Дифференцированный подход в обучении говорению младших подростков на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучить и апробировать дифференцированный подход при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка.
Задачи:
 рассмотреть дифференцированный подход в обучении говорению на уроках иностранного языка;
 рассмотреть возрастные и психологические особенности младших школьников;
 рассмотреть говорение как вид речевой деятельности;
 рассмотреть критерии оценки при обучении говорению;
 разработать и апробировать фрагменты уроков, направленные на обучение младших школьников говорению на основе дифференцированного подхода;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка………………………………………………………………………………………6
1.1 Дифференциация обучения в школе……………………………………………...6
1.2 Оценка качества обучения говорению как виду речевой деятельности
в 3-4классах…………………………………………………………………….…….9
1.3 Дифференцированный подход при обучении говорению…………………….14
1.4 Особенности использования внутриклассной дифференциации по взаимоотношениям и по уровню сформированности умений говорения учащихся…………………………………………………………………………….17
1.5 Деление учащихся на подгруппы по уровню сформированности умений говорения…………………………………………………………………………... 20
Глава 2 Практическое изучение использования дифференцированного подхода при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка……………………………………………………………………………………..22
2.1 Организация опытно-практической работы…………………………………...22
2.2 Описание опытного обучения и его результатов………………………………28
Заключение……………………………………………………………………………...34
Библиографический список…………………………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Диплом2.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

Таким образом, в ходе опытной работы в 3-4 классах мною было использовано 12 различных упражнений с применением дифференцированного подхода при обучении говорению. Данные задания способствовали повышению мотивации учащихся, увеличению количества устноречевой практики каждого из учеников,  совершенствованию умений монологического и диалогического высказываний.  

 

 

Заключение

 

Дифференцированное  обучение предусматривает такую организацию процесса обучения, при которой каждый обучающийся работает на уровне своих способностей, решая посильные, но достаточно трудные для него задачи. В то же время при обучении говорению дифференциация способствует устранению общих трудностей, которые возникают в процессе обучения английскому языку.

           Для того, чтобы процесс формирования  умений говорения на уроке  с использованием дифференцированного подхода приносил положительные результаты педагогу необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  • изучить возрастные особенности учеников;
  • изучить индивидуальные особенности учащихся;
  • выявить уровень сформированности умений говорения каждого из учеников;
  • определить критерии объединения учащихся в группы;
  • использовать и совершенствовать способности и навыки учащихся в групповой и индивидуальной работе;
  • систематически и объективно анализировать работу учащихся;
  • планировать деятельность учащихся по формированию у них навыков самостоятельной деятельности и умение управлять собственным учебным процессом;
  • отказываться от малоэффективных приемов организации обучения, заменяя их более рациональными при данных условиях;
  • осуществлять постоянную обратную связь на уроке;
  • умело использовать средства поощрения;
  • применять дифференциацию по уровню сформированности умений говорения для выполнения заданий по формированию монологического и диалогического высказываний повышенной сложности, требующих мыслительной активности ;
  • дифференцировать учащихся по взаимоотношениям при выполнении творческих заданий по формированию монологического и диалогического высказываний, направленных на развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом всех его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности, межличностные отношения учеников, можно полнее использовать их роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей и мотивации к предмету. 

Особая роль в обучении отводится дифференцированному подходу, позволяющему повысить эффективность работы учителя и активизировать деятельность учащихся. Для этого необходима такая организация процесса обучения, при которой учащийся становится субъектом познавательной деятельности. При этом развивается мышление, речь, память, творческое воображение.

Обобщение собственных  наработок и опыта других позволяет  выделить совокупность педагогических требований к работе учителя, при  которых обучение на разных уровнях  становится успешным.

           Дифференцированный подход при обучении говорению детей младшего школьного возраста позволяет достичь увеличения количества устноречевой практики на уроке, развития навыка взаимодействовать в подгруппах, реализации творческого потенциала учащихся, более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и совершенствования умений монологического и диалогического высказываний. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к говорению и стремление выполнять поставленные задачи. Таким образом, при правильной организации дифференцированного подхода результативность каждого ученика и урока в целом повышается.

Следовательно, дифференцированный подход в обучении английскому языку  – это современная необходимость  и актуальность нашего времени, времени  – информационно-компьютерных технологий и инновационных методов обучения в образовательной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Арефьев Г. И. Групповая форма работы на уроках английского языка – М.: ВАКО, 1994. .
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды — М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
  3. Волковысский Р. Ю., Темкина Д. А. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Выготский Л. С. Проблемы развития психики - М.: Педагогика, 1983.
  5. Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе. // ИЯШ, 1995.
  6. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982.
  7. Гузик Н. П. Учить учиться. – М., 1981.
  8. Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи. - М., 1990.
  9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.
  10. Клевченя М. С. Психологические проблемы дифференцированного обучения// Актуальные проблемы дифференцированного обучения. – М., Народная асвета, 1992.
  11. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр "Блиц", Cambridge University Press, 2001.
  12. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. –Минск: 2003.

