Дневник студента-практиканта 5 курса. Методическое пособие

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:44, методичка

Краткое описание

полное пособие по прохождению практики

Оглавление

Обращение к идущему на педагогическую практику пятикурснику…………….. 4
Раздел 1. Организация и проведение производственной педагогической
практики………………………………………………………………….
5
1.1. Цель и задачи производственной педагогической практики…………
1.2. Содержание производственной педагогической практики…………..
1.3. Учебно-методическое руководство педагогическим аспектом
производственной практики ….………………………………………
1.4. Обязанности студента во время производственной педагогической практики………………………………………………………………….
1.5. Подведение итогов практики и оценка результатов деятельности студентов…………………………………………..................................... 5
9
10
11
11
Раздел 2. Методические рекомендации по выполнению учебных
поручений кафедры педагогики………………………………………
12
2.1. Примерное распределение содержания деятельности студентов-практикантов по выполнению учебных поручений кафедры педагогики……………………………………………………………….
2.2. Спецкурс «Профессиональное становление учителя». Учебно-тематический план ……..………………………………………………
2.3. Лист самооценки уровня сформированности профессиональных
и личностных качеств педагога………………………………………
12
16
16
Раздел 3. Оформление дневника педагогической деятельности……………. 23
3.1. Общие сведения об учебном заведении……………………………….
3.2. Индивидуальный план работы студента-практиканта………………. 23
27
Раздел 4. Технологии выполнения педагогических заданий………………… 30
4.1. Индивидуальное задание исследовательского характера……………
4.2. Технология разработки и анализа зачетного воспитательного дела...
4.3. Анализ педагогической ситуации на примере собственного опыта деятельности…………………………………………………………….
4.4. Рефлексия педагогического взаимодействия студента-практиканта
с основными субъектами педагогической системы, в которой осуществляется производственная педагогическая практика……… 30
38
46

53

Файлы: 1 файл

Дневник студ-практ 5 курса.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

                                                                                                       Продолжение табл.

5-я неделя

 

 

 

   

6-я неделя

   

7-я неделя

   

8-я неделя

   

9-я неделя

   

                                                                                                       Продолжение табл.

10-я неделя

 

 

 

 

 

   

11-я неделя

 

 

 

 

 

 

   

12-я неделя

   

 

 

                                                                                                       Продолжение табл.

13-я неделя

   

14-я неделя

   

15-я неделя

   

 

 

Раздел 4. Технологии выполнения педагогических заданий

    1. Индивидуальное задание исследовательского характера

 

  Основное назначение задания – практическое овладение конкретными методиками изучения  эффективности учебно-воспитательного процесса, формирование умений и навыков проведения педагогического исследования.

    В  целом выполнение исследовательского  задания способствует повышению  культуры умственного труда, развивает научно-педагогическое мышление,  формирует потребность в исследовательской деятельности.

Содержание  задания. Выполните индивидуальное задание исследовательского характера. Сформулируйте практические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с учетом проведенного исследования.

Тема исследовательского задания определяется преподавателем кафедры педагогики для каждого  студента. Для студентов, выполняющих  дипломную работу на кафедре педагогики, тема определяется в соответствии с проблематикой дипломной работы.

Индивидуальные  рекомендации по выполнению задания исследовательского характера дает преподаватель на занятии по спецкурсу.

Выполняя исследовательское  задание, используйте технологию  педагогической диагностики, которая включает следующие этапы:

 

  1. Выявление педагогических проблем, существующих в реальной действительности, в конкретной ситуации (оценка ситуации), предварительное ознакомление с учащимися (наблюдение, ознакомление с соответствующими документами, беседы).
  2. Постановку цели, соответствующей выявленным проблемам.
  3. Формулировку задач диагностического исследования (детализация целей); гипотезы (по необходимости, возможности).
  4. Выбор диагностических средств, исходя из целей, задач, объекта,

      ограничений по времени, ресурсам.

  1. Построение детализированного плана диагностического исследования, включая проведение процедур сбора информации, обработки результатов, формулирования рекомендаций и т.п.
  2. Проведение исследования
  3. Обработка полученной информации.
  4. Интерпретация полученных результатов.
  5. Составление  практических рекомендаций.

        Завершенное исследовательское  задание оценивается преподавателем  кафедры педагогики. В своем заключении  преподаватель отмечает соответствие  выполненного задания предъявляемым  требованиям.

 

 

Литература

 

  1. Аминов, Н.А.  Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов. – М., 1997.
  2. Диагностика социально-педагогических качеств педагога: методические рекомендации. – М., 1992.
  3. Зверева, В.И.  Диагностика педагогической деятельности учителя / В.И. Зверева.  – М.: Новая школа, 1995.
  4. Зимбардо, Ф.  Застенчивость. / Ф. Зимбардо. – М., 1991.
  5. Изучение личности учащегося. – Волгоград, 1982.
  6. Изучение личности школьника учителем / авт.-сост.:  В.И. Васильева [и др.] – М.: Педагогика, 1991.
  7. Ратанова, Т.А., Шляхта, Н.Р.  Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова , Н.Р. Шляхта.  – М., 1989.
  8. Рогов, Е.И.  Личность учителя: Теория и практика /Е.И. Рогов. – Ростов на Д., 1996.
  9. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / авт.-сост.: Л.А. Байковская  [и др.] –  М., 1999.
  10. Станкин, М.И.  Профессиональные способности педагога / М.И. Станкин. – М., 1998.

