Продолжение табл.
5-я неделя
|
|
|
6-я неделя |
|
|
7-я неделя |
|
|
8-я неделя |
|
|
9-я неделя
|
|
|
Продолжение табл.
10-я неделя
|
|
|
11-я неделя
|
|
|
12-я неделя |
|
|
Продолжение табл.
13-я неделя |
|
|
14-я неделя |
|
|
15-я неделя |
|
|
Раздел 4. Технологии выполнения
педагогических заданий
Индивидуальное задание исследовательского характера
Основное назначение
задания – практическое овладение
конкретными методиками изучения эффективности
учебно-воспитательного процесса, формирование
умений и навыков проведения педагогического
исследования.
В
целом выполнение исследовательского
задания способствует повышению
культуры умственного труда, развивает научно-педагогическое
мышление, формирует потребность в
исследовательской деятельности.
Содержание
задания. Выполните индивидуальное задание
исследовательского характера. Сформулируйте
практические рекомендации по совершенствованию
учебно-воспитательного процесса с учетом
проведенного исследования.
Тема исследовательского
задания определяется преподавателем
кафедры педагогики для каждого
студента. Для студентов, выполняющих
дипломную работу на кафедре педагогики,
тема определяется в соответствии с проблематикой дипломной
работы.
Индивидуальные
рекомендации по выполнению
задания исследовательского характера
дает преподаватель на занятии по спецкурсу.
Выполняя исследовательское
задание, используйте технологию педагогической
диагностики, которая включает следующие
этапы:
- Выявление педагогических проблем, существующих в реальной действительности, в конкретной ситуации (оценка ситуации), предварительное ознакомление с учащимися (наблюдение, ознакомление с соответствующими документами, беседы).
- Постановку цели, соответствующей выявленным проблемам.
- Формулировку задач диагностического исследования (детализация целей); гипотезы (по необходимости, возможности).
- Выбор диагностических средств, исходя из целей, задач, объекта,
ограничений по времени, ресурсам.
- Построение детализированного плана диагностического исследования, включая проведение процедур сбора информации, обработки результатов, формулирования рекомендаций и т.п.
- Проведение исследования
- Обработка полученной информации.
- Интерпретация полученных результатов.
- Составление практических рекомендаций.
Завершенное исследовательское
задание оценивается преподавателем
кафедры педагогики. В своем заключении
преподаватель отмечает соответствие
выполненного задания предъявляемым
требованиям.
Литература
- Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов. – М., 1997.
- Диагностика социально-педагогических качеств педагога: методические рекомендации. – М., 1992.
- Зверева, В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя / В.И. Зверева. – М.: Новая школа, 1995.
- Зимбардо, Ф. Застенчивость. / Ф. Зимбардо. – М., 1991.
- Изучение личности учащегося. – Волгоград, 1982.
- Изучение личности школьника учителем / авт.-сост.: В.И. Васильева [и др.] – М.: Педагогика, 1991.
- Ратанова, Т.А., Шляхта, Н.Р. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова , Н.Р. Шляхта. – М., 1989.
- Рогов, Е.И. Личность учителя: Теория и практика /Е.И. Рогов. – Ростов на Д., 1996.
- Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / авт.-сост.: Л.А. Байковская [и др.] – М., 1999.
- Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога / М.И. Станкин. – М., 1998.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2. Технология разработки и анализа
зачетного воспитательного дела
Основное
назначение задания: упражнение в умении проектировать
воспитательную работу в классе, выбирать
наиболее целесообразные формы и методы
взаимодействия с учащимися, учитывать
в содержании воспитательной работы возрастные
особенности школьников, анализировать
и выявлять воспитательный результат
дела, оценивать проводимые воспитательные
мероприятия.
Содержание
задания: разработайте сценарий и проведите
воспитательное (учебно-воспитательное)
дело в вашем классе. Сделайте письменный
анализ посещенного вами воспитательного
дела, проведенного в другом классе вашим
коллегой-практикантом.