 

  1.  Обозов Н. Н. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни? Методическое пособие – СПб.: 1997.
  2. Обозов Н. Н. Психология совместной деятельности – СПб.: 1997.
  3. Осмоловская И. М. Дифференциация обучения: за и против – Воронеж: 2008.
  4. Розенберг Н. В. Дифференцированный подход в обучении английскому языку МОУ СОШ №1 – М.: 2007.
  5. Селевко Г. К. Дифференциация обучения. – Ярославль: 1995.
  6. Соловова Е. Н. методика обучения иностранным языкам – М.: Просвещение: 2003.
  7. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа. - 1991.
  8. Унт И. Э. Индивидулизация и дифференциация обучения – М.: 1990.
  9. Шахмарев Н. М. Дифференциация обучения в начальной общеобразовательной школе. М.: 1982.
  10. Эльконин Д. Б.  Возрастные особенности младших школьников - М.: 1967. – 432 с.
  11. Холл С. Особенности младшего школьного возраста
  12. Рабочая программа по английскому языку для 3-4классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Принципы дифференциации

 

Основание

Виды

Примеры

Индивидуально-психологические  особенности

по возрастному составу

школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы

по полу

мужские, женские, смешанные  классы, команды, школы

по области интересов

гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы

по уровню умственного  развития

уровню достижений

по личностно-психологическим  типам

типу мышления, акцентуации  характера, темпераменту, социотипу

по уровню здоровья

физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы

Организационный уровень

 по типу школ (региональная)

спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы

внутришкольная

уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки

в параллели

группы и классы различных  уровней: гимназические, классы компенсирующего  обучения

межклассная

факультативные, сводные, разновозрастные группы

внутриклассная (внутрипредметная)

группы в составе  класса

 

 

 

 

Приложение 2

Основные теории использования  группового обучения

 

Теория

Основные положения

теория социальной взаимозависимости

  • рассматривает групповое обучение как результат положительной взаимозависимости между целями личности;
  • положительная взаимозависимость имеет результатом продвинутое взаимодействие, поскольку отдельные личности поддерживают усилия друг друга в стремлении обучаться;

когнитивно-развивающая теория

  • рассматривает взаимодействие как необходимый элемент для когнитивного роста;
  • работающие в группе ученики когнитивно упражняются и переструктурируют информацию с целью усвоения и интеграции в уже имеющиеся когнитивные структуры;

бихевиористская

теория

  • предполагает, что учащиеся будут работать                                                                                                                                                                                                               упорно над такими заданиями, решение которых, очевидно, принесет им какого-то рода награду, и не будут работать над теми заданиями, которые не принесут награды и грозят наказанием;
  • обучение предусматривает предоставление членам группы стимулов для участия в работе группы.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Ключевые элементы организации  групповой работы

 

Элемент

Характеристика

Позитивная  взаимосвязь

Учитель обеспечивает, чтобы  каждый обучаемый понимал, что он связан с другими таким образом, что не может достичь успеха, пока другие не сделают работу. На каждом занятии выстраивается позитивная взаимозависимость таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал свою ответственность за изучение передаваемого материала и также за то, чтобы все члены группы его изучили.

Индивидуальная  ответственность

Учитель структурирует  индивидуальную ответственность учеников таким образом, что деятельность каждого оценивается посредством:

 а) индивидуального тестирования каждого учащегося;

б) объяснения каждым учеником одному из своих     одногруппников, что он выучил;

в) наблюдения за каждой группой и документирования вклада каждого члена группы.

Стимулирующее взаимодействие

Учитель обеспечивает стимулирование учащимся успеха друг друга (помогая, способствуя, поддерживая, стимулируя и одобряя  усилия друг друга).

Социальные  навыки

Учитель учит учащихся необходимым  социальным навыкам и  обеспечивает соответствующее их использование. Успех работы в группе требует внутриличностных и групповых  навыков.

Процесс групповой  работы

Учитель обеспечивает условия, чтобы у учеников было время включиться в групповой процесс: определение  способов совершенствовать процессы, которые участники использовали для максимилизации своего собственного обучения и обучения друг друга.




 

 

 




Информация о работе Дифференцированный подход в обучении говорению младших подростков на уроках иностранного языка