педагогики» с реалиями школьной жизни.

 

Социально-личностные компетенции

    • Вступать в контакты с разными людьми (учениками, родителями, коллегами).
    • Устанавливать профессиональные отношения.
    • Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
    • Сотрудничать, вступать в деловые контакты.
    • Иметь гуманистическую направленность личности.
    • Создавать атмосферу комфортности, доброжелательности.
  • Вызывать доверие у учеников, родителей, коллег, соучаствовать в решении их проблем.
    • Соблюдать конфиденциальность и педагогический такт.
    • Побуждать ученика к действию, творчеству, проявлению милосердия.
    • Влиять на общение, отношения между учениками.
    • Адекватно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.
    • Контролировать свои эмоции в любой ситуации.
    • Управлять своим настроением.
    • Снимать психологическое напряжение; предъявлять к себе требования.

 

Профессиональные  компетенции

 

Организационно-управленческие:

    • работать с нормативно-правовыми документами в области образования;
    • взаимодействовать с коллегами, администрацией школы, школьным психологом, социальным педагогом, органом ученического самоуправления;
    • ставить конкретные задачи, направленные на решение педагогических проблем, организовывать учеников на их выполнение;
    • рационально организовывать свое рабочее время;
    • планировать этапы и средства профессиональной деятельности;
    • планировать индивидуальную работу с учениками;
    • планировать работу с классом;
    • организовывать разнообразные виды воспитательной работы, выполнение программ и проектов;
    • анализировать конкретные жизненные ситуации учеников, предвидеть и предотвращать затруднения (в учебе, общении, личностном развитии);
    • изучать личность, ее микросоциум;
    • определять потребности и организовывать деятельность учеников в зоне ближайшего развития;
    • проектировать конечный результат профессиональной деятельности;
    • анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи;
    • взаимодействовать с учениками, используя педагогическую технику (речь, голос, жест и т.д.);
    • анализировать социальную ситуацию развития ребенка, его психолого-педагогические проблемы, планировать, прогнозировать формы и методы педагогической поддержки;
    • осуществлять психолого-педагогическую диагностику, консультирование.

В воспитательной деятельности:

    • планировать, контролировать, осуществлять идеологическую и воспитательную работу с учащимися разного возраста;
    • реализовывать планы идеологической и воспитательной работы с учащимися;
    • выявлять резервные возможности ученика, открывать положительное в ученике и организовывать процесс его саморазвития;
    • поощрять положительные проявления, гуманность, милосердие;
    • обучать учеников помогать другим людям, прикладным умениям и навыкам;
    • объединять учеников на основе их общих интересов, духовной близости;
    • выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации.

Информация о работе Дневник студента-практиканта 5 курса. Методическое пособие