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2.  Технология разработки и анализа зачетного воспитательного дела

 

Основное  назначение задания: упражнение в умении проектировать воспитательную работу в классе, выбирать наиболее целесообразные формы и методы взаимодействия с учащимися, учитывать в содержании воспитательной работы возрастные особенности школьников, анализировать и выявлять воспитательный результат дела, оценивать проводимые воспитательные мероприятия.

Содержание  задания: разработайте сценарий и проведите воспитательное (учебно-воспитательное) дело в вашем классе. Сделайте письменный анализ посещенного вами воспитательного дела, проведенного в другом классе вашим коллегой-практикантом.

Рекомендации по выполнению задания

Воспитательная  работа в школе имеет множество форм, среди них вам надо выбрать и остановиться на одной, которую можно предложить в качестве зачетного, т.е. показательного мероприятия.

Для того чтобы  зачетное воспитательное мероприятие  достигло поставленной цели, продвинуло учащихся в области нравственного, эстетического, трудового, физического  и т.д. развития и получило положительную  оценку,  изучите и используйте в практической деятельности методический алгоритм (систему предписаний), который обеспечит обстоятельную подготовку и качественное проведение внеклассного мероприятия.

1. Ознакомьтесь  с содержанием Инструктивно-методического  письма Министерства образования  «Особенности организации воспитательной работы   в 2008–2009 учебном году» («Настаўнiцкая газета»).

2. Изучите и проанализируйте план воспитательной работы класса, который разрабатывается классным руководителем с учетом комплексно-целевой программы школы по воспитательной работе и особенностей класса (проблемы поведения, успеваемости, общения и т.д.).

3. На основе  плана воспитательной работы  класса с учетом потребности  учащихся и собственных педагогических  интересов определите актуальную  тему воспитательного мероприятия.

4. Проконсультируйтесь  с классным руководителем по  вопросу выбора воспитательного  мероприятия (актуальность темы, цель, форма проведения).

5. Определите и осмыслите  содержание воспитательного мероприятия,  используя методическую литературу  и продумайте технологию реализации темы. Технология реализации темы  – это ваше творчество.

6. Получите консультацию  у вашего методиста по воспитательной  работе кафедры педагогики.

7. Хорошо продумайте  форму. Что это будет?

  • Монолог с иллюстрациями для обсуждения.
  • Беседа с привлечением примеров и мнения учащихся.
  • Выступление учащихся, где вы в результате делаете расширенное резюме  и подводите итоги.
  • Дискуссия.
  • Просмотр фрагментов видеозаписи, кинопленки; использование увиденного материала с целью обсуждения.
  • Конкурс на лучшую летопись своего рода «Мой родовод».
  • Конкурс рукотворных плакатов по тематике «СПИДу — нет».
  • Трудовой десант «Озеленение территории школы» и т.д.

В качестве зачетного  мероприятия может быть зачтено  выступление с докладом на педсовете  школы по злободневным вопросам, например, «Современная семья, проблемы воспитания детей» или «Проблема наркомании и алкоголизма. Их профилактика за рубежом и в РБ», развернутый сценарий по теме «Неделя профилактики СПИДа и наркомании в школе».

8. Разработайте подробный план-конспект формы внеклассной воспитательной работы с указанием поставленной цели.

9. Обсудите план-конспект  с классным руководителем.

10. Запомните  план-конспект воспитательного мероприятия  путем его неоднократного воспроизведения  или «проигрывания». Такая подготовка поможет вам умело провести воспитательное мероприятие.

 

Требования, предъявляемые  к оформлению задания

 

Задание должно быть грамотно написано (напечатано) и правильно оформлено на листах формата А-4. Писать (печатать) следует на одной стороне листа формата А-4 (шрифт 12). Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на отдельных этапах воспитательного дела, применяя разные шрифты, выделения, с помощью разрядки, подчеркивания и т.п.

 

Требования к составлению методической разработки

воспитательного дела

 

Методическая  разработка – это описание используемых педагогом комплекса целей и задач, методов и содержания педагогического взаимодействия в рамках конкретной организационной формы (классного часа, игры-путешествия, конкурса, устного журнала, занятия кружка и т.д.).

Основой любой  организационной формы педагогического  процесса является деятельность, взаимодействие участников этого процесса, т.е. педагога и учащихся, педагога и воспитанников. В этой связи структура (логика осуществления) деятельности будет определять структуру организационной формы педагогического процесса, а значит и структуру методической разработки воспитательного дела, организационной формы педагогического процесса.

Информация о работе Дневник студента-практиканта 5 курса. Методическое пособие