Рекомендации по выполнению
задания
Воспитательная
работа в школе имеет множество форм, среди
них вам надо выбрать и остановиться на
одной, которую можно предложить в качестве
зачетного, т.е. показательного мероприятия.
Для того чтобы
зачетное воспитательное мероприятие
достигло поставленной цели, продвинуло
учащихся в области нравственного,
эстетического, трудового, физического
и т.д. развития и получило положительную
оценку, изучите и используйте в практической
деятельности методический алгоритм (систему
предписаний), который обеспечит обстоятельную
подготовку и качественное проведение
внеклассного мероприятия.
1. Ознакомьтесь
с содержанием Инструктивно-методического
письма Министерства образования
«Особенности организации воспитательной
работы в 2008–2009 учебном году» («Настаўнiцкая
газета»).
2. Изучите и проанализируйте
план воспитательной работы класса, который
разрабатывается классным руководителем
с учетом комплексно-целевой программы
школы по воспитательной работе и особенностей
класса (проблемы поведения, успеваемости,
общения и т.д.).
3. На основе
плана воспитательной работы
класса с учетом потребности
учащихся и собственных педагогических
интересов определите актуальную
тему воспитательного мероприятия.
4. Проконсультируйтесь
с классным руководителем по
вопросу выбора воспитательного
мероприятия (актуальность темы,
цель, форма проведения).
5. Определите и осмыслите
содержание воспитательного мероприятия,
используя методическую литературу
и продумайте технологию реализации темы. Технология реализации темы
– это ваше творчество.
6. Получите консультацию
у вашего методиста по воспитательной
работе кафедры педагогики.
7. Хорошо продумайте
форму. Что это будет?
- Монолог с иллюстрациями для обсуждения.
- Беседа с привлечением примеров и мнения учащихся.
- Выступление учащихся, где вы в результате делаете расширенное резюме и подводите итоги.
- Дискуссия.
- Просмотр фрагментов видеозаписи, кинопленки; использование увиденного материала с целью обсуждения.
- Конкурс на лучшую летопись своего рода «Мой родовод».
- Конкурс рукотворных плакатов по тематике «СПИДу — нет».
- Трудовой десант «Озеленение территории школы» и т.д.
В качестве зачетного
мероприятия может быть зачтено
выступление с докладом на педсовете
школы по злободневным вопросам, например,
«Современная семья, проблемы воспитания
детей» или «Проблема наркомании и алкоголизма.
Их профилактика за рубежом и в РБ», развернутый
сценарий по теме «Неделя профилактики
СПИДа и наркомании в школе».
8. Разработайте подробный план-конспект формы внеклассной
воспитательной работы с указанием поставленной
цели.
9. Обсудите план-конспект
с классным руководителем.
10. Запомните
план-конспект воспитательного мероприятия
путем его неоднократного воспроизведения
или «проигрывания». Такая подготовка поможет
вам умело провести воспитательное мероприятие.
Требования, предъявляемые
к оформлению задания
Задание должно
быть грамотно написано (напечатано) и правильно
оформлено на листах формата А-4. Писать
(печатать) следует на одной стороне листа
формата А-4 (шрифт 12). Разрешается использовать
компьютерные возможности акцентирования
внимания на отдельных этапах воспитательного
дела, применяя разные шрифты, выделения,
с помощью разрядки, подчеркивания и т.п.
Требования к составлению методической
разработки
воспитательного
дела
Методическая
разработка – это описание
используемых педагогом комплекса целей
и задач, методов и содержания педагогического
взаимодействия в рамках конкретной организационной
формы (классного часа,
игры-путешествия, конкурса, устного журнала,
занятия кружка и т.д.).
Основой любой
организационной формы педагогического
процесса является деятельность, взаимодействие
участников этого процесса, т.е. педагога
и учащихся, педагога и воспитанников.
В этой связи структура (логика осуществления)
деятельности будет определять структуру
организационной формы педагогического
процесса, а значит и структуру методической
разработки воспитательного дела, организационной
формы педагогического процесса.